Урок математики в 1 классе по теме «Предметный смысл действия сложения. Знакомство с терминологией. Изображение равенств на числовом луче»

МБОУ «Бикбардинская основная общеобразовательная школа»

Учитель начальных классов Бадртдинова Румия Адегамовна.

Урок математики 1 класс. Учебник УМК «Гармония» «Математика. 1 класс», автор Истомина Н. Б. , задания № 181, 182

Урок № 10.

Тема: Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, названия компонентов и результата действия. Изображение равенств
на числовом луче
(освоение нового материала).

Цель: Познакомить с предметным смыслом действия сложения.

Планируемые результаты:

Освоение предметных знаний (базовые понятия):

Предметный смысл сложения. Знак действия сложения. Числовое выражение (сумма), равенство. Названия компонентов и результата действия сложения (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение суммы). Изображение сложения чисел на числовом луче. Верные и неверные равенства.

Универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для планирования и регуляции своего действия; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности.

Личностные: ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам

Характеристика деятельности учащихся:

Описывают в речевой форме ситуации (действия с предметами), изображённые на рисунках.

Анализируют рисунки с количественной точки зрения.

Выбирают знаково-символические модели (числовые выражения), соответствующие действиям, изображённым на рисунке.

Выбирают рисунок, которому соответствует данное равенство.

Выбирают равенства, которые соответствуют данному рисунку.

Записывают равенство, соответствующее рисунку.

План урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». Почему?

— Смайлик в гостях.

Что вы о нём знаете? Чему он нас научил?

Обсуждают девиз урока.

Рассказывают о Смайлике. Вспоминают о двух шагах учебной деятельности.

2.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Смайлик получил от своих друзей письмо, но ничего не понял. Помогите ему разобраться:

3 ˂ 5

5 ˃ 2

5 = 5

2 + 3 = 5

_ Что это за записи? Покажите с помощью предметных картинок и на числовом луче.

— Что можете сказать о двух последних записях? Чем они отличаются? Почему не можем сказать? У всех разные ответы.

— К каждому неравенству называют числа больше или меньше данного, другие варианты.

Возникает затруднение, звучат разные ответы учащихся.

3.

Выявление места и причины затруднения

— В каких выражениях возникло затруднение?

— Почему возникло затруднение?

— Чего мы не знаем?

— Давайте вместе сформулируем тему урока.

Тема нашего урока: знакомство с новыми выражениями.

Выявляют место и причину затруднения.

Формулируют совместно с учителем тему урока.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)

— Какую цель ставим?

(Узнать как называются такие выражения, что они обозначают)

— Что для этого будем делать:

1. Сами будем искать способ.

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Устраним затруднение.

4. Упражнение в новом действии.

— Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Ставят совместно с учителем цель урока.

Совместно с учителем составляют план.

5.

Реализация построенного проекта

Что в этом выражении вам знакомо? (Числа 2, 3, знак +, =)

— У вас на парте лежат кружочки разного цвета.

Что можно обозначить числом 2? (два красных кружочка)

А числом 3? (три синих). Положите 2 красных кружочка в один мешочек, а три синих в другой.

— А теперь переложите все кружочки в большой мешочек.

Что мы сделали? (Соединили, сложили вместе)

Наши с вами действия можно записать математическими знаками

Это действие с числами называется сложением

Сложение обозначают знаком «+»

Знак “+” ставится между числами, которые складывали (дети ставят знак). Он показывает, что их нужно объединить, сложить.

2 + 3

-Объясните, как вы поняли, что такое “сложение”?

Два числа соединены действием сложения. Это выражение называется сумма.

Какие фигуры были в наших мешках вначале? (2 красных и 3 синих.)

У чисел 2 и 3 тоже есть своё название. Они называются слагаемыми.

(Под изображениями мешков на доску прикрепляются названия компонентов сложения.)

Назовите 1слагаемое (2 красных кружка),

2 слагаемое (3 синих кружка).

— Каким числом можно обозначить количество всех кружков? Число 5 – значение суммы. Как получили пять?

2 + 3 5

— Как вы думаете, что значит “найти значение суммы”? (Выполнить действие сложения.)

— Кто запомнил, а как называются числа, которые мы складываем?

— Но у нас остался знак “=”. Кто догадался, куда его надо поставить? Почему?

Такая запись называется математическим выражением, равенством

Какие фигуры были в наших мешках вначале? (3 синих кружка, 2 зеленых квадрата.)

— Чтобы это запомнить, давайте, разложим второй набор фигур в маленькие мешки, как было раньше.

Сколько фигур в двух маленьких мешках?

— А в большом? Значит левая часть равна правой.

3+2=5

— Такая запись называется числовым равенством.

Читают так: «2 плюс 3 равно 5»

«сумма чисел двух и трёх равна пяти»

«первое слагаемое – 2. второе слагаемое – 3, значение суммы – 5»

Выполняют практические действия с наглядным материалом, открывают новые знания и способ.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра «Обруч»:

Три обруча:

В первый обруч – первое слагаемое с первого ряда, во второй – второе слагаемое из второго ряда, между обручами знак «+» и «=».

Учитель вызывает, дети встают в обруч, а потом записывают в тетради. Учитель просит прочитать по-разному.

Проговаривают во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Учебник, стр. 80. № 181.

Рассмотрите картинки. Что делают Маша и Миша на каждом из рисунков?

— Выберите числовые выражения, которые соответствуют каждой картинке. (Первое вместе, остальные самостоятельно).

Запишите остальные выражения в тетради по форме:

— Проверка на доске с чтением детьми.

Работают самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

8.

Включение в систему знаний и повторение

ТПО № 1, Стр. 45. № 81.

— Какое числовое выражение записано?

— Что обозначает число 2 в левой части выражения? А второе число? А число 4?

Закрепляют во фронтальной работе у доски по цепочке.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Что нового узнали?

— Чему научились?

— Что было интересным?

— Что показалось трудным?

Оцените себя на лесенке успеха.

Рефлексируют по предложенным вопросам, оценивают себя на лесенке успеха.

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *