УРОК НА ТЕМУ «ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА» для 9 класса

УРОК

НА ТЕМУ

«ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА»

Петрова О.В.

Преподаватель биологии, химии и ОМЗ

БОУ СПО «Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум)»

Минспорта Чувашии

Раздел программы: Структурная организация клетки

Класс: 9

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами

ТРКМЧП (технологии развития критического мышления)

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

  • сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической;

  • познакомить учащихся с особенностями строения и физиологии прокариотической клетки на примере бактериальной

  • Выяснить значение бактерий в природе и жизни человека

Воспитательные:

  • формировать культуру биологической речи и сознательной дисциплины;

  • воспитать потребность в знаниях, целеустремленности, наблюдательности.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, умение проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.

  • продолжить формировать умения пользоваться учебником и таблицами, самостоятельно составлять схемы.

Предполагаемые результаты:

Опыт репродукции:

  • чтение заданного текста (учебника и дополнительной литературы);

  • выделять при чтении необходимую информацию;

  • работа по алгоритму на уроке при составлении кластера, таблицы и работе с тетрадью;

  • составлять кластер, таблицу, синквейн

  • формулировать логические выводы;

  • оформить тетрадь

Опыт творческих действий:

  • решение проблемы использования возможных наблюдений и экспериментов для понимания механизмов деятельности.

Опыт отношений:

Понимать, что все взаимосвязано, взаимозависимо и познаваемо;

  • Изучение живых организмов (бактерий) важно для дальнейшей жизни и интересно в данный момент.

Оборудование и материалы: компьютер, экран, проектор, презентация, таблица «Строение клетки»; культура сенной палочки.

Основные термины: прокариоты, эукариоты, микробиология, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, нуклеоид, спора.

Ход урока.

I. Организационная часть

1. Проверка готовности к уроку

2. Выдача необходимых материалов

II. Проверка домашнего задания.

На дом было задано: составить синквейн по пройденной теме «Химическая организация клетки. Обмен веществ», с объяснением каждого пункта.

Учащиеся зачитывают 1-2 синквейна.

III. Вводная часть урока

Вначале урока учащимся раздаются

Прокариоты эукариоты

(доядерные) (ядерные)

Бактерии цианеи грибы растения животные

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ БАКТЕРИЙ: Слайд №3

1. Условия жизни, распространение

2. История изучения бактерий

3. Строение и жизнедеятельность бактерий:

4. Роль бактерий в природе и жизни человека

    1. Условия жизни бактерий. Слайд №4

Бактерии появились на нашей планете около трех миллиардов лет назад и являются самыми распространенными живыми организмами Земли. Бактерии — одно из древнейших проявлений жизни. Давайте мысленно сейчас перенесемся далеко назад в прошлое.

3 миллиарда лет назад бактерии были единственными обитателями нашей планеты. Они и сейчас настоящие хозяева Земли. Практически, нет того места, где бы не встречались бактерии. И мы живем, окруженные со всех сторон этими невидимыми организмами. Бактерии завоевали толщу земли, водные пространства, воздух и даже поселились в нас.

«Последние новости»

— бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;

— некоторые архебактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;

— в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;

— в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;

— в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.

Вопрос: от какого фактора все же зависит жизнедеятельность бактерий? (от температуры и солнечных лучей)

    1. История открытия бактерий (сообщение учащегося) Слайд №5

В 1676 году голландский ученый Антонни Ван Левенгук впервые увидел бактерии в микроскоп и назвал их зверушками. В этом же году он впервые описал их. Можно считать годом рождения науки о микроорганизмах – микробиология: в голландском городе Делфте Антонии Ван Левенгук увидел бактерии, о чем сообщил письмом в самое авторитетное научное учреждение того времени – Лондонское королевское общество. С открытием Левенгука познакомился Петр I, во время пребывания в Голландии он пригласил к себе ученого, и тот продемонстрировал русскому царю свои наблюдения и опыты.

Изучением строения и жизнедеятельности бактерий занимается наука микробиология

    1. Строение и жизнедеятельность бактериальной клетки.

1. Рассмотрим формы бактерий. (Рисунки форм бактерий в тетрадях) Слайд №6

По величине своей бактерии крайне малы; измеряющиеся тысячными долями миллиметра принадлежат уже к сравнительно крупным. На поверхности, которая равна поставленной карандашом точке, поместится примерно 250 тысяч бактерий. Что касается до их внешних очертаний, то между ними различают четыре главнейших типа, или формы:

Название «бактерия» произошло от греческого слова «bacterion» — палочка. Но не всегда бактерии имеют форму палочек.

Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ

2. Строение (Объяснение учителя)

Актуализация знаний, полученных в курсе 8 класса «Строение клетки».

Вопрос: Назовите основные составные части любой клетки? (Мембрана, ядро, цитоплазма)

Слайд №8

Вопрос: А какое же строение имеют эти удивительные невидимки — бактерии?

Бактерии одноклеточны, имеют плотную, жесткую оболочку, которая составляет до 50 % массы бактерии, некоторые бактерии имеют слизистую капсулу, которая является дополнительным защитным слоем. Нет ядра, ядерное вещество — ДНК распылено по цитоплазме виде кольца (нуклеоид). Нуклеоид — эквивалент ядра у бактерий. Он расположен в центральной зоне бактерий в виде двунитевой ДНК, замкнутой в кольцо и плотно уложенной наподобие клубка. Обычно в бактериальной клетке содержится одна хромосома, представленная замкнутой в кольцо молекулой ДНК.

Кроме нуклеоида, представленного одной хромосомой, в бактериальной клетке имеются внехромосомные факторы наследственности — плазмиды, представляющие собой ковалентно замкнутые кольца ДНК. Цитоплазма густая, содержит органические вещества (включения в виде гранул гликогена, полисахаридов). Они являются запасными веществами для питания и энергетических потребностей бактерий.

Внимательно просмотрите материал на стр.122 – 124, изучите рисунки и составьте кластер «Строение бактериальной клетки» (ввиде лучей солнышка)

Слайд №9

.

3. Размножение. Слайд №10

Бактерии настолько малы, что их можно увидеть только под микроскопом. Одну бактерию мы увидеть не можем, а вот колонию можно увидеть.

Демонстрация результатов опыта – «Получение культуры сенной палочки»

Цель: получение колонии сенной палочки.

Схема опыта:

  1. В колбу с водой положим немного сена

  2. Прокипятим содержимое в течении 30 мин.

  3. Полученный настой отфильтровываем

  4. На несколько дней поставим в комнату с t = 20-25C

  5. Сенная палочка начинает размножаться

  6. Получаем настой с колонией сенной палочки в виде светло-серой пленки на поверхности

Подвижная палочковидная бактерия, образующая споры. Аэроб. Широко распространена в почве, на растительных остатках. Разлагает органические вещества, нередко вызывает порчу пищевых продуктов

Вывод : Размножение бактерий идет очень быстро и за несколько дней видна светлая пленка, которую вы видите жаже невооруженным глазом — колония сенной палочки.

Как же происходит размножение? Размножение бактерий совершается путем деления; каждая клетка получает поперечную перегородку и затем распадается на две новые особи. При благоприятных условиях одно деление следует за другим с поразительной быстротой и, не будь факторов, тормозящих развитие бактерий, одна бактерия была бы в состоянии заполнить своим потомством громаднейшие пространства. Размножение продолжается до тех пор, пока в среде, обитаемой бактериями, находится достаточное количество питательного материала.

При благоприятных условиях – через каждые 20-30 минут

Вопрос: Ученые подсчитали, что потомство одной бактериальной клетки через 10 дней может заполнить все моря и океаны. Почему этого не происходит?

Физкультминутка – закройте глаза и мысленно проделайте упражнения (наклоны, приседания, хорошо потянитесь) (1 минута)

4. Питание

Немногие способны создавать органические вещества из неорганических (автотрофы). Это синезеленые водоросли или цианобактерии. Они сыграли большую роль в накоплении кислорода в атмосфере земли. Автотрофные бактерии, такие как серобактерии, железобактерии — они содержат бактериохлорофилл и синтезируют орг. в-ва без выделения кислорода. Все необходимые им вещества бактерии получают из окружающей среды. Для их жизнедеятельности и размножения необходим углерод или диоксид углерода, вода, аммиак, нитраты, различные соединения серы и некоторые другие неорганические вещества. В результате сложной химической реакции бактерии получают из неорганических веществ все необходимые им биохимические продукты.

Большинство же бактерий гетеротрофы т. е. используют для питания готовые органические вещества или соединения. Бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших животных или выделениями животных организмов, называются сапрофитами (живут в почве). Другие бактерии живут за счет питательных веществ других организмов, в теле которых они обитают, их называют паразитами. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных. (Например стрептококки, стафилококки и др.) К ним относятся возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дизентерии и т. д.

Среди большого многообразия бактерий есть хищники, пищей для которых служат другие бактерии. Например, бактерия бделловибрион бактериоворус, что в переводе означает «пиявкообразный вибрион, пожирающий бактерий». Открыта эта бактерия-хищник в 1962 г. микробиологом из Германии Г.Штольном. Открытие было случайным: ученый подметил, что на культурах бактерий, выращиваемых на питательной среде, появились светлые пятна, свободные от бактерий. Ученого заинтересовало, отчего там нет бактерий: его поиски привели к открытию бделловибриона, «выевшего» бактерий. Впоследствии бактерии-хищники были обнаружены в пресноводных водоемах, морях, почве — там, где есть вода.

Составление схемы типов питания (совместно с учениками)актуализация знаний, полученных на предыдущих занятиях. Слайд №11

5.Образование спор. Слайд №12

    1. Роль бактерий в природе и для человека — «Учимся вместе»

Слайд №13-16

Работа с дополнительным материалом Молочнокислые бактерии сбраживают молочный сахар до молочной кислоты и их используют в пищевой промышленности для получения кисломолочной продукции — Чебоксарский гор. молокозавод фирмы «Юнимилк», Маслосырбаза, фирма «Ядринмолоко», Цивильский молокозавод, фирма «Молочное дело» город Алатырь. Также бактерии используют в кожевенной промышленности для обработки кожи – фирма «Керек».

V. Закрепление знаний. Слайд №17-19

1. Подпишите на «немом рисунке» части бактерии

2. Тест незаконченных предложений

  1. Бактерии размножаются … (как?)

  2. Бактерии размножаются через каждые … (указать время)

  3. Бактерии передвигаются с помощью…

  4. Бактерии не имеют …

  5. При неблагоприятных условиях бактерии образуют…

  6. Клеточная стенка бактерий окружена…

  7. Палочковидная форма бактерий называется…

3. Выберите верные суждения

  1. Малые размеры

  2. Относятся к ядерным организмам

  3. Митохондрии и хлоропласты отсутствуют

  4. Цианеи – это прокариоты

  5. Размножаются половым путем

  6. Большинство бактерий образуют споры

  7. Палочковидная форма бактерии – бацилла

  8. Извитая форма бактерий – кокк

  9. По типу питания — бактерии только гетеротрофы

  10. Ангина – это бактериальная инфекция

4. Решение проблемных задач (всем классом).

VI. Подведение итогов.

1. Бактерии – самые древние и примитивные клеточные организмы.

2. Не имеют оформленного ядра и сложных органоидов.

3. Бактерии вездесущи, так как очень устойчивы к факторам среды: имеют тройную защиту + защитное приспособление — спора.

Рефлексия Слайд №20

Моя учебная деятельность

«Ассоциативный

ряд»

Изучение нового материала

«Учимся вместе» — роль в природе

Закрепление знаний

Общие впечатления от урока

Этап понравился Этап не понравился Я остался равнодушен

ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Я бы поставил себе за работу на уроке….

VII. Домашнее задание : Слайд №21

Написать мини сочинение от имени бактерии: о роли в природе или жизни человека. Или составить таблицу (кластер) «Роль бактерий в природе и жизни человека».

Презентация

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector