Урок по обществознанию на темудемократические выборы(10 класс)

Предмет — обществознание.
Тема урока — «Демократические выборы».
Класс — 10.
Время — 1 учебный час.
Тип урока — урок-практикум.
Цели урока:
образовательные:
Сформировать новые понятия по изучаемой теме.
Раскрыть принципы демократических выборов, права избирателя.
Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса.
Познакомить учащихся с избирательным законодательством, продолжить формирование навыков работы с правовыми документами.
развивающие:
Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике.
Продолжить выработку умений работать в паре, группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию.
воспитательные:
формировать активную гражданскую позицию.

Основные понятия: выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное, прямое, всеобщее избирательное право, тайное голосование, референдум, избирательный ценз.

Оборудование:
выставка литературы: Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г.,
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон Архангельской области от 8.11.2006 г. «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».
раздаточные материалы:
На столах у учащихся должны быть материалы с выдержками из основных документов избирательного законодательства, тексты проблемных заданий с планом выполнения, карточка с правилами написания синквейна.
компьютер, мультимедийная установка, экран.
Оценивание работы учащихся: самостоятельную письменную работу учащиеся выполняют в тетрадях. После выполнения домашнего задания учитель собирает тетради и оценивает работу учащихся.
I этап урока

— С проблемой выбора человек сталкивается каждый день, каждый час, каждую минуту. Согласитесь, что и Вы ломали голову над тем, какой подарок выбрать другу ко дню рождения, какую книгу прочесть сегодня, а какую пока отложить, как поступить в той или иной ситуации… И бывало так, что простые житейские вопросы ставили Вас в тупик, и Вы не знали, что выбрать! А что уж говорить о политике!
Политический выбор — это всегда раздумья, поиск новых доводов и аргументов. Политический выбор — это степень вашей готовности мыслить по-государственному, это умение отличить истинного государственного деятеля от политика, рвущегося «во власть» только ради собственной выгоды, личной наживы.
Тема нашего урока демократические выборы

Вы юные граждане России открыли третье тысячелетие и от того какими вы вырастите, во что будете верить, зависит судьба нашего Отечества. Хочется надеется , что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее. Не за горами то время когда вы станете активными участниками избирательного процесса.
Для того чтобы успешно влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Поэтому на этом уроке и мы с вами разделимся на команды партии.
II этап урока
Запишите в тетрадь ключевое слово урока — «выборы».
— Напишите рядом с этим понятием в тетради 2-3 понятия по ассоциации.
Выслушиваются ответы учащихся (народ, голосование, бюллетень, кандидат и др.)

— Попытайтесь дать свое определение понятию «выборы» и запишите его в тетрадь.

— Сегодня мы будем работать со следующими источниками:
Конституция РФ
Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г.,
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ»
ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
— Посмотрите, как трактуется понятие «выборы» в Конституции РФ, в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ».
— Проверьте, насколько совпадает данное вами определение с тем, которое содержится в документах.

— скажите Какие выборы считаются демократическими?

Каждая партия оснащена достаточным количеством справочных материалов чтобы справиться с заданным заданием

— Найдите и объясните значение понятий
«избирательная система»,
«избирательное право»
«избирательный ценз».
«избирательный процесс»

Избирательные системы прошли длительный путь развития. В итоге было выработано
Два основных типа: мажоритарный и пропорциональный На основании сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно — пропорциональный смешанный тип избирательной системы.

Рассказ учителя

Слайд № 6.

Учитель предлагает каждой группе решить по одной задаче:
1. Укажите на нарушения избирательного права.
Гражданин Д. не пошел голосовать в день выборов. Ближе к вечеру один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, попросил проголосовать.
Гражданин Н. не решился в день голосования отойти от постели больной дочери и попросил избирательную комиссию прислать ему на дом человека с ящиком для голосования, но ему в этом было отказано со ссылкой на крайнюю занятость членов комиссии.
Слайд № 7.
Задание №2. Аргументируйте свою позицию по каждому из пунктов.
Выборы в представительные органы власти разных уровней стоят очень дорого, но, как известно, далеко не все граждане принимают участие в голосовании. Кроме того, немалое количество избирателей делают свой выбор в последний момент, часто наобум. Как вы полагаете, может быть, имеет смысл ввести следующие избирательные цензы:
Образовательный (только высшее).
Предельный избирательный возраст (не старше 60 лет).
Включать в списки только тех, кто принял участие в предыдущей избирательной кампании.
Слайд №8.
Задание № 3.
Известно, что среди кандидатов депутаты на выборах в Государственную Думу 1999 года было немало людей, которые правоохранительными органами обвиняются в причастности к уголовным преступлениям. В связи с этим в обществе появилось мнение о необходимости ввести запрет на использование пассивного избирательного права лицам, находящимся под следствием. Однако, по мнению некоторых, введение такого запрета есть прямое нарушение демократии.
С какой точкой зрения вы согласны? Аргументируйте свой ответ.
Слайд №9.
В ходе обсуждения учащиеся делают вывод, что сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права и обязанности участников выборов.
IV этап урока
— Можно ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
Проводится ролевая игра. Учащиеся работают по группам: депутаты, парламентская оппозиция, журналисты. На обсуждение предлагается законопроект об обязательном участии граждан России в выборах. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.

Проект закона «Об обязательном участии в выборах»
Все граждане Российской Федерации, дееспособные и не находящиеся под постоянным наблюдением врача, обязаны принимать участие в выборах в органы власти всех уровней (центральные, региональные и местные). Реализация активного избирательного права (права избирать) является важной характеристикой гражданственности.
В случае невозможности принять участие в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые, рассмотрев представленные документы, выносят соответствующее решение.
За неучастие без уважительных причин в выборах в первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учебы, а также публикация фамилии и фотографии нарушителя в средствах массовой информации), во второй раз — штраф в размере трех минимальных размеров оплаты труда, в третий раз — общественные работы на срок от 10 до 90 дней.

Слайд № 10.

Задание группе №1.
Вы являетесь депутатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои аргументы в пользу его принятия (предположите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, правовой, духовной областях может принести принятие этого закона).
Задание группе №2.
Вы являетесь парламентской оппозицией и должны представить аргументы против принятия данного закона.
Задание группе №3.
Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Проанализируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические пристрастия вашей газеты могут повлиять на будущую статью.

Результаты работы в группах заслушиваются и обсуждаются.
V этап урока.

Соц опрос

Пожелание учителя:
С момента совершеннолетия право выбирать станет вашим конституционным правом, а вместе с тем и гражданской обязанностью.
Помните о том, что «плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании».
Д. Натан
д/з

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector