Урок на тему «История русской игрушки»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г.Томска

Гимназия № 56

Мультимедийная презентация

«История русской игрушки»

учителя английского языка

первой квалификационной категории

г.Томск

2014

РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия

Выполнил: Серякова Надежда Викторовна, учитель английского языка, 89138622113

Ссылка на презентацию

Данная презентация создана в программе PREZI.COM. Презентация рассказывает о истории русской игрушки , о том как и для чего делали игрушки. Данная презентация носит образовательный и познавательный характер. Презентацию можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях и классных часах. Презентация содержит музыкальное сопровождение (слайд № 8,29). Состоит из 30 слайдов.

Цель:

исследовать историю развития русской игрушки;

изготовить куклу своими руками

Задачи:

  • изучить имеющуюся литературу по изучаемой теме

Условия реализации: проектор или интерактивная доска, колонки, доступ к ресурсам сети Интернет

Класс: 3-6

Актуальность: методическая разработка способствует становлению личности школьников, открывает дорогу к развитию творческого потенциала, познакомить учащихся с изготовлением текстильных кукол, привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества. Содержание презентации позволяет учащимся познакомиться с классификацией народных кукол по назначению и по виду изготовления.

Список использованной литературы:

1. Кукольных дел мастера столбушки(Для отвода глаз злым духам её подкладывали взамен младенца стонущему мужу роженицы.);

Слайд 15

пеленашки (При рождении ребёнка в родильном обряде применяли куклу «Пеленашку». Желая отвести беду от новорождённого и роженицы, ребёнка сразу же после рождения прятали в хлеву или в чулане. В это время муж переодевался в платье жены и занимал её место в постели. К стонущему мужу подкладывали спеленатую куклу. Считалось, что так можно отвести опасность от роженицы и малыша.)
Слайд 16
Тряпичные куклы Лихоманки – болезней приманки.
Их роль – привлечь к себе внимание болезни, залетевшей в дом: залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них… Их было 12 штук и висели они над печкой в доме.

Народ видел болезни так.

Ледея — озноб.

Ломея — ломает, болят ноги, руки.

Огнея — жар.

Трясея — лихорадка.

Пухнея, Пухлея — опухоль, отеки.

И так каждую, по названию можно было понять, что это за недуг.

По имени их не называли, потому что этим можно было их привлечь, называли тетками.

Слайд 17

Куватки подразделялись на свадебные и десятиручки — одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

Слайд 18

Свадебные. Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Некоторых из них клали новобрачной на колени с целью вызвать материнскую силу. Втайне от молодых перед свадьбой еще одну особую куклу шила мать невесты. Во время свадебной церемонии родительница отрывала от подола большой куклы двух маленьких куколок и передавала их новой семье с пожеланиями благополучия и чадородия. Большая кукла оставалась в ее доме.

Слайд 19

Десятиручки — (еще ее называют Многоручкой), помогает своему обладателю справляться с большими объемами любой работы. Таких куколок в качестве свадебного подарка подружки преподносили невестам, чтобы у молодых хозяюшек спорились дела.

Слайд 20

Из тканевых квадратов подразделялись на : вепсские, зерновушки, мать т дочь

Слайд 21

Вепская -или (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения ребенка. После рождения – висела над изголовьем, как оберег от порчи и сглаза. Когда малыш подрастал, с этой куколкой ему позволяли играть.

Слайд 22

Зерновушка — — (еще одно название – Зернушка) – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.

Слайд 23

Мать и дочь — Куклы связаны одной ниточкой, символизирующий неразрывную связь в жизни мамы с дочкой. 

Слайд 24,25,26,27

По назначению куклы подразделялись на

Слайд 28

Вывод: Завершая работу можно прийти к выводу, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир.

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые . Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться сего обучением даже самым серьезным наукам.

Слайд 30

Используемая литература:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=237818&tmpl=com

http://www.oberejie.ru/pelenashka.htm

http://www.liveinternet.ru/users/ar56/post109412310/

http://www.liveinternet.ru/users/3985814/post153230349/

http://www.rukukla.ru/

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector