Урок по теме: «Митохондрии. Пластиды»

Митохондрии. Пластиды

Задачи урока: образовательные – продолжить формирование у учащихся представления о строении органоидов эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид);

— продолжить развитие у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;

— убедить учащихся в том, что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым.

воспитательные — воспитывать всесторонне развитую, компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;

— содействовать формированию научного мировоззрения учащихся на основе познаваемости и общности законов живой природы.

развивающие – развивать общеучебные умения и навыки учащихся – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составления плана, схем и таблиц;

— развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии;

— развитие критического мышления учащихся.

Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point . Основные опорные моменты урока появляются на экране интерактивной доски, сюда же выводятся материалы образовательного комплекса по общей биологии (Серия 1 С: Образование 3.0)

Методы и методические приемы: объяснение, фронтальная беседа, рассказ учителя, работа с таблицей, составление кластера, постановка проблемных вопросов и заданий, работа с текстом учебника.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, дидактический материал для проверки знаний, позеленевшие клубни картофеля, осенние листья растений, комнатное растение – Герань зональная.

Структура урока :

  1. Орг.момент (1-2 мин.)

  2. Постановка целей и задач урока ( до 2 мин.)

  3. Проверка д/з ( до 6 мин.)

  4. Изучение нового материала ( до 20 мин.)

  5. Закрепление материала (до 12 минут)

  6. Д/з (1-2 мин.

Ход урока:

п/п

Этап урока

Содержание этапа

Методы и методичес-кие приемы

1

2

3

4

1

Орг.

момент

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся объяснение хода урока, определение групп.

2

Поста-новка целей и задач урока

Формулировка темы и постановка целей урока (слайды № 1, 2).

Постановка целей и задач урока

3.

Проверка д/з

Задание №1. При выполнении заданий (А1–А6) выберите один правильный ответ:

А1. Комплекс Гольджи в клетке можно распознать по наличию в нём:

  1. Полостей и цистерн с пузырьками на концах

  2. Разветвлённой системе канальцев

  3. Двух мембран, крист на внутренней мембране

  4. Двух мембран, окружающих множество гран

А2. Рибосомы представляют собой:

  1. Комплекс микротрубочек

  2. Два мембранных цилиндра

  3. Комплекс двух округлых мембранных телец

  4. Две немембранные субъединицы грибовидной формы

А3. Какую функцию не выполняют в клетке эндоплазматическая сеть:

  1. Синтез жиров

  2. Накопление белков

  3. Установление связи между органоидами

  4. Синтез молекул АТФ

А4. Ядро в клетке можно распознать по:

  1. Наличию в нём хромосом

  2. Наличию в нём митохондрий

  3. Расположению на его мембранах рибосом

  4. Наличию в нём эндоплазматической сети

А5. Клетки растений отличаются от клеток животных:

  1. Многоядерностью

  2. Отсутствием клеточной стенки

  3. Наличием жгутиков

  4. Наличием клеточной стенки

А6. Какой органоид изображен на рисунке:

    1. Клеточный центр

    2. Рибосома

    3. Комплекс Гольджи

    4. ЭПС

Задание №2. При выполнении задания выбери три верных ответа:

В1. В поступлении и передвижении веществ в клетке участвуют:

  1. Рибосомы

  2. Эндоплазматическая сеть

  3. Митохондрии

  4. Клеточный центр

  5. Цитоплазма

  6. Плазматическая мембрана

2 вариант:

Задание №1. При выполнении заданий (А1–А6) выберите один правильный ответ:

А1. Эндоплазматическую сеть можно узнать в клетке по:

  1. Системе связанных между собой полостей с пузырьками на концах

  2. Множеству расположенных на ней гран

  3. Системе связанных между собой разветвлённых канальцев

  4. Многочисленным кристам на внутренней мембране

А2. Органоид клетки, на котором располагаются рибосомы:

  1. Плазматическую мембрану

  2. Эндоплазматическую сеть

  3. Комплекс Гольджи

  4. Митохондрии

А3. Аппарат Гольджи выполняет следующие функции:

  1. Запасающая и транспортная

  2. Образование лизосом, модификация веществ

  3. Синтетическая и защитная

  4. Энергетическая и выделительная

А4. Вакуолярную систему клетки образуют:

  1. ЭПР, аппарат Гольджи, ядро

  2. Аппарат Гольджи, ядро, лизосомы

  3. Ядро, ЭПР, аппарат Гольджи

  4. Лизосомы, аппарат Гольджи, ЭПР

А5. Организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра, митохондрий, аппарата Гольджи относят к группе:

  1. Прокариот

  2. Эукариот

  3. Водорослей

  4. Простейших

А6. Какой органоид изображен на рисунке:

  1. Клеточный центр

  2. Рибосома

  3. Комплекс Гольджи

  4. ЭПС

Задание №2. При выполнении задания выбери три верных ответа:

В1. Плотная оболочка отсутствует в клетках:

  1. Бактерий;

  2. Млекопитающих;

  3. Земноводных;

  4. Грибов;

  5. Птиц;

  6. Растений.

Взаимопроверка по образцу, записанному на доске. Подведение итогов работы. (слайд № 3).

Взаимо-проверка по образцу

4.

Изучение нового материала

С целью актуализации знаний и подготовки к восприятию материала по теме организую беседу по следующим вопросам:

– Что называют клеткой?
– Назовите основные части клетки?
– Дайте определение органоида клетки?
– На какие группы подразделяются органоиды?
– Чем отличаются немембранные органоиды от мембранных?
– Приведите примеры немембранных органоидов?
– Какие органоиды относятся к мембранным?

– Как вы считаете, в чем  различие по строению комплекса Гольджи, ЭПС, вакуолей, лизосом с одной стороны и митохондрий, пластид с другой?  (слайд № 4).

  • Используя электронные микрофотографии митохондрий (слайд № 5) и текст параграфа, учащиеся находят информацию  о форме, размерах, количестве и  нахождении их в клетках эукариот.

  • Проверка выполнения самостоятельной работы.

  • Ответ ученика: Митохондрии имеют шарообразную, овальную, палочковидную или нитевидную форму, длиной 7–10 мкм.  Находятся  во всех эукариотических клетках за исключением паразитических простейших и эритроцитов млекопитающих. Количество митохондрий варьирует от единиц до тысяч. Особенно их много в тех клетках, которые нуждаются в больших количествах энергии (у животных – клетки печени, мышечные клетки).

  • Рассказ учителя о строении митохондрий (слайд № 6).

  • Формулировка промежуточного вывода учащимися о строении митохондрий с  использованием слайда № 7 и соответствующая работа в тетради.

  • Постановка и решение проблемного вопроса: Почему митохондрии называют «силовыми, энергетическими станциями клетки?» (слайд № 8).

  • Обобщение учителя с опорой на знания учащимися о функциях митохондрий:

В митохондриях осуществляется кислородный этап клеточного дыхания и происходит запасание энергии в виде АТФ (т.е. в той  форме, в которой энергия доступна для использования на все процессы жизнедеятельности).

  • Изучение строения и функций пластид: Фронтальная беседа с опорой на знания учащихся об органоидах, характерных только для растительных клеток (за исключением некоторых жгутиковых) – пластидах (слайды № , 9, 10).

  • Систематизация знаний  и оформление в форме таблицы:

Основные типы пластид

Пластиды

Окраска

Местонахождение

Функции

Лейкопласты

Бесцветные

Неосвещенные части растений – стебли, корни, листья

Накопление запасных органических веществ (в виде гранул крахмала)

Хромопласты

Красные, оранжевые, желтые

Окрашенные органы растения – цветки,  плоды, стебли, осенние листья  

Привлечение насекомых-опылителей;
Привлечение животных-распространителей плодов и семян

Хлоропласты

Зеленые

Листья растений, покровы молодых стеблей, покровы клубней картофеля (на свету)

Фотосинтез (образование углеводов из неорганических веществ Н2О и СО2 при наличии световой энергии и пигмента хлорофилла);
Синтез АТФ;

  • Рассказ (слайд №10) учителя о взаимных переходах пластид друг в друга с демонстрацией (зеленый клубень картофеля, выдержанный на свету) и объяснение данного явления:  лейкопласты   на свету ––>  хлоропласты   осенью ––>  хромопласты

На свету в клетках покровной ткани картофеля образуется хлорофилл, и формируются граны. Лейкопласты превращаются в хлоропласты. В осеннее время в связи с изменением климатических условий наблюдается разрушение хлорофилла и образование из хлоропластов хромопластов, которые принимают форму кристаллов каротиноидов, типичную для данного вида растения. Поэтому листья теряют зеленую окраску, их окраска становиться красной, желтой, оранжевой (демонстрация осенних листьев).

  • Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, рисунком и тетрадью по изучению строения и функций хлоропластов (слайд №11).

  • Проверка выполнения самостоятельной работы, пояснения, дополнения учителя (слайд №12,13) и формулировка промежуточного вывода о строении и функциях хлоропластов.  

  • В процессе эвристической беседы сравниваем митохондрии и хлоропласты (строение и функции):

  • Постановка проблемного вопроса:

      Благодаря каким особенностям пластиды и митохондрии являются полуавтономными органоидами клетки?

  • Решение  поставленной проблемы с опорой на знания учащихся:

    1. Имеют собственную генетическую систему    

    2. Имеют двумембранное строение

    3. Синтезируют АТФ

  • Формулировка вывода:

Имея такие особенности, двумембранные органоиды могут, самостоятельно делиться независимо от деления самой клетки (количество митохондрий и пластид может увеличиваться или уменьшаться исходя из потребностей клетки в энергии и органическом веществе).

Наличие в двумембранных органоидах кольцевой молекулы ДНК, их способность к делению, а также отсутствие их в клетках прокариот позволили выдвинуть гипотезу о том, что предки митохондрий и пластид были свободноживущими прокариотами, ставшими затем паразитами (или жертвами) эукариотических клеток. Со временем они превратились в симбионтов клеток эукариот, обеспечивая их энергией и органическим веществом.

Выводы  по уроку (слайд №14):

  1. Митохондрии и пластиды – двумембранные  органоиды.

  2. Имеют собственную генетическую систему.

  3. Синтезируют АТФ.

  4. Строение и функции органоидов взаимосвязаны:

в хлоропластах осуществляется фотосинтез,

в митохондриях – кислородный этап  энергетического обмена.

Объяснение с использова-нием ИКТ

5.

Закрепление материала

На предложенные вопросы выберите все правильные ответы:

  1. Какое строение имеют митохондрии и пластиды:

    1. Одномембранное

    2. Двумембранное

    3. Немембранное

  1. Как называются внутренние структуры митохондрий:

  1. Граны

  2. Кристы

  3. Матрикс

  1. Где в митохондриях находятся молекулы ДНК, РНК, рибосомы:

  1. Кристы

  2. Наружная мембрана

  3. Матрикс

  4. Строма

  1. Почему митохондрии называют энергетическими станциями клеток:

  1. Осуществляют синтез белка

  2. Синтез АТФ

  3. Синтез углеводов

  4. Расщепление АТФ

  1. Какие органоиды являются общими для клеток растений и животных:

  1. ЭПС

  2. Рибосомы

  3. Пластиды

  4. Митохондрии

  1. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл:

  1. Лейкопласты

  2. Хлоропласты

  3. Хромопласты

  1. Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропласта:

  1. Тилакоиды гран

  2. Строма

  3. Кристы

  1. В какой части хлоропласта находятся молекулы ДНК, РНК, рибосомы:

  1. Наружная мембрана

  2. Граны

  3. Строма

  4. Матрикс

  1. Какие функции выполняют пластиды:

  1. Фотосинтез

  2. Накопление запасного крахмала

  3. Окраска лепестков, плодов и осенних листьев

  4. Синтез АТФ

  5. Окисление органических веществ

  1. Какие общие признаки характерны для митохондрий и пластид:

  1. Участвуют в синтезе АТФ

  2. Имеют двойную мембрану

  3. Имеют собственный генетический материал

  4. Способны к делению

  5. Являются одномембранными

  6. Не делятся в течение жизни клетки

Тестирование

проверка правильностиосуществляется путем взаимопро-верки по образцу на доске

6.

Д/з

§13, ответить на вопросы в конце §

Запись в дневниках и на доске

Учащийся должен знать:

  • Общий план строения клеток живых организмов;

  • Химический состав и строение митохондрий и пластид, взаимопревращение пластид в клетках растений

  • Функции митохондрий и пластид

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector