Урок на тему «Твори добро»


Урок на тему «Твори добро»

Т

В ДОБРО…

Р

И

Цели:

раскрыть нравственное содержание понятий «милосердие», «благотворительность»;

– познакомить учащихся с историей благотворительности;

– вовлечение учащихся, родителей в благотворительное движение.

Методические комментарии

Урок проводится в форме устного журнала. Продолжением устного журнала становятся благотворительная акция «Дети – детям» (приобретение и вручение подарков для детского дома «Малютка»).

Подготовительная работа учащихся и учителя предусматривает

  1. подготовку краткой исторической хроники благотворительности в России;

  2. создание презентации по содержанию устного журнала;

  3. проведение благотворительной акции «Дети – детям» (приобретение подарков для Самарского дома ребенка «Малютка»).

Сценарий урока благотворительности «Твори добро»

Учитель. Сегодня мы приглашаем вас на устный журнал «Твори добро…». Открываем первую страницу.

Страница 1

. Однажды ночью некий 16-летний юноша увидел во время сна весьма прекрасную девушку, красиво одетую, с масличным венком на голове. Когда он проснулся после её прикосновения, то увидел, что она стоит перед ним вовсе не во сне, а наяву. Юноша спросил её: « Кто ты такая и как осмелилась войти ко мне?»

 2в. Девушка же, улыбаясь и смотря на него светлым взглядом, сказала кротко:
– Я – старшая дочь Великого Царя и первая среди дочерей Его.

1в.  Услышав это, юноша поклонился ей.

. Она же продолжила:
– Если ты сделаешь меня своей подругой, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать и представлю тебя пред Лице Его, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я. Я свела Его с неба на землю и побудила облечься в плоть человеческую для спасения людей.

. После этих слов она стала невидима. Удивившись сему видению, юноша сказал сам себе:
– Поистине в образе девицы явилось ко мне милосердие. Об этом свидетельствует и вид её и слова.

2в. Из слов же её юноша заключил, что желающему обрести милость у Бога должно быть самому милосердным и подавать милостыню. Звали этого юношу Иоанном.

1в. Люди впоследствии прозвали его Милостивым за необычайное милосердие, а Церковь прославила его в лике святых, поставив в пример для подражания всем верным своим чадам.

. Всё живое нуждается в милосердном отношении. Нельзя проявить его ни умом, ни словом, оно проявляется только сердцем!

1в. Вдумайтесь в смысл самого сочетания МИЛОСЕРДИЕ — оно откроется многими гранями, даря своё истинное значение…

2в. Продолжим свой путь в поисках примеров милосердия или, может быть, сами станем его ярким примером? Всё зависит от нас…

. Один человек сказал своему другу: « Я желаю видеть царя, пойдем со мной». Друг отвечал: «Пройду с тобой половину дороги». 

2в. Сказал он и другому своему другу: «Проводи меня к царю». Он отвечал: «Доведу тебя до царского дворца».

1в. Он сказал и третьему другу: «Пойдем со мной к царю». – «Пойдем, – отвечал третий друг, – я введу тебя во дворец и представлю царю».

2в. Первый друг – это подвижничество, которое наставляет на истинный путь.

1в. Второй – чистота, которая достигает небес.

2в. Третий друг – милосердие, которое с дерзновением приводит к самому Царю – Богу.

Святитель Василий Великий

Звучит песня иеромонаха Романа «О доброте бессмысленны слова…»

Страница 2

. Мы часто произносим слово благотворительность. Но знаем ли мы, что это такое? Это оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости.

. Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет».

3в. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов.

1в. Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земские уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью.

. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях.

3в. Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков: князь помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню.

. Царь Иван Грозный предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики.

. Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие «сиротских домов».

3в. Екатерина II, узнав, что для сооружения памятника в её честь собрано 52000 рублей, заявила: «Я лучше желаю воздвигнуть монумент в сердцах подданных своих, нежели на мраморе». Добавив 150000 рублей, Екатерина II отдала деньги на организацию училищ, сиротских домов и больниц.

1в. В 1828 году в стране введено звание «Почётный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования.

2в. Особым органом государственного управления российской благотворительностью было Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУИМ). Оно ведет свое начало с 1797, когда Воспитательные дома в обеих столицах перешли в ведение императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I.

3в. Благотворительные и образовательные заведения ВУИМ содержались за счет казны, средств государыней и частных пожертвований. К 1884 ВУИМ принадлежало 595 пожертвованных капиталов на сумму почти 90 млн. руб.

1в. К 1902 году в состав Ведомства входило более 1000 заведений: оба столичных Воспитательных дома, около 200 детских приютов, 21 училище для слепых и 1 для глухонемых детей, 6 заведений для взрослых слепых, женские институты и гимназии, 2 коммерческих училища, Александровский лицей, 36 богаделен, 40 больниц и другие.

2в. В 1867 году  Россия присоединилась к Женевской конвенции и тогда же под покровительством императрицы Марии Александровны, жены императора Александра II, было создано Общество попечения о раненых и больных воинах. В 1879 оно получило название — Российское общество Красного Креста (РОКК).

3в. С образованием Российского общества Красного Креста (РОКК) большинство общин перешло под его ведение. Перед общинами был поставлен вопрос о подготовке сестер милосердия, способных оказывать помощь участникам боевых действий, в том числе на театре военных действий.

1в. В мирное время сестры работали в больницах, приютах, богадельнях, посещали заключенных, помогали населению, пострадавшему от стихийных бедствий. Некоторые общины имели собственные лечебные и благотворительные заведения.

. Организованные при общинах курсы сестер способствовали становлению в России системы подготовки медицинских кадров. К началу ХХ в. общины сестер милосердия работали почти в каждом губернском городе.

3в. Примером для широкой общественной благотворительности служили крупные пожертвования членов императорской фамилии, аристократических семей, купеческих и предпринимательских династий. Одну из самых ярких страниц в истории российской благотворительности составила семья Ольденбургских во главе с принцем П. Г. Ольденбургским.

. Мужчины семьи Ольденбургских основывали больницы, институты, училища, их жены и сестры — общины сестер милосердия, женские учебные заведения, опекали учреждения искусства.

2в. Существенную роль в становлении благотворительности в обновленной России сыграли зарубежные благотворительные организации и фонды. Она выразилась не только в поставках гуманитарной помощи, но и в поддержке культурных, научных и социальных проектов, в обучении персонала благотворительных организаций.

3в. Важнейшим рубежом на этом пути стал принятый в 1995 году Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Звучит песня «Если добрый ты…» (из мультфильма «Лето кота Леопольда)

Страница 3

1в. Самой распространенной формой благотворительности была милостыня — важный ритуал для спасения души. История сохранила имена князей, бояр и богатых купцов, являвших собой образец нищелюбия.

2в. А куда ни пойдете,

Где ни остановитесь в пути,

Везде напоите и накормите

Всякого просящего…

Из «Поучения Владимира Мономаха»

3в. Владимир велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, брать кушанье и питье, и деньги из казны. Но этого мало; он сказал: «Дряхлые и больные не могут доходить до моего дворца»  и велел сделать телеги, куда клали хлеб, масло, рыбу, овощ разный, мед в бочках, квас и возили по городу, спрашивая: «Где больные и нищие, которые не могут ходить?» Таким и раздавали.

4в. Ежегодно 11 ноября по улицам германских городов вереницей проплывают фигуры с фонариками, свечками и факелами. Это взрослые и дети отмечают День св. Мартина – покровителя бедняков, солдат, домашних животных и альпийских пастухов.

. Шел IV век. Однажды легион, в котором офицером служил Мартин, приблизился к французскому городу Амис. Была осень: в поле свистел холодный, пронизывающий ветер.

. Солдаты мечтали о тёплом очаге и ускоряли шаг, не замечая сидевшего у городских ворот нагого старика, просившего милостыню. Воины проходили мимо него твёрдыми, быстрыми шагами. Они не удостоили нищего даже взглядом.

. Мартин, возглавлявший свой легион, сидел на коне в богато украшенной, длинной красной накидке. Увидев мёрзнущего и голодного нищего, он, к удивлению солдат, остановил легион, достал меч, отрезал половину накидки, быстрым движением бросил бедняку кусок ткани и протянул хлеб.

3в. Этот случай зародил в людях уверенность в том, что Мартин является покровителем

нуждающихся.

4в. Все жертвы и милостыни не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце, потому при подаянии милостыни всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них.

. Само слово “милостыня” показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца, и подаваемая с умилением или сожалением бедственном состоянии нищего. Любви свойственно радоваться при оказании помощи любимому.

 

1в. Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с сожалением, с лукавым оком и черствым сердцем  все равно, что кладут яд в свой хлеб или в свою милостыню, хотя этот яд духовный, невидимый.

 

. Господи! Научи меня подавать милостыню охотно, с ласкою, с радостью и верить, что подавая ее, я не теряю, а приобретаю бесконечно больше того, что подаю.

Звучит песня группы ДДТ «Наполним небо добротой»

Страница 4

1в. «Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старух – я хвалю и умиляюсь.

2в. Но, хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

. – Возьмем мы Катьку, – говорила баба, – последние наши гроши на неё пойдут, – не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

4в. – А мы её… и не солёную, – ответил мужик, её муж. Далеко Ротшильду до этого мужика».

И. Тургенев

. Простые смертные также уделяли много времени богоугодным делам. Каждый зажиточный, а тем более богатый дом собирал у себя нищих, странных, убогих, калек, юродивых, старцев и стариц.

1в. По свидетельству современников, в доме знаменитого русского государственного деятеля А. Адашева (умер в 1561 г.) жили десять прокаженных, которых он тайно кормил и обмывал своими руками.

2в. В начале ХХ в. широкое распространение получили общественные акции по сбору благотворительных пожертвований. Они проводились в форме кружечных сборов, благотворительных базаров, лотерей, подписок.

3в. Наиболее доступной и, в то же время, результативной формой были массовые кружечные сборы (День белого цветка, День колоса ржи, День Креста и т.п.).

4в. Добровольчество (волонтерство) — безвозмездное личное участие людей в общественно-полезных мероприятиях — является важнейшей составляющей современной благотворительности. Сегодня идеи добровольчества получили распространение по всей России, особенно в молодежной среде.

5в. С 1995 года различными благотворительными мероприятиями отмечается Международный день добровольцев (5 декабря), а с 1999 года ежегодно в апреле проходит Весенняя неделя добра — общероссийская кампания добровольческих акций, приуроченная к Всемирному дню молодежного служения.

1в. Современный зарубежный опыт подтверждает, что частные пожертвования могут составлять существенную часть доходов благотворительных обществ.

2в. Примеры акций по сбору частных пожертвований, проведенные в Год благотворительности (2006), вселяют надежду на возрождение этой традиции. В последнее время появились новые формы благотворительных сборов через SMS и Интернет.

. На мир смотрите добрыми глазами,

Чтоб добрым было слово, добрым труд,

Пусть дураки сочтут вас дураками,

Злодеи малодушными сочтут.

4в. Нам, людям, лишь добро приносит счастье

Оно в конце сильнее зла всегда,

Погибнет в яме волк с кровавой пастью,

Пожар погасит ветер и вода.

5в. Пусть у глупца покойней жизнь и краше,

Пусть в жизни сам злодей не знает зла,

Добро вовеки будет богом нашим,

Ему – молитва наша и хвала.

А. Кулиев

Звучит Песня о Доброте (сл. и муз. Т. Мухаметшиной)

Страница 5

Учитель. Добрые делаэто не только денежные пожертвования.

Все же вы не слабейте душою,

Как придет испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

. Ершова Саша, 8-летняя школьница 35-й тверской школы. Во время катастрофы в аквапарке «Трансвааль» со сломанной рукой, вся в порезах, по пояс в холодной воде, держала на руках несколько часов 3-летнюю малышку, чтобы та смогла выжить под бетонными обломками.

2в. Калманов Мурат, выпускник бесланской школы № 1, помог выжить не одному ребенку, вытаскивая их из горящего спортзала. Сегодня он продолжает борьбу – уже за себя. Ранения почти лишили его зрения и слуха, начали отказывать руки.

3в. Гусиев Сослан, 16-летний выпускник школы № 1 Беслана, своим телом закрывал детей во время террористического захвата. Был тяжело ранен.

1в. Кузьменко Дима, ученик 10-го класса в Краснодарском крае вытащил из ледяной полыньи практически утонувшего 8-летнего ребенка. Нырял три раза. Сильно обморозился.

. Шкурин Сергей, 17-летний юноша с. Сетовка Алтайского края, успел вызволить из огненного плена пятерых младших сестер и братьев. С ожогами 1-й и 3-й степени на 40% тела Сергей неделю провел в реанимации районной больницы.

3в. Козлова Оля, 13-летняя школьница из Петровска Саратовской области, спасла во время пожара двоих маленьких детей. Чудом спаслась сама. Оля получила драгоценную статуэтку – международную премию «Золотое сердце» – из рук итальянской звезды Софии Лорен и главы МЧС Сергея Шойгу. Награждена медалью «За отвагу на пожаре».

Учитель. Где бы сердце вам жить ни велело,

В шумном свете иль сельской тиши,

Расточайте без счета и смело

Вы сокровища вашей души!

Стихи неизвестной монашенки Новодевичьего монастыря

Страница 6

. По сложившейся русской традиции Рождество принято отмечать добрыми делами и милостью к людям.

. Атмосфера чуда складывается из многих составляющих: это и запах ёлки, и мандарина, и ожидание чуда.

. Совершить чудо в Рождество может каждый из нас.

1в. Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

2в. Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

А. Лесных

. Мы хотим, чтобы вы знали: купленные упаковки подгузников мы подарим малышам Самарского дома ребенка «Малютка»

3в. Для воспитанников дома ребенка «Малютка» каждый день – это борьба за выживание. Подарите малышам, лишённым родительской заботы, капельку своего внимания и любви.

4в. Не прячьте доброты своей

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу.

1в. Дарите только теплоту:

Ребёнку, женщине и другу,

И отодвиньте пустоту.

Жизнь все вернет сполна по кругу.

2в. К вам возвратятся свет, любовь,

Мечта и счастье к вам вернется.

И нежной лаской вновь и вновь

В вас чья-то радость отзовется.

.  «Помните, друзья: доброму Бог помогает. Спешите творить добро! Благотворительность священна! Душа миров, творений мать! Тобою движется вселенная:

Твоя всесильна благодать…».

А. Писарев  

Страница 7

Учитель. Закрываем страничку нашего журнала. На этой странице ничего не написано. Она совершенно чистая. Вам предстоит ее заполнить самим.

Звучит песня в исп. Д. Билана «Верь мне…»

Методическая разработка

на III Международный конкурс сценариев уроков благотворительности

  1. Возрастная категория

Для учащихся 15-18 лет

  1. Название урока

Твори добро

  1. Ф.И.О. авторов

Старкина Таисия Валентиновна

Горяйнова Марина Владимировна

  1. Полное название организации, в которой работают заявители

Муниципальное общеобразовательное учреждение – кадетская школа № 95 Кировского района г.о.Самара

  1. Адрес организации

443035 г.Самара, проспект Кирова, 193

  1. Электронная почта и телефон авторов

goryainovamv@mail.ru

тел. 89276024489

  1. Согласен получать информацию о подобных конкурсах по электронной почте

да

  1. Дата заполнения

23 марта 2009 года

Скачать оригинальный файл

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

sitemap62
sitemap1
sitemap38
sitemap17
sitemap38
sitemap58
sitemap57
sitemap31
sitemap41
sitemap44