Урок на тему : Роль существительного в речи 4 класс

 
                             
          Тема: Роль имени существительного в речи.                                                                  
 
    Цель:  1. Расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной,    
     эмоционально- выразительной роли имён существительных в речи.
                2. Развивать умения различать имена существительные в тексте.
                3. Воспитывать любовь к природе.
 
     Оборудование: таблица, плакат, иллюстрации.
 
     Содержание:
     1.Организационный момент.                Оформление записи в тетради.
 
     2.Орфографическая минутка.
-Ребята, я получила  письмо с заданиями для вас.
 
         Задание 1: Отгадайте загадку и проверьте, нет ли в записи орфографических ошибок.
(Дети отгадывают загадку, находят орфографические ошибки и называют данную орфограмму)
 
                        Запись на плакате.          Шумит он в поле и соду,
                                                                 А в дом не пападаит.
                                                                 И никуда я неиду,
                                                                Покуда он шагает.              (Дождь)
 
     3.Повторение пройденного.
— Скажите, как называются слова, которые обозначают действия предметов?
— Найдите в данном тексте глаголы.
 
    Глаголы:  шумит, не попадает, не иду, шагает.
(Дети называют их, записывают в тетрадь, разбирают по составу и называют грамматические признаки.)
 
    4.Объяснение нового материала.
— Сегодня мы переходим к новой теме. Какой? Вы скажете мне сами после выполнения следующего задания. Вместе с загадкой я получила вот этоттекст.
 (Раздаю карточки с текстом, в нём имена существительные заменены картинками.)
 
              Задание 2:                                               Пересмешник.
          Отправился Дима в дремучий лес. Вот где я зверей увижу!
          Спрятался за деревом и уши навострил. Чудеса в лесу. Петух домашний вдруг где-то закукарекал. Собака тихонько потявкала иумолкла. Корова вдруг вдали промычала – уж не заблудилась ли? Гуси прогоготали домашние: эти – то как в лес попали? Курица где-токлохчет –  цыплят своих созывает. Даже кошка мяучит! Да что же это такое?
        А вот что! Сидит у Димы над головой скворец и на разные голоса щебечет! Повторяет то, что в деревне слышал. Скворец – самыйлучший в лесу пересмешник!
 
                 -Нас спрашивают, что объединяет данные картинки? Но прежде, чем ответить,   
                прочитаем текст. (Чтение, определение темы текста, ответ на вопрос.)
 
— Да, ребята, лес, звери, дерево, петух, собака, корова, голова, курица, цыплята, кот, деревня – это имена существительные.   (открываю заранее написанную на доске цитату и читаю)
                                                  «Имя существительное – хлеб языка».  (Л.Успенский)
 
Слово учителя:
      Сегодня мы поговорим  о роли имени существительного в речи. Цель урока — доказать справедливость утверждения Льва ВасильевичаУспенского, что «имя существительное – хлеб языка». К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя былобы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепоти шорох морского гравия».
       Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имёнсуществительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».
 
-Какие же названия предметам даёт имя существительное?
 
                   Запись на доске:
  живые существа: девочка,…
   явления природы: гроза,…
  явления общественной жизни: митинг,..  признак как предмет: синь,…
  действие как предмет: бег,…
Дети читают её и добавляют свои примеры.
 
 — Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета.              
   Шепот, робкое дыханье,                                Свет ночной. Ночные тени.
   Трели соловья.                                                 Тени без конца.
   Серебро и колыханье                                      Ряд волшебных изменений
   Сонного ручья.                                                 Милого лица.
 
—  Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи,ночного пейзажа.
 
— Прослушайте отрывки  из стихотворений других поэтов. Какие картины могут нарисовать имена существительные?
 
1. Вечер. Поле.                                   2.Опять дожди, опять туманы,
    Огоньки.                                             И листопад, и голый лес,
    Дальняя дорога.                                И потемневшие поляны,
   (В.Маяковский)                                  И низкий серый свод небес. (С.Аксаков.)
 
 
Вывод: с помощью  существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.
 
 
— Очень часто имена существительные несут в себе и эмоциональную оценку.
  Докажите это на примере слов:
                                                       БЕЗДЕЛЬНИК,   ТРУЖЕНИК,   ПРОГУЛЬЩИК.      
                                                                                         
— В чём особенности этих слов? Какой оттенок они несут?
   (Запись слов в тетрадь, выделение суффиксов)
— Что, кроме самого значения слова, может придавать существительному   
   эмоциональную окраску?
— Запишите слова под диктовку: усище, хвостище, носик, столик, деревушка.
— Какую эмоциональную окраску придают суффиксы в данных существительных?
 
    5.ФИЗМИНУТКА для глаз.    (Выполнение упражнений по схеме.)
 
    6.Закрепление материала.       
   — Откроем учебники. Прочитаем задание вслух.
Что нужно выполнить?  (Дети отвечают.)
 
    1.Записать слова, распределяя их в две группы: а) имена существительные;
       б) глаголы.
    2. Обозначить в словах корни и окончания.
       (Под цифра 1,2 — объясняем по цепочке;   3,4 — самостоятельно)
 
     7.Проверка знаний.
 
— Закрасьте в таблице имена существительные красным цветом.
 
Парта школьник Ветер Запел птица
книга Писать нарисовали спит Солнышко
 
            Проверка и оценивание работ учащихся.
 
      8. Подведение итогов урока.
 
-Мы выполнили все задания. Скажите, над какой темой мы работали? Доказали ли мы справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского,что «имя существительное – хлеб языка»? Объясните.
 
      9.Домашнее задание.  
Творческое задание: сочинить стихотворение, состоящее из имён существительных.
 
 

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *