Урок литературного чтения во 2 классе «Как помочь любимой мамочке В.Осеева «Сыновья»»

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме: Как помочь любимой мамочке В.Осеева «Сыновья».

.Открытый урок к празднику «День Матери».

Выполнила: учитель начальных классов Попирайко Неонила Николаевна

Цель урока: создание условий для знакомства с произведением «Сыновья».

Задачи:формировать умение анализировать художественное произведение, видеть позицию автора через образы и поступки героев и выражать свое отношение к происходящему;

учить определять основную мысль произведения;

развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение;

совершенствовать умения составлять структурную схему произведения;

воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях с мамой, желание всегда ей помогать;

Тип урока: первичное изучение и запоминание новых знаний и умений учащихся.

Планируемые результаты:

  1. Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, составлять структурную схему произведения

  2. Предметные результаты – познакомятся с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения, видеть позицию автора через образы и поступки героев,

  3. Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в группах, участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Оборудование: текст «Сыновья», карточки с пословицами о семье, о матери для каждой группы, книжная выставка, портрет В.Осеевой.

Технологическая карта урока:

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД.

1.Организационный момент.

Цель:заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Проводится он в предверьи праздника «День матери»

-Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный, в классе у нас в гостях мамы нашего класса. Поздоровайтесь с ними.

Ребята здороваются с гостями.

Регулятивные УУД — целеполагание, личностные УУД – учебная мотивация, познавательные УУД–общеучебные, речевые высказывания, осознание целей, коммуникативные УУД – передача информации.

2.Проверка домашнего задания.

Цель:установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания: пословицы о маме.

Работа в группах.

— Ребята, давайте вспомним, какой праздник мы будем с вами отмечать?

-Какие пословицы вы подобрали о маме?

Учитель фиксирует на доске карточки с пословицами о маме от каждой группы.

Ответы учеников.

Познавательные УУД – произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, коммуникативные УУД – развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

3.Сообщение темы и целей урока.

Цель:организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся,

определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним  рассказом Валентины Осеевой «Сыновья».

— Как вы думаете, о ком предположительно пойдет речь?

— Цель нашего урока познакомиться с текстом произведения и увидеть позицию автора через образы и поступки героев.

А для этого перед чтением текста давайте поставим себе задачи:

1.Объяснить соответствие заглавия содержанию;

2. Находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям;

3.Анализировать поведение героев с точки зрения морали;

4.Выражать своё отношение к героям, мотивируя ответы.

— Ответы учеников

Познавательные УУД —  логическое предположение обще-учебных речевых высказываний, коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации, личностные УУД – учебная мотивация, регулятивные УУД – постановка цели.

4. Знакомство с рассказом «Сыновья»,первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста.

Приготовьтесь слушать и читать рассказ. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными, или вас удивили.

— Чтение рассказа учителем до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья?»

— Как вы думаете, понравились ли эти мальчики — сыновья старику?

(Учитель дочитывает рассказ до конца)

— Вот так закончила свой рассказ Валентина Осеева.

-А все ли ваши предположения совпали с авторскими? — Как вы думаете почему?

Словарная работа.

— Во время чтения рассказа, вам встретились незнакомые слова?

— Давайте с вами порассуждаем,

а кто герои этого рассказа.

— Мальчики или сыновья?

— Сколько было мальчиков?

— А сколько было сыновей?

Физминутка

Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.)

Ответы детей

— Старичок, 3 женщины-матери, мальчики-«сыновья».

Начало заполнения структурной схемы произведения.

Регулятивные УУД — самоконтроль чтения, прогнозирование, познавательные УУД–чтение, получение информации, личностные УУД – нравственное, этическое ориентирование, коммуникативные УУД – кооперация усилий.

  1. Беседа после чтения. Цель:дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

— Давайте перечитаем ещё один раз и порассуждаем, сколько же было сыновей  на самом деле?

— А когда будем читать, подумайте, какие бы вы задали вопросы своим одноклассникам по этому произведению? Вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: Зачем? Почему? С какой целью?

— Что говорили о своих сыновьях женщины? Найди в тексте слова первой женщины.

— Найдите слова второй женщины и прочитайте.

-А какие слова сказала мама третьего мальчика?

-Почему женщины хвалили своих сыновей?

— Выбираем самую удачную пословицу к этой части рассказа.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Подходит ли она к рассказу «Сыновья»?

— Как вёл себя первый мальчик? (Прочитайте слова из текста)

— Видим ли мы заботу о маме первого сына?

— Что делал второй мальчик? (Подтвердите словами из текста)

-Заботиться ли о маме второй сын?

— Как поступил третий мальчик? (Прочитайте)

— О чём говорит поступок третьего сына?

— Кто из героев рассказа

сделал вывод, что здесь только один сын?

-С какой целью автор вводит старенького старичка?

— Почему он его так называет? Как к нему относится автор?

-Словами какого героя автор высказывает свою позицию к происходящему в рассказе?

Работа в группах.

-Сейчас каждая группа получит конверт с пословицами и вы должны посовещавшись, определить, какая пословица носит в себе главную идею рассказа.

Пословицы в конверте: С матерью жить – горя не знать. Сердце матери лучше солнца греет. О любви к маме говорят дела, а не слова. Нет милее дружка, чем родная матушка.

— Ну, а теперь поговорим о сыновьях.

— Найдите в тексте предложение о сыне.

— А вы думаете этот сын?

— И этот сын?

(Обсуждение по ходу -ситуации на уроке)

— Один мальчик сын, а другие ещё не стали сыновьями. Один показывает акробатические трюки, другой поёт, да всё это хорошо, если они где-то выступают, поют, но не в данной ситуации. — А как вы думаете, мальчик-силач и мальчик-певец слышали они вывод старенького старичка?

— Станут ли они сыновьями?

— А как называется рассказ?

Может здесь название не точное, как бы вы назвали этот рассказ?

Чтение цепочкой.

Ответы детей.

Обсуждение в группах и ответы ребят.

Ответы детей.

— Сыновья.

-Заполнение

схемы.

Дети выбирают пословицу Всякой матери свое дитя мило.

Записывают в схему.

Дети читают отрывок о первом мальчике.

Дети читают отрывок из текста о втором мальчике.

Дети читают отрывок о третьем мальчике.

Ответы и рассуждения детей. Заполнение схемы по ходу рассуждений.

Дети находят пословицу и завершают заполнение схемы рассказа.

Регулятивные УУД — целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция, познавательные УУД — умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения, коммуникативные УУД – обмен информации, взаимодействие, личностные УУД – развитие готовности к сотрудничеству.

6.Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

— Дома выполните задание в рабочей тетради к этому рассказу.

7. Итог урока.

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

— Какое правило из этого рассказа нам надо взять?

— Так смогли ли мы выполнить все задачи, которые ставили в начале урока? (учитель открывает доску, где записаны задачи урока)

Ответы детей.

Регулятивные УУД — контроль, самооценка — выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, познавательные УУД – сравнение, обоснование, личностные УУД — этическая оценка, развитие толерантности, коммуникативные УУД – передача собственного мнения.

8.Рефлексия.

Цель: зафиксировать содержание, которое закреплено и уточнено на уроке, оценить собственную коррекционную деятельность, зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности.

— Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына, дочери, внука, внучки, рабочего, служащего, мамы, папы, пешехода и т.д.

— Но мы с вами все сыновья и дочки, а скоро вся страна будет праздновать замечательный праздник

День Матери.

— У вас на столах есть сердечки, возьмите каждый сердечко и напишите самые красивые слова о своей маме.

-Вручите сердечки и схемы рассказа своим мамам.

— Спасибо за урок.

— День матери.

Ребята записывают слова для мам на листочках-«сердечках» и вручают мамам схемы рассказа и сердечки.

Регулятивные УУД — актуальный рефлексивный контроль, познавательные УУД – извлечение необходимой информации, личностные УУД – развитие сопереживания, отзывчивости.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector