Урок по теме: «Пищеварение в ротовой полости»

Тема урока: «Пищеварение в ротовой полости»

Цель урока:

Образовательная: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них; сформировать знания о строении, значении и гигиене зубов.

Развивающая: развивать умения учащихся работать с источниками информации, со схемами и таблицами, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; публично выступать; оценивать для себя значение полученной информации.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.

Ход урока

Учитель: Древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Пища — это поставщик строительного и энергетического материала.

Человеческий организм как живая биологическая система состоит из органов.

Представим себе, что человеческий организм — это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.

— Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)

Согласованная работа органов обеспечивает переваривание и усвоение пищи.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики» — ротовой полостью.

Тема сегодняшнего урока — «Пищеварение в ротовой полости»

— Как вы думаете, какая одна из первых функций ротовой полости?

(механическая обработка пищи)

Учитель: Сервантес высоко отозвался о составляющей ротовой полости, выполняющей эту функцию — о зубах.

«Рот без зубов — все равно, что мельница без жерновов»

Учитель: и так, ребята изучим подробнее строение и значение зубов.

Откройте стр. 129 — 130 учебника, рассмотрите рисунки, познакомьтесь с текстом ответьте на вопросы по рядам:

1 ряд: Дайте классификацию зубов по форме и функциям. Укажите, в чем проявляется связь строения и функции.

2 ряд: Почему происходит смена зубов?

3 ряд: Каково внешнее и внутреннее строение зуба?

А теперь я предлагаю вам побывать врачами стоматологами 4 поликлиник.

(4 группы)

К вам пришел пациент. Ваша задача ответить на вопросы пациента:

1 группа: Почему нельзя ковырять в зубах металлическими предметами?

2 группа: Отчего на зубной эмали образуются трещины при употреблении очень холодной пищи после горячей? (При ответе используйте знания по физике).

3 группа: Почему нельзя допускать накопление в ротовой полости и особенно между зубами остатков пищи?

Самым распространенным заболеванием зубов является кариес (от лат кариес – гниль). При этом заболевании разрушается эмаль и дентин с последующим образованием полости. Воспаление зубной мякоти приводит к осложнению кариеса и образованию пульпита.

4 группа: Многие чистят зубы, перемещая щетку слева направо. Как доказать, что такие движения не очистят ротовую полость от частичек пищи застрявших между зубами?

— Какую роль играют слюнные железы? (смачивают пищу слюной)

Только ли эту функцию выполняет слюна?

Ученикам предлагается в парах проделать опыты:

1 ученик: Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

2 ученик: Проверка слабощелочной реакции слюны с помощью индикаторной бумаги.

На кусочке накрахмаленного бинта ватной палочкой, смоченной слюной написать букву, затем подержал бинт между ладонями рук 1-2 минуты.

? Учитель берет кусочек хлеба и капает раствором йода. Почему хлеб приобрел синею окраску?

Если долго жевать корочку черного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?

(Корочка черного хлеба делается сладкой при жевании потому, что крупные молекулы крахмала, входящие в состав хлеба, под влиянием ферментов слюны расщепляются на некоторое число молекул сахара).

Затем кусочек бинта опустить в раствор йода (на синем фоне появилась белая буква).

На синем фоне проявляется белая буква, так как в смоченном слюной месте образовалась ………, а она с йодом …………… не дает.

Этот опыт доказывает, что фермент слюны птиалин расщепляет углевод крахмал до более простого соединения глюкозы. В этом и можно убедиться, если жевать долго кусочек белого хлеба, то он станет сладковатого вкуса.

— Обсуждение результатов 2 опыта. Разбор материала о кислотно-щелочном балансе в ротовой полости. Слюна имеет слабощелочную реакцию и активизирует действие фермент.

Обратимся к таблице и проанализируем результаты поставленных опытов:

Содержимое пробирки

Температура

Химическая реакция

Результаты

1

Слюна + крахмал

37

Слабощелочная

2

Слюна + крахмал

0

Слабощелочная

3

Слюна + крахмал + HCI

37

Кислая

4

Слюна + крахмал

100

Щелочная

? Давайте составим схему действия ферментов слюны.

  1. В ротовой полости молекулы крахмала распадаются до……….

  2. Молекулы крахмала распадаются до глюкозы под действием фермента слюны……….

  3. Эта реакция идет при температуре ………., поэтому бинт приходится согревать руками.

  4. Эта реакция идет при………… реакции слюны.

III. Подведение итогов урока.

Ученики отвечают на вопросы:

На уроке я понял………

Теперь бы я хотел узнать о ………. потому, что …….

Спасибо Вам за отзывы и я хочу подвести итоги урока:

Берегите здоровье, берегите зубы, ведь здоровые зубы – это здоровый организм!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector