Урок по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА»

1001 идея интересного занятия с детьми

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Яковлева Марина Николаевна, ГООАУ СПО «Кольский медицинский колледж», преподаватель, Мурманская область.

Предмет (направленность): Анатомия и физиология человека.

Возраст детей: 14 лет и старше.

Место проведения: класс и вне класса (аудитории).

Мертва наука без искусства, оно ей прибавляет чувства.

Сисакян А. Н.

Анатомия человека – наука о строении тела – является одной из сложнейших, но в то же время, увлекательнейших разделов биологии и медицины. Постижение анатомии включает изучение множества анатомических образований, органов, терминов и понятий. Одних только костей насчитывается более двухсот! На сегодняшний день Международная анатомическая номенклатура содержит около 6000 анатомических терминов!

Использование художественных средств в обучении анатомии активизирует познавательный процесс, развивает воображение, речь и мышление у обучающихся; способствует воспитанию любознательности, эмоционально-чувственных качеств, умений творчески подходить к выполнению предложенных задач.

Разнообразные художественные средства могут быть использованы на любом этапе теоретического или практического занятия. Например, при первоначальном знакомстве с анатомическим образованием или органом с целью создания эмоционального отклика и заинтересованности; на этапе изучения нового материала для фокусирования внимания обучающихся. Средства искусства могут применяться на стадии закрепления пройденного материала и рефлексии.

В качестве художественных средств могут использоваться: художественное слово (стихотворения, мифы, высказывания великих мыслителей, описания интересных фактов из истории анатомии и жизни ученых – морфологов и медиков, образные сравнения, эпонимы, метафоры, устное народное творчество – загадки, сказки и др.); произведения изобразительного искусства (репродукции живописных полотен, изображения скульптуры) и другие.

Приведу некоторые примеры использования художественных средств из своего опыта преподавания дисциплины «Анатомия и физиология человека». Так, студенты с удовольствием отгадывают загадки (большинство из которых русские народные), причем, иногда дают совершенно неожиданные ответы – неверные, но подходящие по смыслу.

Около прорубки стоят белые голубки. (Зубы).

Полон хлевец белых овец. (Рот и зубы).

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).

Белые силачи рубят калачи, а красный говорун подкладывает. (Зубы и язык).

Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык).

За чем во рту язык? (За зубами).

У чурки две печурки. (Нос).

Между двух светил я в середине один. (Нос).

Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит. (Нос).

Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах).

Два братца через грядку смотрят, да не сойдутся. (Глаза).

Вокруг земли обведу, а вокруг головы не обвести. (Глаза).

Живут два друга, глядят в два круга. (Глаза и очки).

Один говорит, двое глядят, да двое слушают. (Язык, глаза, уши).

На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются. (Веки и глаза).

Что легко носить, а трудно сосчитать? (Волосы).

Не сажают, не поливают, сами вырастают. (Волосы, ногти).

Ношу их много лет, а счету не знаю. (Волосы).

День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце).

У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (Руки или ноги и пальцы).

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (Пальцы).

Пять братьев: годами равные, ростом разные. (Пальцы).

Идут четыре брата навстречу старшему.

«Здравствуй, большак! – говорят.

– Здорово, Васька-указка, Мишка-середка,

Гришка-сиротка да крошка Тимошка». (Пальцы).

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).

Двух братьев на свете вернее нет. (Ноги).

Куда ни пойдешь, все на них взглянешь. (Ноги).

Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь. (Вдох).

Пришел милый, да и повалил силой. (Сон).

Что слаще меда, сильнее льва? (Сон).

Ни на меру, ни на вес, но у всех людей он есть. (Ум).

Что быстрей всего на свете? (Мысль).

Что на свете дороже всего? (Здоровье).

Чего хочешь, того не купишь; чего не надо, того не продать. (Молодость и старость).

Утром ходит на четверых ногах, в обед на двух, вечером на трех. (Человек в детстве, в зрелом возрасте, в старости с палочкой). Воистину богат и певуч русский народный язык!

Кроме загадок, в своей работе часто применяю эпонимы – именные термины, так как в анатомических эпонимах отражены основные этапы развития науки, становление научного миропонимания человека и его места в живой природе.

Примеры заданий:

Швейцарский морфолог, профессор логики, риторики и медицины, живший в 17 веке, в своё время опубликовал работу, в которой описал крупные образования, расположенные в стенке тонкого кишечника и их защитную функцию. Как фамилия этого ученого? Какие анатомические образования он описал? Что сегодня известно об их функции?

Ответ: Иоганн Пейер описал крупные скопления лимфоидной ткани – пейеровы бляшки, выполняющие иммунную функцию (местный иммунитет) и вырабатывающие лимфоциты.

Немецкий врач и патолог, будучи студентом, выполнил работу по микроскопическому строению поджелудочной железы, в которой описал ее строение. Что это за ученый и какая часть поджелудочной железы названа в его честь, какова её функция?

Ответ: Пауль Лангерганс описал эндокринную часть поджелудочной железы, названную в дальнейшем островками Лангерганса, которые выполняют функцию синтеза гормонов (инсулин и глюкагон), участвующих в углеводном обмене.

Богиня Фетида, чтобы сделать своего сына неуязвимым, искупала его в волшебных водах реки Стикса в подземном царстве. Как звали её сына? Куда он был ранен у стен Трои? Какое анатомическое образование названо в честь сына Фетиды? Где оно находится и какую функцию выполняет?

Ответ: Сына звали Ахиллес, он был ранен в пятку, в его честь названо ахиллесово (ахиллово) сухожилие трехглавой мышцы голени, с помощью которого мышца прикрепляется к пяточной кости. Функция данной мышцы – подошвенное сгибание стопы.

Активизации ассоциативного мышления обучающихся способствуют образные сравнения. К примеру, при демонстрации на слайдах изображений тех или иных предметов (в том числе, с использованием картин известных художников или их фрагментов), студенты должны вспомнить сходное анатомическое образование или часть какого-либо органа (ладья – ладьевидная кость, кольцо – кольцо Пирогова, крыло – крыло подвздошной кости, крылья носа, раковина – ушная раковина, хвост – хвост поджелудочной железы и др.). Или можно предложить «попутешествовать» в организме человека и найти «спрятавшихся» в нем жителей анатомического зоопарка (улитка во внутреннем ухе, конский хвост спинного мозга, клювовидный отросток лопатки, петушиный гребень решетчатой кости, чешуя некоторых костей черепа, червь мозжечка, рога спинного мозга и др.). Любители ботаники наверняка заинтересуются представителями растительного мира, «поселившимися» в нашем организме (миндалины в глотке, оливы продолговатого мозга, яблоко – глазное и адамово, луковицы – обонятельная, волосяная, кора головного мозга, грибовидные сосочки языка, ствол головного мозга, почки, листки серозных оболочек и др.).

При изучении нарушений функций органов (например, гипо- и гиперфункции гипофиза), студентам предлагаю вспомнить сказки, герои которых были карликами или гигантами (мальчик-С-Пальчик, Дюймовочка, семь гномов; 33 богатыря и др.).

Произведения изобразительного искусства (репродукции картин, скульптуры) целесообразно использовать при освоении темы «Типы конституций». Например, статуя Зевса, мечущего молнии (V в. до н.э.) может служить примером нормостенического телосложения, «Психея» Уоттса Д. (XIX в.) – астенического. С целью же закрепления пройденного материала по всему курсу можно предложить обучающимся проанализировать анатомические рисунки Леонардо да Винчи, сравнить их с современными знаниями.

Таким образом, использование художественных средств при обучении анатомии человека способствует образному восприятию строения и функционирования организма человека, активизирует познавательные и эмоциональные процессы у обучающихся, развивает интерес к предмету.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая книга загадок. – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 144 с.

  2. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк; Сталкер, 2006. – 318 с.

  3. Самусев Р.П. Анатомия человека в эпонимах. Справочник. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 656 с.

4

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector