Урок окружающего мира в четвертом классе по теме: «Короли, президенты, граждане »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 90

г.о. Тольятти

Урок окружающего мира

в четвертом классе

по теме:

«Короли, президенты, граждане ».

Селиванова Тамара Николаевна

учитель начальных классов

МБУ школы № 90

г.о. Тольятти

Цели урока:

  1. Главная познавательная задача – осмысление того, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств. Любое государство, вне зависимости от его размеров, местоположения, цветов флага, имеет право на суверенитет и самостоятельное решение своих внутренних проблем.

  2. Познавательной задачей второго порядка являются:

— осознание учениками различий между государствами, которое достигается при знакомстве с первичными представлениями о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое государство и недемократическое государство (диктатура) и существующих в них органах власти – парламент, президент, король, диктатор;

— знакомство с основными политическими правами человека: право на участие в управлении собственным государством, свобода слова и другие.

I. Постановка проблемного вопроса и актуализация знаний.

— В заставке нашего урока изображены почтовые марки. Что между ними общего? (Изображены на марках люди).

— Как мы называем всех людей, живущих на Земле? (Человечество).

— Как вы понимаете название главы IV «Человек и многоликое человечество. Короли, президенты и граждане»?

— Почему в заставке нашего урока изображены эти марки?

Что мы знаем?

Не знаем?

1. Короли и президенты – главы государств. (3 класс)

Как связаны изображенные на марках люди с темами «Многоликое

2. Государство – способ управления обществом с помощью правительства, законов, армии, милиции. (3 класс)

человечество» и со словами «Короли, президенты, граждане».

3. Государств много, на карте их изображают разными цветами. (2 класс)

4. Гражданин – человек, связанный с каким-либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой.

5. На марках изображены разные представители человечества.

II. Открытие нового знания.

— Давайте разберемся кто же изображен на этих марках? (Женщина в короне, возможно королева).

Первое сообщение детей:

— Это королева Великобритании Елизавета II. Сама марка выпущена в колонии Великобритании – на острове в Карибском море. Найдите на «Политической карте мира» Карибское море и Великобританию.

— Кто изображен на третьей марке?

Второе сообщение детей:

— Это Сальвадор Альменде, президент республики Чили, погибший во время военного переворота в 1973 году. Найдите на «Политической карте мира» республику Чили.

— Кто может быть изображен на первой марке?

Третье сообщение детей:

— Это маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский – один из героев Великой Отечественной войны. Он командовал советскими войсками, которые освобождали от фашистов Украину и государства Восточной Европы.

— Подведем итоги: на наших марках изображена королева одного государства, президент другого и гражданин третьего. Перед нами марки разных государств, что же общего в этих марках? (На всех марках люди, которые составляют единое человечество).

— Чем они отличаются? (Эти люди представляют разные государства).

— Из кого состоит многоликое человечество? (Первый вывод: оно состоит из граждан разных государств).

III. Самостоятельная работа с текстом на стр. 87 и беседа после чтения.

  1. Сколько государств существует в современном мире?

  2. Что имеет каждое из них?

  3. Какие символы указывают на независимость и самостоятельность государства?

  4. Назовите самые большие государства в мире?

  5. Какие государства можно обойти пешком за полдня?

  6. Рассмотрите карту «Страны мира» и сопоставьте её с контурной картой в «Рабочей тетради» на стр.

  7. Стр.39 «Рабочей тетради». Исправь ошибки в определении.

«Гражданин государства – это человек, который связан с каким-то определенным государством;

не признает это государство своим;

пользуется защитой другого государства;

использует свои гражданские права;

может оказаться от своих гражданских обязанностей.

Физкультминутка.

IV. Расширения нового знания.

Смысловой фрагмент «Монархии и республики».

  1. Чтение словарной статьи на стр.123-125 «Монархия и республика».

  2. Вспомните ситуации, в которых вы видели этих представителей, обсудите различие и сходство:

Четвертое сообщение детей о Дмитрии Анатольевиче Медведеве и

Елизавете II.

  1. в их облачениях на тожественных церемониях (корона, мантия, скипетр, светский костюм).

  2. в обращении к ним («Ваше Величество», «господин президент» — как и любому гражданину страны – «господин учитель», «господин директор»).

  3. в ритуалах при их появлениях (звучат гимны, выстраиваются почетные караулы, т.к. и те и другие главы государств).

  1. Чтение абзацев на стр.90 о монархиях и республиках и подготовка вопросов, подготовленных учениками друг другу:

— Какие две формы правления существуют?

— В каком государстве власть передается по наследству?

— Какую роль играют народные выборы?

— В каком государстве властью распоряжается народ, все граждане?

— Каких форм правления больше в современном мире?

4. Рассматривание иллюстраций на стр.90 учебника.

5. Выполнение задания № 95 на стр.41 «Рабочей тетради».

6. Самостоятельное изучение вопросов на стр.91:

а) «демократические и недемократические государства»;

б) «парламент»;

в) «диктатура»;

г) «право человека на участие в управлении своим государством»;

Д) «свобода слова».

7. работа над смысловым фрагментом «Свобода и несвобода» на стр.92 с использованием иллюстраций.

V. Итог урока.

1. Блицтурнир.

— Механизм управления обществом в какой-либо стране.

— Избранный народом глава государства.

— Один из символов государства.

— Правитель, захвативший всю власть в стране в свои руки.

— Государство, в котором власть передается в результате народных выборов.

— Собрание избранных народом депутатов, которые могут принимать законы.

— Форма правления в недемократической республике.

— Человек, который связан с каким-то определенным государством.

— Государство, в котором главой является король, царь или император и власть передается по наследству.

— Способ управления государством, при котором власть принадлежит народу.

2. Выставление оценок.

3. Рефлексия

В чем урок был интересен и в чем были трудности?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *