Урок обучения грамоте 1 класс Тема: «Согласный звук [ш]. Буква ш»

Житина Александра Борисовна,

ГБОУ СОШ № 534

г. Москвы

учитель начальных классов

Урок обучения грамоте

Тема: «Согласный звук [ш]. Буква ш»

(1 класс, Образовательная система «Школа 2100»))

Авторский медиапродукт: презентация Smart Noteboоk

Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш.

Задачи:

Образовательные:

  • учить звуковому анализу слов;

  • формирование умения выделять звук в речи, давать характеристику звуку

Развивающая:

  • развитие речи детей, познавательного интереса, воображения

Воспитательные:

  • воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

  • воспитание культуры поведения на уроке при работе в группах

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

  • презентация Smart Noteboоk;

  • учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, о.В.Пронина «Букварь»

  • тетрадь для печатания О.В.Пронина, Е.П.Лебедева, О.Ю. Мальцева

  • у учащихся красные, синие, зеленые кружочки для составления схем слов

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 1

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известном мультике найдём

Помощников весёлых.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке нашими помощниками будут любимые вами Смешарики. Они приготовили для вас много интересных заданий. Но сначала герои мультфильма хотят узнать, чему вы успели научиться за 2 месяца в школе.

— Из чего состоит наша речь?

— Из чего состоят предложения?

— Из чего состоят слова?

— На какие две группы делятся все звуки?

— Чем гласные звуки отличаются от согласных?

— Произнесите согласные твердые глухие звуки.

— Чем звуки обозначаем на письме?

— Чем отличается звук и буква?

  1. Выделение звука [ш] в словах. Слайды 2-3

Учитель: Смешарики познакомят нас сегодня с новым звуком и буквой, которая его обозначает.

Отгадайте загадку Кроша и Нюши:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …

Дети: шары.

(На слайде по щелчку появляется изображение воздушных шаров)

Учитель: А вот какую загадку приготовил для вас Бараш.

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно…

Дети: шишек.

Учитель: Какое интересное слово ШИШКА. Слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? (Многозначные)

Учитель: Молодцы! Загадки отгадали. А кто догадался, с каким новым звуком знакомят нас Крош, Нюша и Бараш? Какой звук есть в словах-отгадках?

Дети: Звук [ш].

Учитель: Дайте характеристику звука [ш]

Дети: Это звук согласный, т.к. его нельзя пропеть, твердый, глухой.

Проводится звуковой анализ слова ШИШКА, составляется схема.

(1 ученик работает на доске, остальные выкладывают схему слова на парте)

  1. Определение места звука в слове. Слайд 4

Учитель: Бараш, Нюша и Крош приготовили для вас следующее задание. Нужно распределить картинки по столбикам: если в названии картинки звук [ш] слышим в начале слова – в 1 столбик к Барашу, если в середине слова – во 2 столбик к Нюше, а если в конце слова – в 3 столбик к Крошу.

Дети работают на интерактивной доске, перетаскивают нужную картинку, определяют место звука в слове. Далее выполняется проверка.

(Бараш – шар, шахматы. Нюша – машина, вишня, груша, ромашка. Крош – карандаш, мышь.)

  1. Физкультминутка.

Мы присели под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке. (Приседания.)
А теперь вращаем ручки,
Словно разгоняем тучки.
Гоним их вперёд-назад,
По двенадцать раз подряд. (Вращение прямых рук назад и вперёд.)
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в теплой луже.
Прыг — и нету комара!
Вот весёлая игра. (Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились. (Дети садятся.)

  1. Знакомство с буквой Ш. Слайд 5-6

Работа со схемой – человечком на интерактивной доске.

Учитель: С каким звуком нас познакомили Смешарики? Дайте характеристику звука. Что наденем человечку на голову? А как раскрасим ботиночки? Почему? Запомните: звук [ш] всегда твердый!

Учитель: Звук [ш] обозначается буквой Ш. (На слайде появляется изображение буквы.)

Игра «Вообразилия»

Учитель: На что похожа буква Ш?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул – И буква Ш.

  1. Работа в тетради по печатанию. Слайд 7

Учитель: Смешарики приготовили для нас следующее задание: соберите из элементов букву Ш. (Дети работают на интерактивной доске, остальные на парте собирают букву из палочек или карандашей)

Учитель: Откройте тетради для печатания на стр. 19. Обведите по контуру букву Ш, допечатайте до конца строки.

  1. Чтение слогов. Слайд 8

Учитель: А сейчас Смешарики предлагают вам поиграть в игру «Доскажи словечко». Дополните слоги так, чтобы получились слова.

Ша-р

Аш — шалаш

Шо-рох

Ош – кошка

Ши- шка

Уш – уши и т.д.

Шу- м

Иш — мишка

Разучивание чистоговорок.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Учитель: Прочитайте слоги первого столбика. Что общего у всех слогов этой строки? Каким цветом отметим согласный?

  1. Физкультминутка

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

  1. Чтение слов с изученными буквами. Слайды 9-10

Учитель: Вы очень хорошо читали слоги, значит и слова тоже прочитаете. А это еще одно задание Смешариков.

Дети читают слова на стр. 80 Букваря.

Шут

Шнур

Шум

Шнурок

Шрам

Шкура

шторм

Шкурка

1-й столбик (про себя, затем вслух):

Учитель: Что общего у этих слов? (Один слог)

Выделите цветной точкой первый звук. Какой цвет взяли? Почему?

2-й столбик( чтение слогов громко – тихо):

Учитель: Что интересного заметили? (Пары слов называют большой и маленький предмет)

Крошка

Шут

Окрошка

Шутил

Крыша

Шутка

Крышка

Шутник

3-й и 4-й столбики:

Учитель: Что можно сказать о словах 4 столбика?

Дети: Они однокоренные. Корень ШУТ

Учитель: Выделите корень дугой.

Слайды 11-12 – ребусы

  1. Чтение текста «Паша – шутник» Слайд 13.

Учитель: Бараш написал для нас рассказ. Откройте Букварь на стр. 80.

Учитель: Кого изобразил художник? Чтобы узнать, что написал Бараш про клоуна, прочитаем текст.

Чтение про себя, затем вслух по предложениям. Вопросы по ходу чтения.

— Кто такой Паша? (Паша – клоун)

— Кто такой клоун? (Клоун – это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение)

— Значит, какой Паша, раз он шутник? (Веселый, задорный)

— Можно ли сварить суп окрошку из ромашек? (Нет, это Паша шутит)

Учитель: Посчитайте, сколько слов с букой Ш встретились в тексте Бараша.

  1. Итог урока. Слайд 14.

Учитель: Итак, наши приключения подходят к концу. Смешарики приготовили для нас рассказ. Послушайте его.

Дети слушают аудиозапись рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква»

Учитель: Рассказ называется «Заколдованная буква» А как точно: заколдованная буква или заколдованный звук?

— Какой звук оказался для ребят самым трудным? Звук [ш]

— А вы поняли, почему дети никак не могли его произнести.

— Что узнали про этот звук?

— Какой буквой обозначается звук [ш]?

Пришло время расставаться со Смешариками.

7

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *