Урок литературного чтения во 2 классе По страницам любимых рассказов»

Урок литературного чтения во 2 классе.

Программа Министерства образования Р. Ф.

Учебник «Родная речь», М. «Просвещение»; составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.

Тема урока: «По страницам любимых рассказов».

Цель урока: обобщить знания учащихся.

Задачи урока:

-совершенствовать коллективные формы работы;

-развивать умение понимать прочитанное;

-развивать познавательные и творческие способности детей;

-развивать память, речь, мышление;

-прививать любовь и интерес к книге, к чтению;

— расширить читательский кругозор;

-воспитывать умение слушать друг друга

Оборудование: мультимедиа, учебник, карточки с заданиями, книги Н. Н . Носова.

Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать книги по теме; учитель ориентирует детей, где они могут найти книги (школьная библиотека, поселковая; обмен книгами). Дети делятся на две команды, придумывают девиз. Команды готовят «Домашнее задание».

Ход урока:

этапы урока

деятельность учителя

деятельность обучающихся

I. Организа-

ционный

момент.

— Доброе утро!

Сегодня интересный день,

Вас ждут конкурсы, задания

Литературное состязание!

Команды занимают свои места.

— Как вы понимаете литературное состязание?

— Верно. На литературном состязании вас ждут конкурсы. За ответами будет следить жюри, которое после каждого этапа будет подводить итоги.

Жюри – называю имена отчества преподавателей. Команде победителей будут выставлены пятёрки.

— Команды представьтесь и объясните, почему выбрали такие названия команд.

— Молодцы команды! Вы упомянули произведения Н. Н. Носова. (слайд 1 портрет Н. Н. Носова) Действительно наше состязание посвящено его творчеству. Обратите внимание на выставку книг. Возможно, во время состязания это будет вам подсказкой. Сосредоточьтесь. Мы начинаем.

— Литературное состязание- это соревнование, нужно правильно отвечать на вопросы.

— Это такой конкурс, в котором обязательно есть победитель.

Первая команда:

-Мы команда «Затейники»!

Любим весело играть,

Думать, что-то сочинять.

Хотим сегодня победить,

Всех ребят и гостей удивить!

— Нам всем понравился рассказ Н. Н. Носова «Затейники». Герои рассказа выдумщики, как и мы. Поэтому наше название «Затейники».

Вторая команда:

-Команда «Знайки».

Мы мудрые и находчивые.

Все задания решим!

К победе уже спешим!

Саша: -Я предложил это название. Ребята согласились. Потому что состязание посвящено творчеству Н. Н. Носова, а Знайка самый умный герой его произведения.

— Он сообразительный, мудрый и изобретательный, а мы хотим быть умными как он.

II. Конкурсы.

Первый конкурс: «Разминка».

Он посвящён автобиографии Н. Н. Носова. Предполагает мой вопрос и ваш краткий ответ. Команды отвечают по очереди.

— Где родился Н. Н.?

-Кем по профессии были родители Н. Н. Носова?

-В каком городе окончил институт кинематографии?

— Кем работал после окончания обучения этого института.

-Во сколько лет впервые был опубликован его рассказ?

— Как он назывался?

-В каком журнале был опубликован?

— Как назывался первый сборник рассказов?

Жюри подводит итоги первого конкурса. Команды ответили на равное количество вопросов. Получают по одному баллу.

Счёт: 1-1

— В городе Киеве.

-Родители были актёрами.

— В Москве.

-Он работал кинорежиссером.

— Первый рассказ в 30 лет.

-Затейники.

— В журнале «Мурзилка».

-Он назывался»Тук-тук-тук».

-Молодцы знаете автобиографию.

Второй конкурс: «Литературная эстафета».

Назовите известные вам произведения Н. Н. Носова. Победит та команда, которая больше назовёт названий. Команды отвечают по очереди.

-Вспоминайте.

-Конечно.

Ребята справились с заданием. Конечно, вы назвали не все рассказы. Но у вас ещё многое впереди и обратите внимание на нашу выставку, какие ещё не читали, можете взять в библиотеке и познакомиться. Слово жюри:

Команда «Знайки» назвала 8 произведений им 2 балла, команда «Затейники» 5 -1 балл.

Счёт: 2-3

-Затейники.

-На горке.

-Живая шляпа.

-Фантазёры.

-Телефон.

-Бенгальские огни.

-Витя Малеев в школе и дома.

-…

— Приключения Незнайки и его друзей.

-…

-А можно назвать ещё продолжение? «Незнайка в Солнечном городе».

— Заплатка.

-Прятки.

-Про репку.

-…

— Есть ещё рассказ «Милиционер».

Слайд 2: лежала, соскользнула, подошёл, накрыла, поползла, раскрашивали, обернулся, нагнулся.

— Прочитайте ключевые слова. К какому произведению они относятся?

— Как вы понимаете название рассказа?

— Почему шляпа оказалась живой?

— Что обозначают слова на слайде?

— Каких предметов?

Конкурс третий: «внимательные читатели».

Команда «Знайки»- выберете действия шляпы, «Затейники» действия ребят. Откройте учебник на с. 54-58 дополните свой ряд слов.

-Команды с заданием справились. Жюри подводит итоги.

У команды «Затейники» ряд получился из 11 слов им 2 балла, у команды «Знайки» Ряд из 7 слов им балл.

Счёт: 4-4.

— Это слова из произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

— Все события, которые происходят в рассказе, связанны с тем, что шляпа двигалась, поэтому автор и назвал рассказ «Живая шляпа».

— Потому что под шляпой был котёнок, и он двигал шляпу.

— Действия предметов.

— Действия шляпы и ребят.

Команды работают с текстами.

«Знайки»:

— Лежала, соскользнула, накрыла, поползла.

— с. 55-вылезла, повернулась; с.56-лежала.

«Затейники»:

-Раскрашивали, подошёл, обернулся, нагнулся.

-с.54 –сидели, увидел. с.55 закричали; с.56-прибежали, тресну, взяли, заглянули.

Конкурс четвёртый: «Героев надо знать».

Слайд 3:

Ко-ь-а Сл—к

Кн—чка Зн—а

Шпу—к Ва—к

Во—ун Не—-ка

Пи –ль—н Сн-ж—ка

Команды угадайте имена героев, впишите пропущенные буквы. Смотрят на слайд и на карточки.

Жюри подводит итоги: «Знайки» 2 балла, «Затейники»1балл.

Счёт:6-5

-Молодцы! Справились с заданием. Прошу вас читайте и запоминайте рассказы Н. Н. Носова. (Обратить внимание на выставку).

«Знайки»: Мы угадали: Кнопочка, Котька, Шпунтик, Ворчун, Пилюлькин, Славик, Знайка, Вадик, Незнайка, Снежинка.

«Затейники» не успели, Угадали только7 слов.

Физминутка.

Один представитель от команды проводит разминку-паузу.

Пятый конкурс: «Конкурс капитанов».

-Капитаны по очереди назовите особенности рассказов Н. Н.Носова.

-Молодцы капитаны.

Жюри подводит итог за конкурс и общий счёт. Капитаны с заданием справились. Молодцы! Приносят командам по одному баллу.

Счёт: 7-6. Впереди «Знайки».

-Доступный язык.

-Их легко читать.

-Их интересно слушать.

— Они поучительны, например, учат не паниковать. Как рассказы «Живая шляпа», «Затейники».

-Они учат не портить предметы. Как рассказ «На горке».

-Они учат исправлять свои ошибки. Как рассказ «На горке».

-Рассказы Н. Н. Носова о таких же ребятах, как и мы.

-Счастливый конец.

-Герои рассказов фантазёры, выдумщики.

-Герои рассказов всегда попадают в «приключения».

— У героев простые мечты.

— В произведениях всегда есть волнующие моменты, т. е. чувство тревоги, с которым герои справляются…

Конкурс шестой: «Домашнее задание».

Это творческий конкурс. Ребята сами выбирали себе задание и готовили его.

-Молодцы! Аплодисменты артистам. «Знайки», узнали произведение. Назовите.

— Почему дети себя так называли?

— В какую игру играли дети?

— Кого изображали дети?

-Как дети организовали игру?

— Почему игра прервалась?

— Что вы можете сказать о них? Что им посоветуете?

Команда «Затейники» ваше домашнее задание.

-Молодцы! «Знайки», ваш ответ.

— Кто главный герой рассказа, и каким мы его представляете.

— Какую ошибку он совершил?

— Почему он совершил эту ошибку?

-Как он исправил ошибку?

Команды справились с заданием. Слово жюри: Команды молодцы! Мы решили каждой команде дать по баллу.

Счёт:8-7. Выигрывает команда «Знайки», с «перевесом» в одно очко.

«Затейники»: Мы приготовили инсценировку по рассказу Н. Н. Носова заданием соперникам узнать произведение.

Инсценировка (участвуют двое, завешен стол, сидят под одеялом). Диалог.

— Вот и хорошо, что у нас свой дом. Мы всегда здесь жить будем и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

— Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

— Ничего, у поросят ведь домики бывают без окон.

— А ты меня видишь?

— Нет. А ты меня?

— И я – нет. Я даже себя не вижу.

— Ой! Ай!

-Это фрагмент рассказа «Затейники».

— Они придумывали разные игры, затевали развлечения.

— Игра по сказке «Три поросёнка».

— Они изображали поросят, которые прячутся от волка.

— Стащили с кровати одеяло, завесили им стол. Получился дом. ..

— Дети так увлеклись, что напугали друг друга…

— Не паниковать, быть внимательней. Продумывать игры…

«Затейники». У нас пересказ от имени героя рассказа. Соперникам узнать рассказ.

« Один раз зимой я взял коньки и пошёл во двор…»

— Это рассказ Н. Н. Носова « На горке».

— Главный герой Котька, мальчик примерно нашего возраста. Он хитрый, иногда ленивый, но честный…

— Не помогал ребятам строить горку. Засыпал горку песком.

— Не задумывался, когда посыпал горку, что не сможет съехать.

— Засыпал горку снегом, да ещё и ступеньки сделал.

— А вы попадали в подобные ситуации?

Седьмой конкурс: «Творческий эксперимент».

Представьте себя Н. Н. Носовым и расскажите кратко подобную ситуацию. Даётся время на подготовку.

-Команды справились с заданием. Слово жюри: Командам по одному баллу.

Счёт: 9-8.

-Да.

«Затейники». Рассказывает один человек от команды:

— Однажды ко мне в гости пришли подруги. Мы решили поиграть в прятки. Я залезла в шкаф и наступила на игрушку с пищалкой, которая давно потерялась. Я от неожиданности закричала, своим криком и подруг напугала. Но потом мы долго смеялись.

«Знайки».

— Осенью во дворе мы играли в прятки.

Костя спрятался под лодку. Уже всех детей нашли, а его нет. Все дети стали искать Костю. Он молит. Мы стали его звать: «Костя выходи, мы устали тебя искать. И больше в прятки играть не будем». Костя вылез. Мы спросили его, почему он так долго молчал. Костя ответил, я ждал, когда вы скажите: «Сим, сим, откройся!» Все долго смеялись.

Конкурс восьмой «Точка зрения».

Команда «Знайки» вам слова В. Кудрявцевой, команда «Затейники» вам слова русской пословицы. Объясните свою точку зрения, к какому произведению их можно отнести и докажите это.

Слайд4: У страха глаза велики.

У страха не зубы – клыки.

А я ничего не боюсь-

Придумаю страх и смеюсь.

(В. Кудрявцева)

Слайд5: Умный грешит

да поправить спешит: и порядок поставит, и дело поправит.

(русская пословица)

-Молодцы ребята. Это было последний конкурс и вы с ним справились.

Тексты на карточках.

Команды обдумывают ответ.

«Знайки»

— Наша точка зрения, что эти слова можно отнести к рассказам «Живая шляпа», «Затейники». Они учат ничего не бояться. Не впадать в панику. Быть организованнее, а если что-то случилось «не раздувать из мухи слона».

«Затейники».

-Наша точка зрения, что эти слова можно отнести к рассказу «На горке».

Котька тоже испортил горку, а потом всё исправил, да ещё и ступеньки сделал. Грешит т. е портит, учит пословица, как и рассказ, не портить вещи, чужое — не брать. А если случайно что-то испортится, то починить или отремонтировать.

III. Подведение

итогов

Слово жюри:

Вы были активны, умны. Умели грамотно ответить на вопросы. За последний конкурс команды получают по одному баллу.

Общий счёт:10- 9. Побеждает команда «Знайки», которая победила команду «Затейники» с разницей в одно очко.

— Команда победителей получает пятёрки. Всем аплодисменты. Вы, ребята, молодцы хорошо знакомы с творчеством Н. Н. Носова. Если не все произведения прочитали, советую прочитать (обращаюсь к выставке).

IV. Домашнее задание.

Домашнее задание: напишите письмо со словами благодарности, начните его так «Николай Николаевич спасибо…» Лучшие письма мы расположим на стенде —внеклассное чтение.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector