Урок по ИЗО для 3 класса на тему «Декоративная роспись в технике промысла Хохлома»

Коренюгина Ольга Геннадьевна

Учитель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11

Урок по изобразительному искусству в 3 классе по программе Б.М.Неменского

Тема: «Декоративная роспись в технике промысла Хохлома».

Цель: — познакомиться с произведениями народного искусства.

Углубление представлений о связи орнаментальной композиции с

природой.

— формировать умения и навыки простейших приемов рисования хохломской травки.

— воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.

Материалы:

Для учителя: изделия хохломы, показ слайдов, методическая таблица.

Для учащихся: шаблоны, краски.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Проверка правильности расположения принадлежностей на столе.

2.Тема урока:

— Какие народные промыслы вы знаете?

— Сегодня познакомимся поближе с творчеством народных мастеров хохломской росписи.

Слайды: № 1 — Простые по форме

И радуют взор,

2 — Богат и наряден

Чудесный узор,

3 — По золоту фона

Затейливой змейкой,

4 — Орнамент здесь вьётся

Попробуй, сумей-ка.

5 — А где-то Кудрины по чистому полю

Мерцают, как звезды

В небесном раздолье.

6 — Ещё характерен для всей Хохломы

7 — Чудесный рисунок волшебной травы.

3.Выставка деревянных изделий. Хохлома.

— Вы видите изделия, расписанные ярким нарядным узором. Такие узоры называются Хохломская роспись. Это русское народное искусство.

— Какое настроение возникает при рассматривании хохломских изделий?

— Радостное, веселое.- Этого и хотели добиться художники.

Выступают дети (2 чтеца):

Хохломская роспись – Что за чародеи

Алых ягод россыпь, Хохлому одели

Отголоски лета В этот несказанный

В зелени травы. Праздничный наряд?

4.Историческая справка.

Слайд № 8

Эти чародеи живут в селе Хохлома.

Сюда свозились на продажу, выточенные на токарном станке деревянные изделия удобные для хранения в них муки, соли, крупы, Изготовляли деревянную посуду, а затем украшали ее росписью крестьянские мастера из деревень, расположенных вблизи Хохломы. Среди переселенцев было немало иконописцев и мастеров рукописной миниатюры. Они принесли в Заволжье тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма, рисунки богатого растительного орнамента. Не смотря на золотой отлив, золото никогда не применялось в росписях Хохломской посуды. Эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов.

Объяснение нового материала

А сейчас посмотрим, как из простого дерева появляется красивое изделие.

Слайд №9

— В чем же состоял секрет получения золотой посуды на дереве? На первом этапе из липы или березы вырезается ножом так называемое «бельё» (заготовка).

Слайд №10

— готовые изделия просушивают, покрывают жидким слоем глины. Белоснежные до этого изделия становятся похожими на глиняные. Заготовку смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

Слайд № 11— Следующий этап – форму покрывают порошком алюминия она становится гладкой блестящей и похожа на металлическую.

Слайд № 12

-а теперь приступают к росписи. Используют масляные краски, чаще красную и черную. Расписываются кисточками, сделанными из хвоста белки. После росписи изделия покрывают лаком и подвергают закалке в электропечах. Под влиянием высокой температуры пленка лака желтеет, а просвечивающий слой алюминиевого порошка отливает золотым блеском. Вынутые из печи «золотые» изделия удивительно красивы и по выражению хохломских мастеров, не боятся «ни жару, ни стужу».

5. Роспись заготовки.

У вас на партах есть заготовки (держу в руках), альбомные листы, подписанные и с рамкой и ваши альбомы. Сейчас вы попробуете превратиться в мастеров Хохломской росписи. Возьмите заготовки, обведите их на альбомный лист. Затем тонируем заготовки желтым цветом. (дети работают).

Отложите в сторону — пусть просохнут. Теперь откройте альбомы

— Каким цветом будем расписывать?

— Какие 3 цвета используются в хохломской росписи? (беру в руки предмет)

(Красный, желтый, черный).

— каким орнаментом расписывают посуду.

-травка

— Да, конечно травяной орнамент.

Показать на плакат.

Вот здесь вы видите все элементы. Мы с вами возьмем только травяной. Для правильного выполнения травного мазка следует поставить кисть почти вертикально и вести ее к себе, немного вращая в ту сторону, куда должна изгибаться травка. Выполняя роспись, мастер иногда опирается на мизинец, легко притрагиваясь к поверхности изделия.

Педагогический рисунок на доске (см. приложение). Художники весь узор выполняют кистью, держат ее свободно, всеми пальцами, поворачивая её.

Травка – это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по 3, по 5 и больше, кустиком. Иногда на веточке изображены листочки и ягодки. А теперь отработаем этот элемент в альбоме.

Попробуйте нарисовать травку, ягодку….

Напоминаю о порядке на парте.

Заготовка просохла. Рисуем травку кистью, чередуя, произвольно красный и черный цвет.

-Те, кто закончил можно внести элементы творчества:

-нарисовать дополнительно к травке листочки, ягодки;

-раскрасить ободочки вверху и внизу изделия;

-можно на свободном месте нарисовать (сразу кистью) еще какой-нибудь

элемент росписи.

6.Индивидуальная работа (учитель помогает отдельным учащимся.)

7.Организация выставки. Итог урока.

Работы учащихся оцениваются.

По мере того как учащиеся заканчивают работу, оформляется выставка. Когда работы почти все выставлены, в класс входит гость (Петрушка). Петрушка удивляется тому, что видит. Говорит о том, зачем все это надо.

Учитель: Петрушка! Ведь очень интересно сделать все самому. Тем более ребята сегодня – мастера Хохломской росписи.

Петрушка: Да, я тоже так смогу! У меня даже любимые цвета есть: оранжевый, фиолетовый.

Учитель: Ребята, Петрушка сможет этими цветами выполнить хохломскую роспись?

Учащиеся: Что ты Петрушка! Хохлома использует только красный, желтый, черный. И рисунок особенный. Травка и ягодки.

Обобщение:

Учитель: Ты лучше посмотри, какие рисунки у нас на выставке! Что тебе особенно понравилось и почему?

Анализ работ:

Оценка Петрушки:

  1. Аккуратность.

  2. Яркие цвета.

  3. Очень красивые листья, цветы.

  4. Ягодки.

  5. Завитки

Учитель: Всем мастерам, исполнявшим работу, спасибо. А ты, Петрушка, приходи к нам на урок и увидишь и узнаешь много интересного.

Список использованной информации

1. С.К.Жегалова. русская народная живопись. Москва. «Просвещение» 1984г.

2. М.А.Порохневская. Изобразительное искусство. 5 класс. Волгоград 2003г. 3. Изобразительное искусство 5-7классы. «Учитель» Волгоград. 2009г

http://knifeclub.com.ua/forum/viewtopic.php?f=2&t=12020&start=325 Хохлома http://books.tr200.ru/v.php?p=8379&t=12&id=374862 Декоративная роспись по дереву (Шедевры народного искусства России

http://bus.dp.ua/u3.html Экскурсия в музей Петриковской росписи

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector