Урок обучения грамоте 1 класс «Согласные звуки [л], [л’], [м], [м’]. Буквы Лл, Мм»

Житина Александра Борисовна,

ГБОУ СОШ № 534

г. Москвы

учитель начальных классов

Урок обучения грамоте

Тема: «Согласные звуки [л], [л’], [м], [м’]. Буквы Лл, Мм»

(1 класс, Образовательная система «Школа 2100»)

Авторский медиапродукт: презентация Smart Noteboоk

Цель: знакомство с согласными звуками [л], [л’], [м], [м’] и буквами, которые их обозначают.

Задачи:

Образовательные:

  • учить звуковому анализу слов;

  • формирование умения выделять звук в речи, давать характеристику звуку

Развивающие:

  • развитие речи детей, познавательного интереса, воображения

Воспитательная:

  • воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

  • воспитание культуры поведения на уроке при работе в группах

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

  • презентация Smart Noteboоk;

  • учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, о.В.Пронина «Букварь»

  • тетрадь для печатания О.В.Пронина, Е.П.Лебедева, О.Ю. Мальцева

  • у учащихся красные, синие, зеленые кружочки для составления схем слов

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 1

В путешествие, друзья,

Приглашаю вас я.

В пути вам нужно быть внимательными,

Наблюдательными и старательными.

  1. Постановка цели урока. Слайд 2

Учитель: А отправимся мы путешествовать в лес. Помогут нам не заблудиться лесные звери. А кто, вы узнаете, отгадав загадки.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее…

Дети: лиса

На доске по щелчку появляется изображение лисы.

Учитель: В берлоге лапу сосёт.

Очень любит лесной мёд.

Он может громко зареветь,

А зовут его? …

Дети: медведь.

На доске по щелчку появляется изображение медведя.

Учитель: Во время путешествия Лиса и Медведь познакомят нас с новыми звуками и буквами, которые их обозначают. Мы научимся читать слоги и слова с этими буквами. А если правильно выполним все задания, нас ждет сюрприз – встреча со сказочным лесным жителем.

  1. Выделение звуков [л], [л’], [м], [м’] в словах. Слайды 3-4

Учитель: Лиса предлагает вам отгадать загадки.

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

(На слайде появляется изображение лука)

Учитель: Составим схему слова ЛУК. Произнесем слово. Какой звук слышим в начале?

(1 ученик работает на доске, остальные на партах)

Дом — стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек.
Днем он спит,
А как проснется —
Ярким пламенем зажжется.

(На слайде появляется изображение люстры)

Проводится звуковой анализ слова, составляется схема.

Учитель: Итак, с какими звуками познакомила нас Лиса? Дайте характеристику этим звукам.

Наше путешествие по лесу продолжается. Медведь тоже приготовил для нас загадки.

Голова – на ножке,
В голове – горошки.

Дети: Мак.

Учитель:

Сладкий, а не сахар,

Липкий, а не клей,

Вкусный, а не конфета.

Дети: Мёд

Дети отгадывают загадку, на слайде появляется изображение. Далее проводится звуковой анализ слова, составляется схема.

Учитель: Итак, с какими звуками познакомил нас Медведь? Дайте характеристику этим звукам.

  1. Определение места звука в слове. Слайд 5

Учитель: Наше путешествие по лесу продолжается. Лиса и Медведь приготовили для вас следующее задание. Перед вами изображения лесных обитателей. Их надо распределить на две группы: лисе – изображения, в названии которых слышим звуки [л], [л’]; медведю — [м], [м’]

Дети работают на интерактивной доске, перетаскивают нужную картинку, определяют место звука в слове. Далее выполняется проверка.

(Лиса – улитка, соловей, ель, дятел, ландыш, гриб лисичка. Медведь – мухомор, муравей, комар.)

  1. Физкультминутка.

Мы присели под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке. (Приседания.)
А теперь вращаем ручки,
Словно разгоняем тучки.
Гоним их вперёд-назад,
По двенадцать раз подряд. (Вращение прямых рук назад и вперёд.)
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в теплой луже.
Прыг — и нету комара!
Вот весёлая игра. (Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились. (Дети садятся.)

  1. Знакомство с буквами Л, М. Слайд 6

Работа со схемами – человечками на интерактивной доске.

Учитель: С какими звуками нас познакомила Лиса? Еще раз произнесем эти звуки, послушаем, как они произносятся. Это звонкие согласные звуки. Значит наденем человечку… (звоночек). А как раскрасим ботиночки? Почему?

Учитель: Звуки [л], [л’] обозначаются буквой Л. (На слайде появляется изображение буквы.)

С какими звуками нас познакомил Медведь? Раскрасим второго человечка. (Работа проводится аналогично)

  1. Работа в тетради по печатанию. Слайд 7

Учитель: Лиса и Медведь приготовили вам следующее задание: соберите буквы из элементов. (Дети работают на интерактивной доске) На что похожа буква Л? Буква М?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Вот качели –

Буква М!

Здесь качаться

Можно всем!

Учитель: Откройте тетради для печатания на стр. 19. Обведите по контуру букву Л, допечатайте до конца строки. (Аналогично буква М)

  1. Чтение слогов. Слайды 8-9

Учитель: А сейчас Лиса и Медведь научат нас читать слоги с новыми буквами.

ла

ал

ма

ам

ло

ол

мо

ом

лу

ул

му

ум

Учитель: Прочитайте слоги первой строчки. Что общего у всех слогов этой строки? Отметьте красной точкой буквы, обозначающие гласные звуки. Каким цветом отметим согласный?

Прочитайте слоги первого столбика. Что общего у слогов этого столбика? Назовите слова, в которых эти слоги встречаются.

лы

ыл

мы

ым

ли

ил

ми

им

Аналогично проводится чтение остальных строчек и столбиков.

  1. Физкультминутка

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

  1. Чтение слов с изученными буквами. Слайд 10

Учитель: Вы очень хорошо читали слоги, значит и слова тоже прочитаете. А это еще одно задание Лисы и Медведя.

Дети читают слова на стр. 66 Букваря.

мама

мыл

малина

лапа

мил

лимоны

липа

мал

Полина

лиса

мул

Галина

1-й столбик (про себя, затем вслух):

Учитель: Прочитайте слова, в которых ударение падает на 1-й слог. Поставьте ударение.

Прочитайте слова, которые начинаются со звука [м]. Отметьте согласные звуки цветными точками. Какой цвет потребуется.

Прочитайте слова, где согласные произносятся мягко.

2-й столбик( чтение слогов громко – тихо):

Учитель: Что интересного заметили?

Дети: Все слова начинаются с буквы М, а кончаются буквой Л. Во всех словах один слог. В слове мил первый звук произносится мягко, а в остальных – твердо.

3-й столбик:

Учитель: Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Почему? Подчеркните буквы гласных звуков.

Прочитайте слова, где звук [л’] стоит третьим. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкий звук, зеленым цветом.

Прочитайте слова, где звук [м] стоит первым, третьим. Какой это звук? Каким цыетным карандашом обозначим? Разделите слова на слоги.

  1. Чтение текста «Гном»

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Вы справились со всеми заданиями Лисы и Медведя. А они привели нас в гости к сказочному лесному человечку.

(На слайде появляется изображение гнома.)

Учитель: Чем гном отличается от вех волшебных человечков? А чем занимается гном?

Прочитайте текст про гнома на стр.66 в Букваре про себя.

Читаем текст вслух.

1-е предложение. Гном мал и мил.

Учитель: Что мы узнали о гноме?

2-е предложение. У гнома астры, маки, маргаритки.

Учитель: Какие цветы растут у гнома?

3-е предложение. У гномика гамак.

Учитель: Каким предложением можно подписать иллюстрацию к тексту?

Какой же был гном? Что мы о нем узнали из текста?

Дети: Он добрый и очень любит цветы.

  1. Итог урока. Слайд 11.

Учитель: Итак, какие новые звуки узнали во время путешествия? Дайте им характеристику. С какими буквами познакомились?

На этом наше путешествие в лес закончилось. Возвращаемся в класс.

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *