Урок литературного чтения во 2-м классе Тема: И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Урок литературного чтения во 2-м классе.

УМК «Школа России»

Учитель : Бязиева Р.А.

Тема: И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

1. Приобщать детей к чтению басен.

2. Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы.

3. Учить работать в парах, группах

4. Совершенствовать умения разгадывать загадки.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова, вспомнить ранее изученные басни.

2. Учить видеть и чувствовать за строками произведения смысл басни, выражать свои мысли.

3. Развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус.

Тип урока: Урок изучения нового и совершенствование знаний и способов деятельности, интегрированный с уроком “окружающий мир”.

Технологии: использование технологии развития критического мышления, проблемно-диалоговое обучение.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” 2-й класс, 1 часть (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), портреты: Эзопа, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, таблички со словами, с текстами пословиц и загадок, задания для учащихся (для работы в парах, группах), листы с текстами загадок, пословиц, стихотворений для учащихся.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

— Прочитайте.( Чтение по зрительным меткам )

Чтение без размышления – пустое занятие.

— Как вы понимаете выражение?

— Какую цель поставите для себя на уроке?

2. Работа над загадками.

— Отгадайте загадки:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

— Прочитайте. Назовите отгадку.

— Как догадались?

На доске закрепляется табличка со словом «осень»

— Ребята, осень – что это? (Время года)

Б) Чтение детьми текстов загадок на раздаточных листах.

— Прочитайте первую загадку. Выберите отгадку на карточке. Посоветуйтесь с соседом по парте в выборе отгадки. Докажите верность в выборе отгадки.

Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.

На доске картинки с насекомыми: мухи, пчелы, бабочки, муравья, стрекозы.

Дети называют отгадку, доказывают выбор ответа, выбирают картинку.

Дети. Это муравей.

— Что вы знаете о муравьях? (Ответы детей)

— О муравьях есть много пословиц. Прочитайте (пословицы напечатаны на раздаточных листах).

Мал муравей телом, да велик делом.

У муравья голова с просяное зёрнышко, а ума чулан.

Муравьи сообща и льва одолевают.

Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию.

— Какая пословица вам понравилась больше и почему?

— Прочитайте вторую загадку.

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

Работа над отгадкой аналогична первой про муравья.

— Почему стрекозу сравнили с аэропланом.

Дети. Крылышки стрекозы по форме напоминают крылья самолётика. Они прозрачны. Пропуская свет неба, крылья кажутся голубыми.

— Что вы знаете о стрекозе? (Ответы детей)

В) Работа по составлению слов из частей.

На доске карточки:

стре

му

ко

ра

за

вей

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.

— Составьте слова из карточек.

На доске выстраиваются слова: осень, Стрекоза, Муравей.

3. Работа со словами.

— Ребята, что вы знаете про осень? (ответы детей )

— Назовите признаки осени.

(Важно отметить, что осень – пора сбора урожая, подготовки к зиме)

Какие стихотворения об осени вы знаете?

— Прочитайте стихотворение,которое напечатано на ваших раздаточных листах (слова стихотворения напечатаны на раздаточных листочках у каждого ученика на столе).

Унылая пора! Очей очарованье…

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

(Слайд 1)

— Что вы чувствовали при чтении стихотворения?

Из таблички со словами настроения дети выбирают те, которые можно отнести к стихотворению : радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревога, умиротворение, жалость, тоскливость

— Почему у вас было такое настроение?

Прочитайте следующее слова, которые вы составили. ( стрекоза, муравей)

— Ребята, кто такие стрекоза и муравей?

( слайд 2)

— Как вы думаете, почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы ?

4. Работа над темой урока.

А) “Стрекоза и Муравей” — это название басни, которую мы сегодня прочитаем. Её написал Иван Андреевич Крылов (1769–1844).

(слайд 3)

— Вспомните, что вы знаете об И.А. Крылове?

— Что такое “басня”?

Б) Чтение пословицы:

Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.

 

— Прочитайте пословицу. Подумайте, к каким басням И. А. Крылова, которые мы уже изучили, она относятся и почему? (“Лебедь Рак и Щука”)

Б) Чтение басни “Стрекоза и Муравей” учителем не до конца, до слов “Ты всё пела?..”

— Как вы думаете, пустит Муравей Стрекозу? (ответы детей)

В) Работа над басней.

— Откройте учебники на стр 106.. Прочитаем басню ещё раз и узнаем точный ответ на мой вопрос.

Дети читают басню самостоятельно.

— Ребята, впустил ли Муравей Стрекозу?

— В чём смысл басни?

— Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?

— Как вы понимаете выражение “Зима катит в глаза”?

— Как вы понимаете « катит»? (Надвигается неожиданно)

— Что значит “помертвело чисто поле”? (Урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина) (ответы детей)

— Как понимаете выражение “Злой тоской удручена”? (удручена – огорчена)

— Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

— Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

— Запасают стрекозы корм на зиму?

— Почему?

— Есть домик у Стрекозы?

— Прочитайте, где жила Стрекоза?

— Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

— Настали ли нужда и голод для Муравья?

— Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

— Почему он отказал Стрекозе в помощи?

— Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

— Можно ли его назвать жадным?

— Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Муравей – труженик, работяга. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем,)

Что автор высмеивает в людях? (В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время)

— Найдите слова в которых заключается главная мысль произведения.

— Как вы понимаете?

5. Работа в группах.

1 группа: Охарактеризовать Стрекозу (выбрать крылья со словами, которые относятся к Стрекозе, приклеить к туловищу).( беззаботная, трудолюбивая, весёлая, беспечная, ответственная)

2 группа: Охарактеризовать Муравья (построить дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью).( лентяй, трудяга, работяга, лодырь, сильный, беспомощный)

3 группа: Собрать пословицы и найти те, которые относятся к басне.

Поспешишь,

потехе час.

Лето пролежишь,

людей насмешишь.

Семь раз отмерь,

зимой с сумой побежишь.

Много захочешь,

один отрежь.

Делу время —

тот плачет зимой.

Лето прохлопали, осень протопали,

последнее потеряешь.

Кто веселится весной,

а тут снег на голову.

6. Чтение и сравнение басни Эзопа “Стрекоза и муравьи” в переводе Л. Н. Толстого.

(Басня напечатана на раздаточных листочках)

— Каких ещё вы знаете баснописцев?

( слайд 4)

— Прочитайте басню Эзопа в переводе Л. Н. Толстого “Стрекоза и муравьи”.

Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: “Что ж ты летом не собрала корму?” Она сказала: “Недосуг было: песни пела”. Они засмеялись и говорят: “Если летом играла, зимой пляши”.

— Что общего у прочитанных нами на уроке двух басен? (ответы детей)

7. Итог урока.

— С какой басней И. А. Крылова сегодня познакомились?

— Сколько действующих лиц в этой басне?

— Чему учит басня “Стрекоза и Муравей”?

8. Домашнее задание.

Подготовиться к чтению басни по ролям. Нарисовать иллюстрацию к басне.

9. Рефлексия.

— Покажите карточку с тем рисунком, какое настроение было у вас на уроке.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector