Урок по литературному чтению 4 класс «Андрей Платонович Платонов «Разноцветная бабочка»»

Урок по литературному чтению 4 класс

Тема: Андрей Платонович Платонов «Разноцветная бабочка»

Цель: Формирование представлений учащихся о силе материнской любви

Задачи: 1. Дать нравственную оценку человеческим поступкам.

Совершенствование умений работать с текстом.

2.Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, умения анализировать, делать выводы.

3. Воспитывать трепетное отношение к матери.

Тип урока: Обобщение знаний

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, индивидуальные карточки, музыка «Звуки природы»

Ход урока:

1.Орг. момент

Здравствуйте те, у кого хорошее настроение!

Здравствуйте те, кто любит читать!

Здравствуйте те, кто с большим интересом

ищет ответы на «вечные» вопросы жизни.

— Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова «Разноцветная бабочка» и поговорим о силе материнской любви.

2. Проверка домашнего задания.

— Что вы знаете об авторе этого рассказа?

Подготовьте рассказ в группе об авторе. Вам поможет карточка – опора. (Дети готовятся. Отвечает та группа, которая быстрее подготовит ответ. )

Карточка – опора

1.Ф.И.О., годы жизни. Где родился?

2.Настоящая фамилия. Почему взял именно этот псевдоним?

3. Как складывалась жизнь писателя? Где учился? Кем работал:

4.Что было главной любовью писателя?

5. Почему не сразу приняли его произведения читатели?

6.Над какими вопросами заставляют задумываться его произведения?

3. Работа по теме урока.

1) Определение ключевых понятий

-Отгадайте загадку, которая поможет определить, вокруг какого образа развиваются события в произведении.

Живу червячком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу,

Но снова весной оживаю,

Свой дом покидаю,

Над лугом порхаю. (бабочка)

(На доску вывешивается картинка с изображением бабочки и слово «бабочка»)

— Что вы знаете о жизни бабочек?

Бабочка – это насекомое. Тело состоит из трёх отделов, имеет три пары лапок. Передняя пара лапок укорочена, покрыта густыми волосками – это для бабочек орган вкуса. Рождается бабочка два раза. Из яиц появляются гусеницы. Они очень прожорливые. К концу лета бабочка обматывает себя шёлклвой нитью и получается кокон. Всю зиму спит. На следующее лето появляется бабочка.

2)-Что может символизировать образ бабочки в рассказе «Разноцветная бабочка»?

судьба Бабочка мечта

материнская любовь

3)Работа по вопросам и с текстом

— Докажем, что образ бабочки символизирует мечту.

-Найдите описание бабочки в тексте. Похожа ли она на мечту?

-Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая??

-Какое желание оказалось сильнее желания вернуться на голос матери?

-Как это характеризует героя? (упрямый, непослушный, целеустремлённый)

-Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Всё небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)

-Достиг ли Тимоша этой большой мечты? Почему?

-Так можем мы утверждать, что бабочка символизирует мечту?

-Проведём параллель между реальной жизню и событиями, описанными в рассказе.

-Что делают родители, когда вы не слушаете их? Приносит ли это вам радость?

— Докажем, что бабочка символизирует судьбу.

— Зачитайте, по какой тропинке бежал Тимоша за своей мечтой.

-Можно ли скзать, что эта тропинка была его жизнью?

-Опишите пропасть, в которой оказался мальчик.

— Почему он больше не ловил бабочек?

— Что предпринял мальчик, чтобы вернуться к матери? Зачитайте.

— Как это характеризует его?

-Почему плакал Тимоша?

-Кто виноват в том, что с ним произошло?

-Кто выбирает судьбу любому человеку?

— Почему образ бабочки – это судьба?

— Докажем, что образ бабочки символизирует материнскую любовь.

— Как жила всё это время мать? ( в ожидании сына, считала время, смотрела в звёздное небо, ей чудилось, что видит свонго сына, бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть всё будет, тогда и ты будешь»)

-Узнал ли Тимоша голос матери?

— А о чём он забыл?

-А мать узнала голос сына?

-Как она встретила сына?

-О чём она сожалела?

-Как мать спасла своего сына? Зачитайте.

-Какие слова говорят о силе материнской любви?

-Какие ключевые понятия заложены автором в произведение?

— А какое основное? (материнская любовь)

4)Составление пятистиший (групповая работа)

1 группа – бабочка

2 группа – мечта

3 группа – судьба

4 группа – материнская любовь

(Дети выбирают глаголы, прилагательные, предложения из предложенных и наклеивают на лист)

— Обратире внимание, во всех пятистишьях выводом стало слово жизнь.

— Какая сила помогла вернуть жизнь Тимоше? (Материнская любовь)

5) Какие пословицы вы знаете о маме.

Роднее матери родни нет.

Ближе матери друга нет.

Материнская ласка конца не имеет.

В материнском сердце провсех ласки хватает.

— О чём все эти пословицы?

— Выберите пословицу, которая выражает главную идею этого рассказа.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

Ближе матери друга нет.

Роднее матери родни нет.

6)Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.

Выберите карточку по своим силам.

К-1 Вставить в текст слова.

К-2 Написать отзыв по плану.

К-3 Напишите отзыв в свободной форме.

(Дети зачитывают свои отзывы)

4. Итог урока

— Мама – это самое красивое слово, произнесённое человеком.

Поэт Р.Гамзатов написал такие строчки о матери.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

-Сила материнской любви велика.

5.Домашнее задание

С. 128, вопрос №6 Напишите сказку о силе материнской любви.

Карточка – опора

1.Ф.И.О., годы жизни. Где родился?

2.Настоящая фамилия. Почему взял именно этот псевдоним?

3. Как складывалась жизнь писателя? Где учился? Кем работал:

4.Что было главной любовью писателя?

5. Почему не сразу приняли его произведения читатели?

6.Над какими вопросами заставляют задумываться его произведения?

Карточка – опора

1.Ф.И.О., годы жизни. Где родился?

2.Настоящая фамилия. Почему взял именно этот псевдоним?

3. Как складывалась жизнь писателя? Где учился? Кем работал:

4.Что было главной любовью писателя?

5. Почему не сразу приняли его произведения читатели?

6.Над какими вопросами заставляют задумываться его произведения?

Карточка – опора

1.Ф.И.О., годы жизни. Где родился?

2.Настоящая фамилия. Почему взял именно этот псевдоним?

3. Как складывалась жизнь писателя? Где учился? Кем работал:

4.Что было главной любовью писателя?

5. Почему не сразу приняли его произведения читатели?

6.Над какими вопросами заставляют задумываться его произведения?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector