Урок по литературному чтению в 3 классе «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Медведко»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

с.п. «Село Пивань»

Урок по литературному чтению в 3 классе

по программе «Школа 2100»

Разработала и провела учитель начальных классов Ляшок Кристина Петровна

Тема урок: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Медведко».

Цель:

1. Познакомить с новым произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», формировать умение анализировать текст, выявлять главную мысль рассказа;

2. Развивать у детей интерес к чтению, потребность в чтении, умение выражать свои собственные мысли, развивать внимание к слову и его значению;

3. Воспитывать в детях любовь к животным, к родному краю. Вовлекать детей в процесс познания окружающего мира, взаимоотношений между и животными, причинах и последствиях поступков;

4. Сохранять психическое и эмоциональное здоровье детей.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Распрямите плечи, поднимите голову, смотрите прямо и уверенно, дышите спокойно :

«Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день, светит солнце. Мы спокойны. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем все слова учителя. Нам легко и весело сегодня на уроке. У меня всё получится. У меня прекрасное настроение.»

  1. Введение в новую тему

    • Мне хочется сегодняшний урок начать словами: «Мы в ответе за тех, кого приручили» С. Экзюпери

    • Как вы понимаете эти слова? (Если человек взял домой животное, то должен о нем заботится и не может его выбросить на улицу)

    • Проследите глазами за буквами

М

М Н

А И

И

И Я

С

Б

Р К

  • Что у вас получилось? (Это фамилия писателя)

  • Что вы знаете о нём? (Доклад ученика). (Портрет Мамина-Сибиряка)

  • Дома вы читали рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Как называется это произведение? (Медведко)

  • Кто герой этого рассказа? (Медведь)

  • Почему такое название «Медведко», а речь идет о медведе? (Детские и юношские годы М.-С. прошли на Урале. Медвежонка там часто называли Медведко. Прислушайтесь к звучанию слова в нем трогательность, мягкость, доброта)

  • В нашем крае тоже встречается медведь и не только как представитель тайги, но и в геральдике Хабаровского края. (Изображение герба Хабаровского края)

  • Интересно, что медведь не только встречается на гербе Хабаровского края, но и других городов. (Изображение герба Ярославля, Перми, Новгорода). А ка вы думаете почему? ( Это самый крупный и сильный представитель фауны, он символ силы, мудрости и предусмотрительности)

  • В нашем крае коренные жители нанайцы. У них медведь является почитаемым животным. Сейчас мы узнаем почему. (Медведь у нанайцев, как у многих народов Сибири особо почитаемый зверь. В прошлом в медведя нельзя было стрелять из ружья. Медведь руководил их жизнью, помогал во всем: выгонял добычу на охотников, способствовал сохранению семьи. Если медведя увидеть во сне, это означало, что он поможет или будет большая удача. Считалось что медведь знает о человеке и его намерениях. Он мстит тому, кто причинит ему зло. Нанайцы именуют медведя не иначе как «Меховой человек, живущий в лесу»

  • Давайте вернемся к истории, которая описывается в рассказе у Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Возьмите цветные листы у себя на партах и расшифруйте слова.

БWАQРYИUН

ГWИGМLНVАNЗZИSСQТWЫ

УFЕGЗJДLНNЫVЙ ГSОVРYОUД

КWУUЧIЕLР

КQУWХDАZРQКFА

ЧRУDЛSАZН

ВSОRДYИUТWЕDЛVЬ

  • Какое из слов здесь лишнее? Почему? (Водитель- современное слово, остальные слова не принадлежат нашему времени)

  • Соедините слова с их значением (Интерактивная доска).

  • О каком времени будет идти речь в рассказе (События будут происходить в не наше время)

  1. Работа с текстом

А) 1 часть

    • Вспомните, как медвежонок попал в дом барина. (Его принес кучер от соседей)

    • Найдите в тексте описание медвежонка. С чем сравнивает автор его, рисуя портрет? (крошечная рукавичка, живая рукавица)

    • Как отнеслись гимназисты к медвежонку? (Он им очень понравился. Они приносили ему молока, сухари и наблюдали за ним).

    • Почему барин решил оставить медвежонка себе? (Он был очень забавный и вел себя как котенок(мурлыкал))

    • Как в этой части называют медвежонка? (Медвежонок, милый, маленький ребёнок).

Б) 2 часть

  • Какие проделки устроил медведь в доме барина ? Что произошло в доме, когда наступила ночь? (Сначала медвежонок заснул, а потом начал отворять дверь в столовую. Барин несколько раз вставал и пытался уложить его спать, но у него ничего не получилось. Он впустил его в столовую, где медведь залез в буфет и начал греметь тарелками. В конце-концов барин отнес его в гостиную.)

  • Как называют во второй части зверька? (Упрямый зверь, маленький гость)

В) 3 часть

Что произошло в гостиной? (медведь разодрался с собакой)

  • Куда был он отправлен дальше? (К гимназистам)

  • Смог ли уснуть барин? Что его разбудило, и что он увидел? Когда барин зашел в комнату гимназистов, зажег спичку и увидел: медвежонок стащил все с письменного стола, потащив за край клеёнки. Разбил графин и лампу, уронил и разлил чернильницу.

  • Где провел следующую ночь медвежонок? (В чулане)

  • Как называют в третьей части зверька? (Зверина, маленький квартирант, беспокойный гость, виновник скандала, поганый зверь).

  • Прочитайте слова как называют медвежонка?

  • Почему его называют по-разному? (Изменяется отношение к нему окружающих. Он им надоел из-за своих шалостей по ночам)

  1. Физпауза

Медведь встречается не только как житель тайги и символ на гербах. Но еще можно увидеть ночью на небе созвездия Большой и малой Медведицы. Который для охотников служат ориентиром.

Представим себе, что все мы — отдельные звездоч­ки. Звездочки могут объединяться в созвездия, как люди объеди­няются в группы. Число звездочек в созвездиях может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, 3), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объе­диняться в созвездия можно прикасаясь друг к другу ладонями, плечами, головами ).

  1. 4 часть

Чтение вслух 4 части.

  • Что вам напомнила 4 часть? (1 часть, барин так же восхищался маленьким медведем, а потом не знал куда его деть)

  • Знакомый и барин в диалоге называют медвежонка милым, но одинаковый ли смысл у этих слов? (Нет. Знакомый восхищается, а барин хочет избавиться от медвежонка и не договаривает, чем может закончится «усыновление» зверька).

  • Попробуйте передать интонацией разное значение слова милый. Начинаем читать от слов «Помилуйте…»

  • Почему же медведь не смог прижиться дома?

  1. Итог урока

    • Вернемся к эпиграфу урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» С. Экзюпери

Что бы вы могли добавить, прочитав произведение.

  • Что должны помнит люди, когда берут в дом животных? (Животные должны жить в своей среде обитания, люди должны знать об образе жизни, чем питается животное, его повадки…)

  • А можно ли диких животных держать в домашних условиях?

  • Когда животные могут жить в неволе? (В зоопарке, цирке)

  • Что мог сделать барин, чтобы медведю было комфортно и он не причинил столько хлопот? (Создать во дворе специальное сооружение)

  • Каких животных люди чаще держат дома? (Кошек, собак, птиц, рыбок, черепах…)

V. Рефлексия

  1. Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода

  2. Озаглавить части и пересказать текст

  3. Придумать продолжение рассказа

  4. Нарисовать иллюстрации

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector