Урок по обществознанию «Происхождение и развитие человека» 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с историческим процессом происхождения и развития человека, сего движущими силами.

Образовательные задачи:

  • объяснить основные понятия урока;

  • познакомить учащихся с различными теориями происхождения человека;

  • разъяснить, какие важные изобретения помогли древним людям выжить и развиваться;

  • сформировать у учащихся умение составлять рассказ на основе услышанного и прочитанного

Развивающие задачи:

Развить у учащихся внимание, память и мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитать интерес, чувство коллективизма

Ожидаемые учебные результаты:

Учащиеся должны:

— уметь объяснять роль культуры в жизни человека;

— описывать сущность изобретений;

— приводить примеры совершенствования орудий труда и, общественных отношений;

— рассказывать об условиях и образе жизни первобытных лю­дей, используя

материал параграфа;

— правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия;

— работать в микрогруппе по 4 человека;

— понимать, что способность трудиться помогла человеку выжить и развиваться;

— понимать, что способность и стремление к прогрессу это отличительная черта человека.

Основные используемые понятия:

развитие общества, орудия труда, эволюция, прогресс, соци­альный прогресс, технический прогресс, антропология, хомо сапиенс.

Основные виды деятельности на занятии:

— беседа;

— работа в группах;

— работа с учебником.

Оборудование:

1 .Учебник «Обществознание», рабочая тетрадь.

2. Карточки.

3. Схема «Технический и социальный прогресс».

4. Рисунки «Первобытный человек», «Современный человек»,

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Обществозна­ние — новый учебный предмет. Человек — часть природы и общества».

Игра «Согласен — не согласен».

Учитель произносит фразу, дети поднимают карточку «Согла­сен», «Не согласен». По знаку учителя объясняют свой ответ.

— Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание. (Да)

— Обществознание — наука, изучающая человеческое общество и его законы,

человека и его отношения с окружающим миром. (Да)

— Естественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Нет)

— Общественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Да)

— Естественные науки изучают живую и неживую природу. (Да)

— Человек миллионы лет назад тоже был продуктом природы. (Да)

— В древности человек все делал в одиночку. (Нет)

— Слово «общество» появилось потому, что люди все делали коллективно, сообща. (Да)

— Обществознание — это естественная наука, изучающая строе­ние человека. (Нет)

III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

1. Мотивация учащихся. Игровая сценка «Первобытный человек».

2. Первые люди на Земле.

3. Древние жители в нашем крае. Археологические памятники на территории региона.

4. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

5. Технический прогресс. Социальный прогресс.

1. Мотивация учащихся. Игровая сценка «Первобытный человек».

2 ученика разыгрывают сценку «Первобытный человек».

1-й УЧЕНИК: -Первобытный человек на свете жил.

Человек тот очень-очень грустным был.

2-й УЧЕНИК: — Ну а вы бы разве грустным не ходили,

Если б тоже первобытным очень были?

1-й УЧЕНИК: — Отчего же ты горюешь и грустишь?

Может, все же грусть свою нам объяснишь?

2-й УЧЕНИК:

— В шкуру мамонта одетым я хожу,

И удобной я ее не нахожу!

И еду мне в магазине не купить

На охоте должен я еду добыть!

А оружие мое – ну просто смех!

Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!

1-й УЧЕНИК:

— Но зато с тобой весь дружный род.

И на помощь вся община вмиг придет.

2-й УЧЕНИК:

— Хорошо разумным людям рассуждать,

Вам с природою не надо воевать.

Нам же двигать эволюцию вперед,

«Хомо сапиенсам» чтоб пришел черед.

Я, как вы, хочу уметь читать, писать,

Я разумным существом мечтаю стать!

Учитель: Из-за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчен первобытный человек?

Главный вопрос нашего урока (записывает на доске).

Что помогло развитию Человека, человеческого общества?

2. Первые люди на Земле.

Учащиеся знакомятся с текстом учебника на стр. 7-8.

Дополнительно можно ознакомить учащихся с теориями происхождения человека .

Физкультминутка. (Слайдовая презентация)

3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

На доску прикрепляются два рисунка:

«Первобытный человек» «Современный человек

Учитель делит класс на группы по 4 человека.

Задания для работы в группах:

— Чем первобытный человек отличается от современного человека?

— Как вы думаете, чем человек отличается от животных?

Учитель, не комментируя, записывает высказывания групп на доске под рисунками,

Учитель: Посмотрите внимательно на доску и попробуйте сделать вывод:

— Чем первобытный человек отличается от современных людей?

— Чем первобытный человек отличался от животных?

Класс предлагает варианты, оптимальный записывается учите­лем на доску, учениками в тетради:

1. Первобытный человек внешне был похож на животное.

2. Человек — часть природы, он отличается от животных умением изготовлять орудия

труда, накапливать и передавать опыт.

ЧЕЛОВЕК

ЖИВОТНОЕ

Общее

1. Является представителем

живой природы.

2. Имеет потребности
в пище, воде, тепле.

1. Является представителем
живой природы.

2. Имеет потребности в пище,
воде, тепле.

Различное

1. Поведение человека

является целенаправленным.

2. Имеет речь.

3. Имеет мышление.

4. Может изготавливать и
применять орудия труда.

5. Активно воздействует на
природу, преобразует
окружающий мир.

1. Поведением животных
руководит инстинкт.

2. Не имеет речи.

3. Не имеет мышления.

4. Не изготовляет и не
использует орудия труда.

5. Потребляет все из природы
в готовом виде.

Можно использовать для обсуждения таблицу из курса «Исто­рия Древнего мира»:

Учитель: Что обозначает выражение «Коллективный труд со­здал человека»?

(Без объединения в крупные коллективы, без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях.)

4. Технический прогресс. Социальный прогресс.

Учащимся раздаются отрывки из литературных произведений для работы в группе.

Задание: определить, о каких этапах развития человеческого общества говорится в отрывках.

1. «Уна устала, ей хотелось пойти поиграть, но приказ матери был ясен: необходимо обработать землю, чтобы приступить к посадке зерен. Уна вздохнула и крепче перехватила деревянную мотыгу: надо, значит надо. Зато завтра старый Крек обещал показать ей, как обмазывать корзину глиной и обжигать ее на костре, чтобы получился красивый горшок».

2. «У кузнеца дел всегда много: с утра Авдей проверял железные насадки на плуг — скоро предстояло начать пахоту. А завтра надо было подковать лошадей— время поджимало — скоро господин соберется на охоту и будет очень недоволен, если его лошади будут хромать».

3. «Митька готов был заплакать — трактор никак не хотел заводиться. Придется опять бежать к мастеру, а он, как всегда, будет ! смеяться по поводу горе – механиков , которые, окончив училище, уже считают себя настоящими механизаторами, а сами не способны завести простой тракторенок».

Пока учащиеся читают текст и готовят ответ на вопрос, учитель рисует на доске схему, которая будет заполняться по мере ответа учащихся.

мир современного человека

бензопила

_____________________

мир средневекового человека

железный топор

_______________________

мир первобытного человека

каменный топор

__________________________

Беседа по вопросам после прочтения литературных отрывков:

— Почему вы считаете, что в данных отрывках речь идет об этих исторических периодах?

(Главный признак — применяемые орудия труда)

— Какие еще орудия труда, относящиеся к этим периодам, вы можете назвать?

(На основании ответа учащихся учитель выстраивает ло­гический ряд:

например,

каменный топор ► железный топор ► бензопила)

— Как связаны между собой изменения орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?

(Примитивные орудия труда требовали совместной работы людей, люди были вынуждены объединяться в большие коллек­тивы. Чем сложней становились орудия труда, тем больше мас­терства требовалось от человека.)

Учитель дает определение технического прогресса, учащиеся записывают его в тетрадь.

Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом.

Учитель: Подумайте, а как может называться развитие самого человеческого общества,

его культуры, экономики, государства?

Учитель записыва­ет на доске новое понятие, учащиеся записывают его в тетрадь.

Социальный — общественный прогресс

Развитие самого общества, его культуры и экономики, государс­тва и политики, сферы труда и быта называют социальным про­грессом.

Учитель: Вернемся к главному вопросу нашего урока, прочи­тайте его, обсудите в группах и сделайте вывод.

Учащиеся обсуждают вопрос и предлагают вывод урока, кото­рый записывается в тетради.

Вывод урока: Развитие человека и человеческого общества происходило благодаря

техническому и социальному прогрессу.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

— Что мы сегодня на уроке узнали нового?

— Чем первобытный человек отличается от современных лю­дей?

— Чем первобытный человек отличался от животных?

— Как связаны между собой развитие орудий труда и эволюция человека и

человеческого общества?

— Что такое технический прогресс?

— Что такое социальный прогресс?

Домашнее задание: прочитать § 1 учебника, вопросы к § 1;

По желанию: при­думать (устно) рассказ о жизни древнего человека (можно про­иллюстрировать рассказ рисунком).

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector