Урок по обществознанию в 10 классе по теме «Деятельность как способ существования людей»

Урок по обществознанию в 10 классе по теме

«Деятельность как способ существования людей»

Пода Татьяна Васильевна,

учитель обществознания

МАОУ «СОШ № 72»,

г. Перми

Обучающая цель — создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей.

Метапредметные цели –

-развитие предметного мышления;

-развитие умения работать с текстом;

— развитие умения формировать понятия (определения);

-развитие умения делать выводы и умозаключения;

— развитие умения задавать вопросы по теме.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

УУД

Введение в тему.

Целеполагание

  1. Для мотивации деятельности учащихся

учитель зачитывает притчу и задает вопросы

— О чем эта притча?

— О чем мы сегодня собираемся говорить?

— Какие бы вопросы задали вы по этой теме?

— Что вас больше всего заинтересовало в этой теме?

Учащиеся работают с текстом учебника.

Самостоятельно формируют

определение Деятельности,

записывают определение.

Деятельность-активность

субъекта, направленная на преобразования объекта.

Познавательные

(умение строить

высказывание)

смысловое

чтение,

(формулировка

проблемы)

Регулятивные

(целеполагание)

Новый материал

Организация деятельности

учащихся

Давайте попытаемся ответить на часть ваших вопросов. Я предлагаю создать структуру Деятельности в виде кластера (см. приложение №2)

Учитель предлагает основные элементы кластера

Учитель предлагает работу в группах, в ходе, которой учащиеся отрабатывают такие понятия, как цель, субъект, объект, интересы, потребности.

Затем учитель переходит ко второму вопросу темы — Виды деятельности.

Снова предлагается работа с текстом учебника… Учащиеся знакомятся с такими видами деятельности, как практическая деятельность, духовная деятельность.

Учитель снова зачитывает притчу и задает вопрос на понимание сути видов деятельности и взаимосвязи практической и духовной видов деятельности.

Затем учащиеся знакомятся с творческим видом деятельности.

В качестве задания на понимание сути творческого вида деятельности учащиеся

получают задание проанализировать текст песни Интернационал.

Учащиеся создают

кластер

деятельности,

работают с текстом учебника,

выбирают ключевые фразы

для оформления

кластера, делают логические умозаключения, выводы и

приходят к главному выводу,

что деятельность-есть способ существования людей.

Работают с текстом учебника, ищут в тексте ключевые фразы. Подбирают подходящие фразы для ответа на вопросы учителя.

Работают с учебником,

работают с текстом песни.

Ищут в тексте ключевые фразы делают выводы и умозаключения.

Познавательные

(поиск информации,

структурирование знаний,

моделирование).

Коммуникативные

(планирование

учебного

сотрудничества, умение

выражать

свои мысли)

Регулятивные

(самостоятельная

оценка и контроль).

Личностные

(самоопределение)

Закрепление

изученного материала,

проверка

насколько

усвоен

материал

Учитель предлагает ответить на вопросы учебника в конце параграфа на странице 177. «Проверь себя»

Отвечают на вопросы

Если не могут сразу ответить на вопрос,

ищут ответ в тексте

учебника или в дополнительном

источнике.

Регулятивные

(контроль и оценивание полученных знаний и умений

Рефлексия

На какие интересующие вас вопросы вы получили ответы?

На какой вопрос вы не получили ответ?

Как вы думаете, где можно найти ответ

На этот вопрос?

Что вы хотите спросить у учителя по этой теме?

Cоставляют и задают вопросы одноклассникам, учителю.

Личностные

(Нравственно-эстетическое оцениание своей

деятельности

на уроке).

Домашнее задание

Параграф 17, творческое задание к параграфу 17.

Приложение 1

Урок по теме начинается с фронтальной беседы с учащимися.

Учитель: Прежде, чем приступить к изучению темы, давайте поработаем над понятием термина Деятельность.

Вопрос: Что у вас ассоциируется со словом деятельность?

Работа с доской. Учащиеся записывают на доске слова, словосочетания, которые у них ассоциируются со словом деятельность. После обсуждения делается попытка дать определение деятельности. Приходим к выводу, что определение носит житейский характер.

Этот момент урока является мотивацией к дальнейшей деятельности.

У учащихся появляется интерес к научному определению деятельности.

Учитель: Зачитывает притчу – Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?” – «У меня сегодня много дел, — ответил он, — хочу, чтобы день наступил пораньше».

Вопрос: О чем эта притча? Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Заслушиваются ответы учащихся. Затем дается задание прочитать в учебнике (Учебник Обществознания 10 класс, профильный уровень, автор учебника Л.Н. Боголюбов, стр 168.) два определения деятельности. Первое определение из философского словаря, второе определение из словаря по психологии.

Вопрос: Что общего в этих двух определениях? Попытайтесь написать свое определение деятельности.

Учащиеся пишут свое определение деятельности. Определения обсуждаются заостряется внимание на том, что в определении деятельности заложен так называемый аспект, связанный с психической деятельностью человека.

Определения деятельности: — Деятельность – это активность субъекта, направленная на преобразование объекта. Заостряется внимание на том. Что в определение деятельности входят понятия субъекта и объекта.

Договариваемся, каким образом будем создавать структуру деятельности. Остановились на схеме. Поскольку деятельность связана с человеком, схема изображается в виде образа похожего на человека.

Дается задание по группам. Работа рассчитана на работу в парах. 2-3 пары работают над одной и той же проблемой.

Задания для работы в группах:

1-е задание – Отразить в предложенной схеме понятие Цель деятельности (на какие составляющие можно разложить это понятие), работа с учебником, стр169-170.

2-ое задание – отразить в предложенной схеме понятия Субъект и Объект деятельности

((на какие составляющие можно разложить эти понятия), работа с текстом учебника, стр. 169).

3-е задание – Отразить в предложенной схеме понятие Потребности (на какие составляющие можно разложить это понятие), работа по учебнику, стр. 171-172.

4-е задание – Отразить в предложенной схеме понятие Мотивы (на какие составляющие можно разложить это понятие), работа по учебнику, стр. 173.

Учащиеся работают в парах, затем объединяются для выступления у доски. После обсуждения я предлагаю написать новое определение деятельности. в ходе работы над написанием определения возникает спор по поводу того- какое же начало имеет деятельность — философское или психологическое. Предлагается подумать над этим вопросом дома. Эта проблема выносится на осмысление в качестве домашнего задания.

2-ой вопрос темы – Виды деятельности. Вопрос не сложный. Учащимся предлагается назвать виды деятельности, которые они знают. Называются такие виды деятельности, как

  • Практическая деятельность.

  • Духовная деятельность.

  • Творческая деятельность.

  • Созидательная деятельность.

  • Разрушительная деятельность

Дается задание выбрать наиболее важный вид деятельности и аргументировать своё мнение.

Для более эмоционального восприятия темы предлагается прочитать притчу О труде и молитве и ответить на вопрос – Как смысл этой притчи можно соотнести с прочитанным содержанием текста о практической и духовной деятельности?

Притча – Рыбак перевозил на лодке одного вольнодумца. Отплыли от берега, пассажир торопил рыбака:

— Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле большими буквами написано «молись». А на другом — «трудись».

— Зачем это? — спросил рыбак, — чтобы не забыть. Что надо молиться и трудиться.

— Ну. Трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — вольнодумец махнул рукой. – это не обязательно. Никому не нужно терять время на молитву.

— Не нужно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. – Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед.

После предполагаемых ответов учитель зачитывает окончание притчи: —

— Отсюда понятно: чтобы успешно плыть на ладье жизни по бурному житейскому морю. Надо крепко держать в руках оба весла.

На уроке также заостряется внимание на такой вид деятельности как разрушающая деятельность. Нюанс в том, что разрушающая деятельность возможна не только во зло, но и во благо. В качестве подтверждения учащиеся знакомятся с текстом Интернационала (Весь мир насилья мы разрушим…).

В конце урока для закрепления того, что учащиеся узнали на уроке, задается вопрос-

— И так, в чем же на ваш взгляд заключается социальная сущность деятельности?

Ответ не вызывает затруднений – Деятельность – это способ существования людей. Люди могут существовать в деятельности.

Рефлексия:

1. Что было трудным при изучении темы?

2. Что было интересным в изучении новой темы?

3. Знания о деятельности человека вам как то пригодятся?

Домашнее задание:

1. Сформулировать определение деятельности.

2. Привести аргументы для доказательства, что выбранный вами вид деятельности является самым важным.

Литература.

  1. Внедрение воспитательных технологий в деятельности субъектов профилактики Пермского края. Сборник методических рекомендаций. Издание второе, дополненное и переработанное. Составить В. Л. Покровская. АНО «Центр социально-психологической помощи населению». 2008 г.

  2. И. Д. Демакова. Пространство детства: проблемы гуманизации. Москва – Ижевск: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Республиканский центр развития образования. МНО УР. 1999 г.

  3. Методическое пособие «Практика работы специалистов Пермского края, использующих восстановительные технологии в реабилитации детей», Пермь 2008 г. Составить: В. Л. Покровская. АНО. Редакция: Ю. Б. Нечаева, А. Н. Селищева.

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector