Урок по обществознанию для 9 класса «Права людей»

Урок по обществознанию

9 класс

Тема: Права людей

Цель: подвести учащихся к выводу о том, что необходимо соблюдать и уважать права человека, выполняя обязанности

Задачи: 1) сформировать понятие «право» и «обязанность», дать характеристику основным группам прав;

2) развитие умений: работать в группе, защищать собственную точку зрения и принимать чужую, развитие абстрактного и ассоциативного мышления, навыков работы с информацией

3) воспитание правового сознания, навыков правового поведения, ответственного отношения к соблюдению законов государства, оценка поступков с точки зрения морально-нравственных ценностей

Оборудование: презентация (Приложение 1), документ-камера, рабочие листы (Приложение 2), бейджи с символом Общества правоведов (Приложение 3), 5 комплектов для коллажей (листы А4, клей, изображения, цитаты)(Приложение 4)

Ход занятия

Приветствие.

Ребята, у меня вчера такое на уроке случилось!..Я даже не знаю, как занятие сейчас проводить…а впрочем, посмотрите сами. (видеоролик)

Так что же они сделали? (Правильно ли то, что они сделали? Совершили ли они проступок?) (взяли чужой телефон, прочли переписку)

Почему это неправильно? (есть право на тайну личной жизни и переписки, защиту собственности)

Молодцы, а какими правами вы еще обладаете? (перечисляют)

А теперь скажите, о чем мы будем говорить на занятии? (о правах человека) (Слайд)

Запишите тему в ваших рабочих листах.

Что мы можем узнать о праве? (что такое право, какие функции выполняет право, какие бывают права, что такое обязанности)(Слайд)

А теперь узнаем, что такое право.

Ребята за 1 партой — вы наш информационный центр. Вы находите в поисковой системе определение «право».

Я же репортер независимого канала, беру интервью у народа. (спросить несколько человек, что такое право?)

Ребята, какое определение вы нашли? (называют)

Молодцы! Видите, как много определений права. Давайте познакомимся с определением, которое дает нам учебник. (Слайд) у вас в рабочих листах такое определение тоже есть. Подчеркните в нем основу, главную часть. (проверили)

Вы правы, право-это общеобязательные нормы.

Скажите, а в каких документах записаны такие нормы? (называют Конституцию, Декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, Федеральные законы, Кодексы и др.)

Действительно, таких документов много (Слайд) А что их все объединяет? (они защищают права человека)

Зачем же нам защищать наши права? (их нарушают)

Да, человек, совершает множество поступков. Для одного человека этот поступок хороший, а для другого – этот же поступок – неправильный.

Мы с вами ежедневно вступаем в разнообразные отношения: ссоримся, миримся, совершаем покупки, работаем или учимся. Все эти отношения происходят в разных сферах общества. Вспомните 4 сферы общества (называют экономическую, социальную, политическую, духовную).(Слайд)

А нормы, регулирующие отношения в разных сферах, одинаковые? (разные) Верно, существует несколько групп прав по сферам общества. В рабочих местах заполните схему.

Назовите экономические права (на частную собственность, свободу предпринимательства, труд)

Что отнесем к социальным?(право на медицинское обслуживание, социальное обеспечение)

Назовите политические права. (избирательное, свобода собраний, слова)

К культурным правам отнесем…(право на приобщение к культуре, образование)

А право на жизнь? Можем ли мы отнести его к какой-то одной группе прав? (нет, оно не принадлежит одной группе)

Вы правы. Оно принадлежит к группе прав, охватывающих все сферы общества. Это права личные: право на жизнь, свободу, неприкосновенность, семью…

(Слайд)

Сейчас делимся на группы. Каждая составляет коллаж по своей группе прав. Т.е. вы выбираете изображения и цитаты, отражающие права только вашей группы, и наклеиваете их на лист. Затем каждая команда выбирает капитана, который объяснит выбор именно этих изображений и цитат. На работу вам отведено 5 минут. Работу начинаем и заканчиваем по звонку. (звонок)

Проверка работы. Коллаж через документ-камеру выводится на экран. Ученик объясняет подборку иллюстраций. Учитель может задавать уточняющие вопросы, просить класс помочь.

Вы отлично справились с работой. Теперь вы видите, как много у людей прав. Ребят, а почему тогда в мире более миллиарда безграмотных взрослых при праве на образование? Почему тысячи детей умирают от голода, обладая правом на жизнь? Почему есть дети без родителей, нищие, бездомные?.. (права не обеспечиваются государством, их нарушают, не соблюдают)

Верно, ведь право не только разрешает, но и обязывает.

(Слайд) Давайте решим, что мы можем, а что мы должны по праву? (распределяем)

То, что право нам разрешает – это свободы, то, что обязывает – обязанности.

Что такое обязанности? (то, что мы должны). (Слайд) Подчеркните основу определения в рабочем листе. Что получилось? (должное поведение)

Правильно.

(На фоне ролика) Те, кто борется за соблюдение прав сегодня, против нищеты, дискриминации, насилия, не супергерои, а обычные люди. Дети, матери, отцы, учителя, думающие люди, не привыкшие молчать, понимающие, что права – это не урок, не слова на бумаге, не речи и не реклама. Это выбор, который мы делаем каждый день, это ответственность, которая на нас лежит, взаимопомощь и поддержка нуждающихся.

Я призываю вас помнить не только о своих правах, но и своих обязанностях, здесь, рядом, в школе, кругу семьи, среди друзей. Ибо как сказала Элеонора Рузвельт, председатель комиссии ООН, принявшей Декларацию прав человека: «Если права не будут иметь значение здесь, то вряд ли они будут иметь значение где-то еще».

(Слайд) Посмотрите, внизу рабочего листа есть фраза. Какое слово здесь лишнее? (вычеркивают)

Правильно, это слово «нельзя». Почему оно? (важны и права, и обязанности).

Дома вы продолжите работу с выражением Э. Рузвельт: согласитесь или опровергните его, у вас получится сочинение-рассуждение, эссе.

Всех вас в память о нашем уроке я принимаю в Общество правоведов, теперь вы сможете защищать не только свои, но и чужие права. Носите знаки отличия с гордостью. Благодарю вас за помощь в моей ситуации. Спасибо за работу.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector