Урок по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта»

Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта».

Изготовление прялки. 2 урока

Цель: Изготовить в технике «аппликация» прялку.

Задачи:

-знакомство учащихся с конструкцией и декором предметов народного быта;

-развитие навыков работы с различными материалами;

-приобщение детей к народным традициям России.

Техника: аппликация

Материал: цветная бумага, картон, клей, возможен вариант самоклеющаяся бумага

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход первого урока.

I. Организационный момент

II. Основной этап.

1. Урок начинается с показа презентации и постановки проблемы.

Посмотрите на слайды со старой деревянной посудой и ответьте на вопросы.

-Какой материал использовали наши предки для изготовления посуды? (Дерево и глина)

-Какие образы использовали наши предки в данных видах посуды? (Ковш-черпак с высокой фигурной ручкой, солоницы-уточки, ковш-«конюх» с мотивами конских голов)

-Что отличает старинную русскую посуду от современной? (Пластическая форма, «скульптурность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи, древние знаки-символы в декоре, образующие нарядное узорочье у деревянных предметов).

2. Просмотр слайдов с изображением русских прялок.

— Как называется этот предмет быта и для чего он предназначен?

Русские прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин. Это древнее и простейшее приспособление для изготовления пряжи. На территории России она существовала с давних времён. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И поэтому её старались украсить и сделать особенно нарядной.

— Посмотрите схему прялки и назовите основные элементы русских прялок (донце, подгузник; столбик, или стояк; лопасть, или лопаска, лопата, личина; головка, гребень).

Процесс прядения нити в мифологических представлениях не только древних славян, но и других народов воспринимался как священное действо, работа, смысл которой — творение жизни, творение материи Вселенной. Женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими непосредственно в творении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в нее все то, что должно совершиться с человеком на земле.

-Рассмотрим северную прялку. Скажите, какие основные мотивы и орнамент нанесены на прялку? Солнечный орнамент.

Мотивы солнца не только в орнаментальной композиции, но и самой конструкции прялки (это и расположение в центре декоративной композиции большого солнца, которое имеет значение «белого света», дополненного кругами поменьше, и стройный ряд кругов или разнообразные по величине круги — «городки», замыкающие верхнюю часть лопаски, — символ дневного солнца, совершающего путь над землей, и декоративные «серьги», замыкающие лопасть прялки снизу, и круглые розетки на ножке прялки как олицетворение ночного, подземного солнца.

— Давайте вспомним русские народные сказки. И так.. В горнице сидит девица и кудель прядёт. А что за кудель, кто знает?

Обратимся к древнеславянской легенде о светозарном солнце, рассыпающем свои светлые кудри и прядущем из них золотые солнечные нити для чудесной ткани, которой богиня Заря украшает небо, помогают учащимся понять смысл слова «кудель» (кудель — как бы всклокоченный, кудлатый комочек шерсти или льна, из которого прядется нить, т. е. нечто организованное, упорядоченное).

Кудель прикреплялась именно к той части лопаски, где находилось большое солнце.

— Скажите а вот для чего так ярко расписана прялка, ради украшения?

(Нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нем)

Переходим от слова к делу. Наша задача сегодня определить основную форму прялки и выполнить её силуэт.

3. ТБ при работе с ножницами.

4. Повторим ещё раз из каких элементов состоит прялка. (Донце, подгузник; столбик, или стояк; лопасть, или лопаска, лопата, личина; головка, гребень).

Примерные схемы прялок

      

Сегодня вы принесли для работы картон и цветную бумагу. Вот именно из этих материалов будет наша прялка. В начале работы продумайте цвет картона.

III. Итог урока. Итак, подведем итог урока.

  • Что такое прялка?

  • Из какого материала её изготавливали?

  • Почему её передавали по наследству?

  • Назовите основные части прялки.

Ход второго урока.

I. Организационный момент.

II. Основной этап.

На  втором  уроке  перед началом практической работы учитель еще раз демонстрирует учащимся разнообразные варианты украшения русских прялок — резных, расписных — и ориентирует их на поиск выразительного решения.

1. Просмотр презентации с вариантами украшения русских прялок.

— Назовите основные мотивы орнамента прялки

— Выберите узор, который вы используете для своей работы.

2. Примерный узор для прялки с сайта «Город мастеров» учителя Кокаревой А.А.

      Этапы работы

  1. Из бумаги двух цветов вырезаем две полоски шириной по 2 см. Одну полоску разрезаем на треугольники или ромбы.

  2. Получившиеся треугольники (ромбы) приклеиваем на полоску цветной бумаги.

  3. Из бумаги двух цветов вырезаем 3 круга с диаметром 6 см каждый. Один из кругов разрезаем на треугольники.

  4. Приклеиваем получившиеся треугольники на 2 целых круга, оставляя между треугольниками пространство.

  5. Один круг с цветными треугольниками приклеиваем по центру прялки, а из полос с треугольниками делаем вокруг него рамку.

  6. Второй круг с треугольниками разрезаем на 4 равные части и приклеиваем в уголки рамки.

  7. Из цветной бумаги вырезаем круги и приклеиваем их на «городки» прялки.

  8. По желанию можно продолжить декорировать прялку геометрическими фигурами из цветной бумаги.

3. Можно выполнить узор в технике «вытынанка». Тогда на прялке могут появиться: «древо жизни», лёгкие воздушные узоры.

4. Можно использовать технику «квиллинг», появятся цветы, бабочки. Включаем фантазию и творчество.

III. Итог урока. Выставка работ учащихся.

Литература и материалы для презентации

1. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».  Методическое пособие к учебнику Изо. 5 класс автор Горяева Л.А., программа Неменского Б.М.

2. Сайт «Страна мастеров», учителя Кокаревой А.А.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector