Урок окружающего мира, 3 класс

Урок окружающего мира

Программа УМК Гармония 3 класс.

Учитель начальных классов Остапенко О. И .

Тип урока: урок получения новых знаний.

Вид урока: урок – исследование.

Тема: « Органы чувств человека».

Цели и задачи:

-положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;

— показать роль и специфику разных органов чувств;

— способствовать  развитию    интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;    

 — развивать устную речь; — обогащать словарный запас

воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

Личностные УУД:

— проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД:

— определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

— использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

— строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат: знать названия органов чувств, признаки и роль, как беречь их;

Уметь определять и формулировать тему и цель урока, ставить опыты с помощью учителя; устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, математика.

Ресурсы: презентации, учебник, тетрадь, план работы групп, карточки, плакаты, таблицы органов, доклады, оборудование и материалы для проведения опытов, тесты, листы оценивания.

п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Мотива-

ция

(самоопределение к учебной деятельности)

Включение в учебную деятельность на личностном уровне.

Формируемые УУД: личностные: самоопределение.

Создаёт условия для возникновения внутренней  потребности включения в деятельность.                               

— Рада всех вас видеть на уроке окружающего мира. Сегодня копилка  знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

Пусть в этот прекрасный день

Всем нам сопутствует удача и везение!

И пожелаем мы друг другу,

Чудесного настроения!

Включаются в учебную деятельность.

Полная готовность класса к работе

2.

Актуализация знаний

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации к построению способа действий.

Формируемые УУД:

Познавательные: общеучебные, логические.

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение работать в группах.

1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)              

— С каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?

—  Для чего же нам надо знать свой организм?

— Какие науки нам помогают изучить наш организм?

— Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье?

— С какими системами органов человека мы познакомились на прошлых уроках?

— К какой группе они относятся?

— А теперь я вам предлагаю поиграть.

(Слайды )

-Задание распределяется по группам

-Эксперты выдают жетоны за каждый правильный ответ

Участвуют в диалоге

Отвечают на вопросы:

—  Организм человека.

— Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.

Физиология, анатомия, гигиена.

— Чтобы правильно использовать свой организм и, не причиняя ему вред

Дети работают в группах, отвечая на вопросы игры

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися значимости нового материала

3.

Постановка учебной задачи

(создание проблемной

ситуации)

Выявление причины затруднения, постановка цели урока.

Формируемые УУД:

 Познавательные:

 постановка и

 формулирование  

 проблемы; поиск и

 выделение

 необходимой

 информации

 Регулятивные:

 целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

1.Учитель ведет проблемный диалог:

— Мы повторили системы внутренних органов человека.

-А с помощью каких внешних органов мы воспринимаем окружающий мир?

-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?

— А что вы чувствуете, когда на улице мороз?-

 ( прикрепляется на доску знак вопроса).

2. Побуждает к осознанию темы и цели урока.                                      

— Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?

—  Можете ли вы сформулировать тему  урока?    

                       

— Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Цель нашего урока – узнать, как называются

органы, которые связывают наш организм с внешней средой.

Правильная постановка цели урока.

Эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися значимости нового материала

4.

«Открытие детьми новых знаний

Разработка плана действий и формирование способностей к его выполнению.

Формируемые УУД:

 Познавательные:

 Построение  

 логической цепи

 рассуждений;  

 самостоятельное

 создание способов

 решения проблем  

 поискового характера;

 Коммуникативные:

 Инициативное

 сотрудничество в

 поиске и сборе

 информации со

 сверстниками и с

 учителем

Познавательные:

Извлечение из  текста необходимой информации

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

следование моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные:

— выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью

  1. Учитель стимулирует к деятельности уч-ся:.

— Предлагаю  два варианта: первый – сама объясню, второй – на основе ранее полученных знаний попробуете выполнить сами.

— Какой вариант выберете вы и почему?

2. Учитель организует  деятельность

— А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

Для этого нам предстоит превратить наш класс в лабораторию! А вы станете учеными- исследователями , лаборантами, экспертами.

— Кстати, кто такие исследователи?

 -Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

— Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Давайте приступим к исследованию.

1.Исследование органа вкуса.

Для этого каждая группа должна определить какие напитки у них в стаканчиках.

(У каждой группы свой напиток: чай, лимонад, молоко, вода)

-Как вы действовали?

— Какой орган вам в этом помог? /Язык/ СЛАЙД

— . На языке расположены вкусовые сосочки. В них собраны окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи. Все сладкое и соленое ощущаем кончиком языка. Кислое- его боками, а горькое — корнем. Получив информацию мозг формирует вкусовые ощущения и решает съедобна или не съедобна пища.

Докажем это.

-Представим ,что мы пробуем лук, мед, лимон, соль. Отметьте на рисунке какая часть языка за какой вкус отвечает.

Проверяем ,у кого совпало.

— Как беречь орган вкуса?

( Слайд ) Уч-ся работают со слайдом.

.2. Исследование органа обоняния.

                                                  Практическая загадка:

Лаборанты каждой группы получают пакетики и исследователи в группах определяют содержимое. Эксперты в группах фиксируют данные в дневники наблюдений. Затем каждая группа отвечает на вопрос:

-).  Чему принадлежит этот запах?

— Прочитайте по учебнику самостоятельно об этом органе. Задайте друг другу вопросы.

Вывод:

— Какой орган помог вам различать запахи? /Нос/

— О чем нас могут предупредить запахи?

Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности — о пожаре. То, что мы не  видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом  орган обоняния

Как беречь этот орган? (Слайд )

..

3.Исследование органа зрения.

Слайд -зимняя природа .

Задание – опишите картину.

— С помощью какого органа вы смогли это сделать?

Орган зрения – очень важный орган. Послушайте доклад научного консультанта о значении этого органа. Он добыл эти знания сам. (Выступает ученик с докладом и презентацией)

_ Как беречь этот орган? (С ЛАЙД ) ( Дети читают со слайда и обсуждают.)

4. Исследование органа слуха.

Расслабляющая физминутка « Звуки природы»

/ Чайковский «Времена года. Январь.»

— Какая музыка прозвучала?

— С помощью какого органа мы ее услышали?

О важности этого органа расскажет научный консультат другой группы.

_ Как беречь этот орган? (Слайд )

5. Исследование органа осязания.

Практическая работа

Определи предмет на ощупь.

Один ученик у доски закрытыми глазами отгадывает, что он держит в руках,  но надев толстые рукавички. А другой , без рукавичек.(  Мяч, мех). Кто точнее определит?

Что вам помогло определить предметы?

— Выслушаем ваши сообщения.

Выполняют опыты

Доказывают

правильность

Дети работают по слайдам

Работают в группах

Распределяют обязанности

Участвуют в проведении опытов, в исследователь-

ской работе

Высказывают свое мнение

Делают выводы

Работают с учебником

Выполняют задания

Работают с учебником

по картинке

Выступают с докладами

Дети высказывают свое мнение

Выполнение плана действий.

5..

Первичное закреплие.

— Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств.

И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять? СЛАЙД

Учитель организует работу по закреплению нового знания.

Природоведческий диктант:

1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы. (Кожа)

2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (Язык)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (Нос) Почему?.

4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (Ухо) Как называются видимые уши?

5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости. (Глаза)
— Как называются эти органы?

Физминутка:

Уч-сяпо цепочке называют органы в записанном порядке и массажируют их.

Дети выполняют задание для самостоятель-

ной  обработки материала

Запись в тетрадях – кожа, язык, нос, уши, глаза – органы чувств

Массаж органов чувств

6.

Самосто

ятельная работа

Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха

Формируемые УУД:

Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция

Коммуникативные:

учебное

сотрудничество

Учитель предлагает тесты, в которых надо дописать ответ .

СЛАЙД

. –Орган вкуса — …… (Язык.)

— Орган обоняния — …..(Нос.)

— Орган  зрения — …..  (Глаза.)

— Орган слуха — ……. (Уши.)

— Орган осязания — …(Кожа.)

— Наши помощники – это органы …….

-Руководит всеми органами ……..

Проверка и самооценивание по слайду.

Самостоятель-

но работают , рассуждают, делают выводы, сравнивают свои предполо жения с другими мнениями

и т. д.

7

Рефлексия

Цель: самооценка вклада в результат деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.

Формируемые УУД:

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка

1.Организует анализ полученного результата урока.

— Какую цель урока мы ставили?

— Достигли мы этой цели?

2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке.

— Посмотрите на мандарин. Какой орган включается?

— Потрогайте кожу на ощупь. Какой орган участвует?

Почистим мандарин. Какой орган сработал? Съедим его. Какой орган помог?

Ск-ко органов ? Как их назвать одним словом?

-О чем говорит вам это число «5»? (Рука) СЛАЙД

-Обведите в тетради свою руку и на пальцах напишите все органы.

— А еще с чем ассоциируется число «5»? (Оценка)

— Оцените свою работу на уроке по шкале успешности. СЛАЙД.

Теперь давайте оценим свою работу. В группах На столе у каждого из вас лежит оценочный лист. Заполните его, пожалуйста.

Сегодня вы были активными, успешно работали в группах, смогли предоставить результаты работы группы перед классом.

МОЛОДЦЫ!

Вспоминают поставленную цель урока.

-Познакомиться с органами вкуса, научиться их охранять.

—  Достигли.

Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Адекватнная оценка своей деятельности

8.

Домашнее

задание

Учитель проводит инструктаж  по домашнему заданию:    

-подобрать интересные факты об одном из органов чувств.

-Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое чувство» О каком чувстве идет речь? Попробуйте узнать у родителей или в других источниках информации.

Записывают

домашнее задание

Список литературы:

Учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс УМК «Гармония», издательство «Ассоциация21век», 2013. Автор О. Т. Поглазова

Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П.Казачкова, М. С. Умнова.- М._Планета, 2013. (Качество обучения).

www.planetakniga.ru

Крылова Н.В., Наумец Л.В. Анатомия органов чувств – М.: Миа, 2003. – 96 с. 2. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека.

.CoolReferat.comСтроение_органов_чувств_человека

12

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *