Урок литературного чтения 4 класс «П.П.Бажов «Серебряное копытце» — знакомый незнакомый жанр»

«Проект деятельностного урока»

  1. Выполнила: Таминдарова Линиза Мадисовна, учитель начальных классов, МБОУ «СОКШ №4», г.Нефтеюганск.

  1. Сценарий урока:

Тема урока, класс, дата проведения.

Урок литературного чтения. 4 класс.

Дата проведения — 14.11.2013г.

Тема урока: П.П.Бажов «Серебряное копытце» — знакомый незнакомый жанр.

Тип урока.

Данный урок – урок открытия новых знаний (на основе предварительного знакомства с литературным произведениям).

Цели урока.

  1. Цель, направленная на достижение предметных результатов: на основе анализа и составления сравнительной таблицы выявить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».

  2. Цель, направленная на формирование метапредметных результатов (УУД): формировать читательскую самостоятельность учащихся через развитие таких познавательных универсальных учебных действий, как выявление в процессе сравнения и анализа особенностей изучаемых объектов, использование таблицы как модели для получения и представления информации.

  3. Цель, направленная на формирование личностных результатов (УУД): Развивать навыки сотрудничества при работе в малой группе, формировать отношение к чтению как инструменту для способа приобретения знаний, опыта и духовно-нравственных ценностей.

Оборудование и материалы к уроку.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Дидактический материал к уроку: мультимедийная презентация к уроку; шаблон сравнительной таблицы (для заполнения и коррекции в интерактивном режиме); учебник; раздаточный материал для работы групп (карточки с заданиями).

Фундаментальные образовательные объекты

Литературоведческая пропедевтика. Понятие «Жанр литературного произведения», (сказ, сказка, рассказ).

Читательская компетентность, обеспечивающая восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства.

Главная проблема урока

На основе анализа и создания сравнительной таблицы выявить основные особенности сказа как литературного жанра, определить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».

Суть урока заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческое понятие в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Технология, формы работы на уроке

Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы технологии сотрудничества.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Этапы и виды деятельности учеников (к каким УУД они относятся?).

В соответствии с технологией развития критического мышления урок состоит из трех стадий: вызов – осмысление – рефлексия.

Вызов:

На стадии вызова учитель формирует интерес к изучаемой теме, мотивирует к дальнейшим действиям, побуждает к активной работе через проблемную ситуацию. Что помогает продуктивно провести этап целеполагания и совместного планирования действий по изучению материала.

Основной прием – эвристическая беседа.

Этап направлен на формирование оргдеятельностных (регулятивных) УУД: умение поставить цель, принять ее и организовать деятельность по ее достижению.

Осмысление:

На стадии осмысления работа организуется в групповой форме, что способствует развитию коммуникативных УУД (сотрудничества и взаимодействия).

Основная часть стадии осмысления – проведение исследования по составленному плану (прием ТРКМ «Сравнительная таблица»). Деятельность на данной стадии организована в форме учебного диалога, предполагает постановку проблемной ситуации, коллективный поиск, что стимулирует у учащихся интерес к открытию нового, создает ситуацию успеха.

Основной прием на этой стадии – сравнительная таблица (ТРКМ).

Этап способствует формированию коммуникативных и познавательных (когнитивных) УУД: коммуникативные – умение взаимодействовать с другими людьми и информационными потоками, поиск, преобразование и передача информации; познавательные – применять таблицы для обобщения информации, сравнивать различные объекты, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Рефлексия.

На стадии рефлексии проводится рефлексивная беседа, затем использован такой прием ТРКМ, как синквейн. В синквейне  каждой группой учащихся был кратко изложен материал урока, а также выражены эмоции, впечатления, ощущения. Синквейн — форма свободного творчества, хотя и составляется по алгоритму.

На данной стадии вся информация, полученная на уроке, критически оценивается, осмысливается.

Этап способствует формированию креативных и оргдеятельностных (регулятивных) УУД: гибкость, критичность ума; создание собственных творческих продуктов; умение оценивать результаты деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия результатов требованиям задачи

Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты.

Задания по целеполаганию и рефлексии

ВЫЗОВ:

Целеполагание – эвристическая беседа на стадии вызова.

Учитель:

Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Другой заспорил: «Это не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав?

Ответы учеников, отражающие различные точки зрения:

Я думаю, что прав …

Учитель:

Почему у детей возник спор?

Ответы детей:

Потому что произведение похоже на сказку и на рассказ.

Учитель:

Как помочь ребятам разрешить спор?

Формулировка цели урока.

Учитель:

Как мы это будем выяснять?

Совместное составление плана работы.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

2.1. Самостоятельная работа по содержанию произведения (познавательные УУД)

Самостоятельная работа на знание содержание литературного произведения необходима, так как дальнейший литературоведческий анализ невозможен, если дети плохо знают содержание, особенности авторского текста.

Учитель:

Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить содержание нашего произведения. Перед вами лежат карточки, посмотрите и сформулируйте задание к данной работе.

Ответы детей: нужно восстановить текст

Так и стали жить вместе, дед ————-,————— Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- —————-, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ——————уходил, Дарёнка в избе —————,похлёбку да ——- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей ————. К вечеру соберутся, и————- им.

2.2. Проверка (формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля – оргдеятельностных (регулятивных) УУД).

Ответы групп.

Учитель:

А теперь сравните с отрывком из произведения.

Дети сравнивают, оценивают качество своей работы.

2.3. Основная часть стадии осмысления – составление сравнительной таблицы на основе плана исследования (познавательные и коммуникативные УУД).

Учитель:

Для того, чтобы мы помогли ребятам разрешить спор, я предлагаю Вам провести исследование. Каждая из групп будет исследовать литературное произведение по плану. Вы заполните и представите сравнительную таблицу».

Ребята в группах заполняют таблицу на основе анализа предложенных им произведений (сказки, рассказа и произведения, жанр которого не определен ими).

Форма таблицы:

Линии сравнения

Сказка

Рассказ

???жанр

Место действия

Рассказчик (есть, нет, участник события, сказочник)

Герои (реальные, вымышленные, волшебные)

События (реальные, вымысел)

Наличие волшебства

Повторы

При представлении результатов исследования каждой группы таблица приобретает законченный вид. Анализируя содержание таблицы, дети делают вывод, что «Серебряное копытце» имеет характерные черты сказки и рассказа.

2.4. Моделирование определения жанра (познавательные (когнитивные УУД)

Учитель:

Попробуйте в группах дать определение новому литературному жанру. У вас лежат на партах карточки, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей сравнительной таблицы.

Карточка: Это жанр, который описывает ____________, как в_________, но имеет элемент _________________, как в _________.

Результат: это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.

Учитель:

Проанализируйте название знакомых жанров и определите общую часть данных слов, которое и будет названием нового литературного жанра: рассказ + сказка = ? (СКАЗ)

Это сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ.

Работа с толковыми словарями (УУД – работа с источниками информации).

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

РЕФЛЕКСИЯ:

3.1. Проверка усвоения материала — ответы на вопросы на основе работы с текстом (познавательные УУД – ответы на вопросы, доказательство своей мысли, извлечение информации из текста)

Проверка направлена на то, как ученики поняли главную особенность сказа как жанра.

В конце беседы – проблемный вопрос: «А как вы думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными событиями происходят волшебные превращения?»

Смысл ответа: Автор так долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы маленькая искорка надежды на чудо.

    1. Групповая работа по составлению синквейна (креативные УУД)

Правила составления синквейна.

Презентация творческих работ групп.

Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме.

литературоведческие статьи и их фрагменты, по-разному трактующие произведение, образ и т.п., или же – художественные произведения, посвящённые общей теме (проблеме).

Рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски.

Формы контроля и оценки результатов урока.

  • Правильность определения основных жанровых черт произведений

  • Полнота заполнения таблицы

  • Обоснованность выводов (на основе сравнения жанров)

  • Подтверждение выводов цитатами из текста

  • Командное взаимодействие

Контроль осуществляется через наблюдение за групповым взаимодействием, через взаимоконтроль и взаимооценку, через оценку правильности и полноты ответов на вопросы, выполнения заданий и пр.

Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).

Придумайте рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба Даренки, кем она станет, как проживет свою жизнь.

Прочитать другие произведения  Бажова (на выбор), найти подтверждения мысли, что в сказах реальные события переплетаются с волшебными превращениями (сопоставительная таблица: волшебство – реальность).

Рекомендуемые ученикам материалы

  • Бажов П.П. Огневушка – Поскакушка // Бажов П.П.Малахитовая шкатулка. – М.: 1987,

  • Бажов П.П. Голубая змейка // Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: 1987,

  • Бажов П.П. Синюшкин колодец // Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: 1987,

  • БЕЗРУКОВА Н. Удивительные сказы: Викторина по творчеству П.П. Бажова для детей 7-10 лет / Н. Безрукова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. Вып.1.- М., 2000.- С.5-6

Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку.

  • Стрельцова Л.Фольклорный сюжет: авторское переосмысление. Павел Бажов. “Серебряное копытце”. Черты сказового сюжета // Литература, 2004,  №35, – с.23.

  • ЕЗОВСКИХ Н. Добро зло в сказах П.П. Бажова: На примере сказа «Золотой волос» / Н. Езовских // Литература.- 1999.- №22.

  • ТАТЬЯНИЧЕВА Л. Слово о мастере несравненном / Л. Татьяничева // Татьяничева Л. Собр. соч.- В 3т. / Л.Татьяничева.- М.: Худож. лит., 1986.- Т.3.- С.354-365.

  • СИГУРОВА И.А. «Каменный цветок», «Серебряное копытце»: (Сценарии в стихах) / И.А. Сигурова // Детство.- 2002.- №5.- С.20-24.

  • Сайт ЦРМ «ЛУЧ» — «Приемы технологии развития критического мышления» (http://www.cerm.ru/index.php?page=43).

[Таминдарова Линиза Мадисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска

] Страница 7

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector