Урок обществознания в 9 классе «Право ребёнка на частную жизнь»

Урок обществознания в 9 классе

Тема. Право ребёнка на частную жизнь.

( с применением технологии критического мышления )

(районный семинар завучей, 2014-2015 уч.год)

Цель:

  • Продолжить знакомство учащихся с Конституцией РФ (статья 23);

  • Познакомить с понятиями вакуум, частная жизнь, приватное пространство, деликатность, достоинство;

  • Развивать у учащихся умения моделировать различные ситуации, выполнять проблемные задания, сочетать групповые и индивидуальные формы работы, анализировать, делать выводы;

  • Продолжить формирование навыка критического мышления.

Основные понятия: вакуум, частная жизнь, приватность, деликатность, достоинство.

Оборудование урока: Конституция РФ, текст статьи 23, чистые листы, ватман, фломастеры, компьютер.

Ход урока

Вопрос урока (на доске):

  • В чём проявляется право ребёнка на частную жизнь?

  • Что входит в приватное пространство?

  • Какое значение для ребёнка имеет право на частную жизнь?

  1. Постановка темы, целей урока.

Учитель.

На прошлом уроке мы приступили к изучению основного закона нашей страны – Конституции РФ, ознакомились с основами конституционного строя России. Изучению Конституции Отечества мы посвятим не одно занятие. Это поможет вам разобраться в её содержании, понять заложенные в ней идеи и – главное – убедиться в том, что Конституцию своей страны следует глубоко уважать. Древние римляне утверждали: «SALUS POPULI SUPRIMALE» («Благо народа – Высший закон»). Думается, что уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции Отечества.

Сегодня мы продолжим эту работу и поговорим о правах и свободах человека и гражданина. Этой теме посвящена Глава 2 Конституции РФ. Особый акцент мы сделаем на статью 23 и попробуем связать её с вами, ребята, гражданами своей страны. Также мы познакомимся с понятиями частная жизнь, вакуум, приватность, деликатность, достоинство. Продолжим работу по составлению кластеров и синквейнов. Попробуем смоделировать различные ситуации и выполнить проблемные задания.

  1. Стадия вызова.

Учитель.

  • Что такое «конституция»? («устройство», «постановление»)

  • Какие ассоциативные слова вы можете назвать с понятием «конституция»?

К — кодекс, конвенция;

О — общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;

Н — народ, нация, независимость, нейтралитет;

С — созидание, согласие, сотрудничество, содружество;

Т — территория;

И — инициатива, инаугурация;

Т — толерантность;

У — управление, урегулирование;

Ц — центр;

И — институт, исполнитель;

Я — «я» — личность, «я» — гражданин.

  • Сколько всего Конституций было принято в нашей стране?(5)

  • Какой день принято считать днём принятия первой демократической Конституции?

  • Что определяет эта книжечка? (составление кластера)

Учитель: Т.о., мы вместе составили кластер, т.е. графически показали смысловое значение слова «Конституция».

  • На какие группы обычно принято разделять права и свободы в международных правовых документах? (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные)

(Работа с главой 2 Конституции, деление задания по группам)

  • На какие группы принято условно делить жизнедеятельность человека?(частную, публичную). Вернёмся к названию нашего урока «Право ребёнка на частную жизнь». Для каждого из нас очень важной является частная жизнь. И сегодня мы более подробно остановимся на статье 23.

III. Стадия осмысления.

Учитель. (работа над термином «частная жизнь)

  • Ребята, а что такое частная жизнь? (То, что касается только меня.)

  • Приведите примеры элементов частной жизни в школе. (Мой портфель и мои вещи в нем; нельзя списывать и подглядывать в чужую тетрадь; нельзя читать чужие записки.)

  • Ребята, вы уже в том возрасте, когда возникают симпатии к противоположному полу. Возможно, кто-либо из вас ведёт переписку. Если бы взрослые попросили бы вас прочитать письмо, адресованное только вам, вы бы позволили это сделать? Почему?

  • Вы имеете на это полное право. И об этом говорится в основном законе нашего государства — Конституции, статье 23. Никто не вправе нарушать этот закон, даже сам президент В.В.Путин. Прочитайте, как звучит эта статья.(Ученик читает вслух статью 23).

Учитель. Я предлагаю обсудить ситуацию.

Дочь поделилась с мамой своим секретом — ей нравится одноклассник, который тоже оказывает ей знаки внимания. А сегодня, когда они возвращались из школы, мальчик нёс её портфель до самого дома. Вечером за ужином мама начала рассказывать эту историю папе и бабушке. Девочка покраснела, на её глаза навернулись слёзы, и она выбежала в другую комнату. Мама тут же вошла следом и спросила, что случилось. Дочь стала упрекать её за то, что она раскрыла её тайну. Мама извинилась перед дочерью за свой поступок, успокоила её, и они вернулись в столовую.

Учитель. Ответьте на вопросы.

  • В чём была не права мама? Почему?

  • Какое право дочери нарушила мама?

Учитель. (Постановка проблемы)(обратить внимание учащихся на вопросы, записанные на доске)

  • В чём проявляется право ребёнка на частную жизнь?

  • Что входит в приватное пространство ребёнка?

  • Какое значение для ребёнка имеет право на частную жизнь?

Учитель. На эти вопросы нам предстоит найти ответы.

Изучение основной проблемы 1. В чём проявляется нарушение права на частную жизнь?
Учитель:

  • Что вам непонятно в названии темы урока?

  • Выполните следующее задание: Определите, какие из перечисленных действий покажутся вам нарушением прав: кто-то прочитал ваше письмо, подслушал телефонный разговор, без разрешения вошёл в ваш дом, родители попросили показать ваш школьный дневник, учитель попросил вас высказать свою точку зрения по обсуждаемой на уроке проблеме, сосед зашёл на вашу кухню и взял спички, на перемене одноклассник съел ваше яблоко.

    (Предполагаемые результаты
    Если учащимся покажется непонятным выражение «частная жизнь», обратить внимание школьников на то, что в ходе урока речь пойдёт о частной, то есть личной жизни ребёнка. Подчеркнуть, что в результате перечисленных действий произошло вторжение в личную жизнь, но люди эти действия нарушением закона чаще всего не считают. Хотя любое из таких действий, безусловно, оставляет неприятный осадок в душе человека.)

    2. Что входит в приватное пространство ребёнка?
    Учитель:

  • Что такое человек?

  • Из чего он состоит?

  • Что находится вокруг человека?

(В ходе беседы учитель схематично вывешивается на доске схема человека и обозначает пространство вокруг него, сопровождая это словами: голова, тело, руки, ноги, душа. (Рис. 1).

Обобщая ответы школьников, учитель обращает их внимание на то, что вокруг человека образуется пространство, но не вакуум. Это пространство достаточно часто нарушается. )

Учитель: Выполните задание.
Работая в группах, смоделируйте и обыграйте предложенные ситуации так, чтобы показать, как может происходить грубое вмешательство в личные дела ребёнка, и как он пытается отстоять своё право на личную жизнь.
Класс мы разделим на четыре группы. Условно группы называются: «Дети — дети», «Дети — родители», «Родители — дети», «Дети — взрослые».

Ситуации

Первая группа
«Дети — дети»
. На перемене Маша отобрала у Коли сочинение. Коля не разрешает его брать. Ему неприятно, когда читают его сочинение. Он пытался отобрать сочинение обратно. При этом мнение одноклассников разделилось: одни поддерживают Машу, а другие Колю.

Вторая группа
«Дети — родители»
. Андрей приходит домой и видит, что папа проверяет карманы его куртки. Папа находит в кармане у сына сигареты. Начинается выяснение отношений в семье (могут участвовать другие члены семьи).

Третья группа
«Родители — дети»
. Родители беспокоятся о том, как учится их дочь. Мама взяла из портфеля дневник, нашла в нём записку и прочитала её. Между мамой и дочерью произошёл серьёзный разговор.

Четвёртая группа
«Дети — взрослые»
. Десятилетний Володя рисует на асфальте во дворе. В это время проходит мимо незнакомый мужчина. Он остановился, посмотрел на рисунок и сказал: «Ну что это за рисунок?! Что это за линия?! Разве так рисуют?! Давай-ка я покажу, как надо…». Мужчина стирает рисунок и начинает рисовать сам.

После представления группам ситуаций проводится беседа по вопросам:

  • В ситуациях, которые вы показали, речь шла о личной или о частной жизни ребёнка. Из чего состоит частная жизнь человека?

  • Кто определяет границы частной жизни?

В ходе беседы на доске составляется кластер 2. (на основе рис.1)

(Предполагаемые результаты
Учитель обращает внимание учащихся на то, что к частной жизни человека относится всё то, что принадлежит ему лично: его вещи, жильё, личные, семейные дела просто потому, что они его. Никому не позволено без особых обоснованных поводов вмешиваться в нашу жизнь и личные дела. Почтальон не может читать наши письма, служащий банка не может никого информировать о наших сбережениях. Доктор не может рассказывать о заболеваниях больных. Психолог не должен публично разглашать результаты тестирования интеллектуальных способностей, то есть кто более способный, а кто — менее. Медицинская сестра в школе не должна сообщать в классе у кого голова чистая, а у кого — грязная. Учитель не должен читать попавшую к нему записку. Вмешательство в личную жизнь человека неделикатно. Если мы соберём всё то, что как мы считаем, является нашим личным делом, то увидим, что вокруг нас образуется некая оболочка. Каждый человек, сам того не сознавая, создаёт её вокруг себя. Эта оболочка называется приватным пространством человека, которое включает в себя его частную жизнь.)

3. Какое значение для ребёнка имеет право на частную жизнь?
Учитель:

  • Какое значение для ребёнка имеет право на частную жизнь?

(Обобщая ответы учащихся, подчеркнуть, это что право защищает частную жизнь каждого человека и в том числе ребёнка. Мы должны научиться уважать частную жизнь других людей и взаимно напоминать об этом друг другу. Поэтому в Конвенции о правах ребёнка есть специальная статья, в которой говорится: «Ни один ребёнок не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательством на неприкосновенность жилища, тайн его корреспонденции, или его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». (Статья 16 Конвенции о правах ребёнка. Текст статьи может быть вывешен на доске).

Подведение итогов работы и выводы
В результате обсуждения учащиеся подводятся к пониманию того, что право на частную жизнь означает, право на интимные чувства, мысли, взгляды, тайны. Человек сам определяет границу своей личной жизни, то есть приватного пространства.

IV. Стадия размышления (рефлексия).
(Проводится в виде составления синквейнов)

Учитель. О чём мы сегодня говорили? (говорили о праве ребёнка на частную жизнь). Я предлагаю закрепить полученнные знания в виде составления синквейнов. И взять за основу слово «жизнь».

Жизнь

Частная, неприкосновенная (интимная, личная)

Уважать, защищать, не вмешиваться

Важная часть существования человека

Невмешательство

Учитель. Д/з – § 38 «Частная и публичная жизнь гражданина», составить синквейн по материалу этого § со словом «право».

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector