Урок по теме: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ. Зрительный анализатор»

ОРГАНЫ ЧУВСТВ. Зрительный анализатор.

Предварительная подготовка: ученикам предлагается прсмотреть тему «Анализаторы(органы чувств)».

Цели: Познакомиться со строением и функциями органов чувств; развивать способности анализировать полученную информацию, вычленять из нее необходимые факторы; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: учебник; схемы строения глаза, уха, вкусовых сосочков языка, носа; для эксперимента – стакан с яблочным соком и стакан с чаем, апельсин, кубик, растение, микросхема, ваниль, чеснок, кофе; распечатка с теоретическим материалом.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Работа над новым материалом

Объявление темы урока. Учитель раздает теоретический материал.

Вступительное слово учителя. В одной из древнейших религий существует следующая легенда. Когда-то боги,создавшие Землю и людей,создали великую тайну. Они решили уберечь ее от человека и стали размышлять,куда ее спрятать. На самую высокую гору? Но человек любопытен и может забраться на нее. На дно океана? Но человек спустится и туда. И тогда боги поместили свою тайну внутрь самого человека-уж туда-то он не сможет заглянуть!

Боги оказались правы.Человек покорил космос и разведал пучины океана,но о себе по-прежнему знает очень мало. Но люди изучают законы природы.для того,чтобы понять свою роль в этом мире и разобраться в самом себе. И мы прлагавем огромные усилия,чтобы скорее обнаружить эту тайну богов. Искать свое место в этом мире и познавать окружающее человеку помогают 5 чувств,данных природой (какие?): зрение,слух,обоняние,вкус,осязание. Каждое из этих чувств привязано к определенному органу. А эти органы,в свою очередь образуют сложные взаимодополняющие системы. Которые называются анализаторами. Термин был введен И.П. Павловым в 1909 г. Запишем определение. Анализатор-это сложная система рецепторного органа, нервных путей и мозгового центра.

Давайте разберем каждое чувство по порядку с помощью схемы.(на доске схема анализатора) Отразите ее себе в тетрадь. А сейчас послушаем сообщения об органах чувств,подготовленные учениками.

Диск №1 Биология 6-11 класс. (слайды №14,15)

Слух .Орган слуха человека-ухо. Оно состоит из внешней(наружное ухо) и внутренней (среднее и внутреннее ухо) частей. Наружное ухо включает в себя ушную раковину и слуховой проход. Среднее- барабанную перепонку и три слуховые косточки (молоточек,наковальня и стремя). Внутрееннее ухо состоит из особойкосточки-улитки и органа равновесия. Ушные раковины улавливают звуковые колебания,приникающие через слуховой проход внутрь. ,вызывая движения барабанной перепонки. Это движение передается по очереди молоточку,наковальне и стремечку,посылающему колебания дальше к улитке. При колебании улитки в движение приводятся чувствительные волоконца,движения которых регистрируются мембраной и по слуховому нерву передаются в мозг.

Вкус. Вкус воспринимается особыми нервными окончаниями,находящимися в ротовой полости. Самое большое их количество расположено во вкусовых сосочках языка. Орган вкуса человека-язык. Он располагается в ротовой полости и представляет собой мышечное тело. К каждому из вкусовых сосочков подходит нерв,передающий сигнал в мозг. Раздражение сосочка имеет химический характер. Рецепторы вкуса работают только во влажной среде,поэтому сухие предметы кажутся нам безвкусными.

Зрение. Орган зрения человека-глаз. Он состоит из глазного яблока и сложного вспомогательного аппарата-бровей и ресниц(защитная часть), слезных желез и слезных канальцев (увлажнение и очищение),мышц (двигательнаяфункция),кровеносных сосудов (питание) и нерврв(передача нервного импульса). Глазное яблоко также имеет сложное строение и включает в себя внутреннее ядро,зрачок и хрусталик. Собственно зрение, вернее,зрительное раздражение возникает следующим образом: свет проникает через зрачок и попадает на сетчатку,преломляясь через хрусталик. В сетчатке раздражение переводится в электрический импульс,проводимый с помощью нервов в зрительный центр коры больших полушарий. (В какую долю ?)

Рассказ учителя с элементами беседы. Второй подтемой нашего урока является зрительный анализатор. Остановимся на нем подробно.Нам всем известна поговорка: «лучше один раз увидеть,чем сто раз услышать» 90 %сведений человек получает с помощью зрения. Есть еще одна красивая пословица «вкус пищи узнаешь солью,вкус жизни-глазами.» Но с точки зрения физиологии это не совсем так. Почему? Потому что зрительное воспричтие происходит не толко благодаря глазам,а всему зрительному анализатору:глаз(рецепторный орган),нервный путь и мозговой центр (затылочная доля коры больших полушарий) (диск №1 слайд 15)Глазное яблоко находится в глазнице черепа и движется благодаря мышцам,регулирующимего положение. Внешняя поверхность глаза покрыта белковой оболочкой-склерой,которая сохраняет форму глаза и защищает от повреждений. В передней части склеры находится роговица-сильнейшая линза глаза,воспринимающая изображение. За белочной находится сосудистая оболочка,она не пропускает свет ,снабжена кровеносными сосужами и питает глазное яблоко. В передней части сосудистая оболочка переходит в радужную,которая определяет цвет газ. В середине радуной оболочки находится зрачок,способный регулировать интенсивность светового потока,сужаясь или расширяясь. Далее следует хрусталик-сложный оптический орган.способный менять свою кривизну в зависимости от рассматриваемого предмета. И ,наконец,внутренняя оболочка глаза-сетчатка,выступающая в роли экрана,воспринимающего изображение.

3 Закрепление изученного. Но,хотя глаз является одним из важнейших оганов чувств,далеко все не так просто. И пользуясь лишь одним анализатором,будь-то зрение,обоняние или осязание,мы не всегда сможем четко определить изучаемый объект. Для того,чтобы убедиться в этом,проведем эксперимент. Вы будете видеть,осязать и нюхать предметы,а результаты записывать в таблицу (заранее на доске)

Опыт

Результат наблюдения

Вывод

Только зрение.

Два стакана с жидкостью(чай,яблочный сок)

Из-за однородного цвета жидкостей только зрением определить состав затруднительно

Одного анализатора бывает недостаточно для определения предмета

Только обоняние (глаза закрыты) предметы: ваниль,кофе, чеснок,корица

Корицу оределили не все,т.к. эту пряность не часто используют.

Для точного определения предмета по запаху необходим жизненный опыт

Только осязание.

На ощупь определить предметы: кубик,растение,трудно определяемый предмет.

Редко используемые предметы сложно определить не только на ощупь,но даже с открытыми глазами.

Для точного определения предмета наощупь необходим жизненный опыт

Итак,из проведенного опыта можно сделать вывод,что для определения предмета необходимы не только анализаторы,но и жизненный опыт.

Однако,иногда органы чувств начинают работать несколько иначе,чем это запрграммировано природой. Яркий пример этого-Роза Кулешова,способная различать цвета тактильно,т.е. прикосновениями. Так,синий цвет ей казался скользким и холодным,коричневый шершавым,неприятным,красный-покалывающим. Это происходило из-за того,что цветовое ощущение возникало не в зрительном центре.а кожно-мышечном,что и вызывало сложные тактильно-цветовые ассоциации.

Подведение итогов. Наш урок подошел к концу,надеюсь вы не только вспомнили все,что ранее знали об органах чувств,но и узнали что-то новое и интересное. Спасибо за внимание.

Домашнее задание. § 48,49. Подготовить сообщения о феноменах ,касающихся анализаторов.

Слух .Орган слуха человека-ухо. Оно состоит из внешней(наружное ухо) и внутренней (среднее и внутреннее ухо) частей. Наружное ухо включает в себя ушную раковину и слуховой проход. Среднее- барабанную перепонку и три слуховые косточки (молоточек,наковальня и стремя). Внутрееннее ухо состоит из особойкосточки-улитки и органа равновесия. Ушные раковины улавливают звуковые колебания,приникающие через слуховой проход внутрь. ,вызывая движения барабанной перепонки. Это движение передается по очереди молоточку,наковальне и стремечку,посылающему колебания дальше к улитке. При колебании улитки в движение приводятся чувствительные волоконца,движения которых регистрируются мембраной и по слуховому нерву передаются в мозг.

Вкус. Вкус воспринимается особыми нервными окончаниями,находящимися в ротовой полости. Самое большое их количество расположено во вкусовых сосочках языка. Орган вкуса человека-язык. Он располагается в ротовой полости и представляет собой мышечное тело. К каждому из вкусовых сосочков подходит нерв,передающий сигнал в мозг. Раздражение сосочка имеет химический характер. Рецепторы вкуса работают только во влажной среде,поэтому сухие предметы кажутся нам безвкусными.

Зрение. Орган зрения человека-глаз. Он состоит из глазного яблока и сложного вспомогательного аппарата-бровей и ресниц(защитная часть), слезных желез и слезных канальцев (увлажнение и очищение),мышц (двигательнаяфункция),кровеносных сосудов (питание) и нерврв(передача нервного импульса). Глазное яблоко также имеет сложное строение и включает в себя внутреннее ядро,зрачок и хрусталик. Собственно зрение, вернее,зрительное раздражение возникает следующим образом: свет проникает через зрачок и попадает на сетчатку,преломляясь через хрусталик. В сетчатке раздражение переводится в электрический импульс,проводимый с помощью нервов в зрительный центр коры больших полушарий. (В какую долю ?)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

Открытый урок в 8 классе на тему:

из опыта работы

учителя биологии

Бриллиантовой Е.А.

Сергиевская ,2011год

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector