Урок литературного чтения 2 класс «Б.Житков. «Храбрый утёнок»»

ГБОУ СОШ № 3 г. Сызрань

Урок литературного чтения.

Тема: Б.Житков. «Храбрый утёнок».

2 класс.

Учитель начальных классов

Колчина Ольга Александровна

2013 г.

Пояснительная записка.

Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким. Именно в 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся.

Они исходили из концептуальной позиции о необходимости целостного воспитания личности. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко). Однако целостность воспитания личности предполагала прежде всего соединение школьного образования с жизнью, с социальной средой.

Как показал практический опыт данных педагогов, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников, обеспечивающих формирование у последних творческого стиля жизнедеятельности, способствовала саморазвитию личности.

Урок литературного чтения, методическую разработку которого я предлагаю, проводился в библиотеке. Вовлечение в процесс образования и воспитания социальных партнёров школы, родителей создаёт условия не только для предания личностной, но и социальной значимости содержанию и результатам образования. Ученица подготовила выступление по теме урока вместе с родителями. Помощь оказывал и учитель. Подготовка выступления даёт возможность показать ребёнку всю широту информационного поля, учит анализировать информацию, обобщать, планировать свои действия, навыкам монологической речи:

— умение уверенно держать себя во время выступления;

— артистические умения;

— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

— умение отвечать на незапланированные вопросы.

Ученики, которые посещают танцевальную студию, оказали помощь в проведении физкультминутки.

После проведения урока дети рассмотрели книги Б.Житкова, обменялись мнениями по поводу иллюстраций, взяли книги домой почитать. Библиотекарь попросила детей нарисовать свои иллюстрации к рассказам, попробовать себя в качестве авторов и написать свои рассказы на тему «Что я видел». Это материал будет основой выставки, посвящённой творчеству Б.Житкова. Каждый ученик понимает значимость задания, т.к. всё, что он сделал , будет использовано. Он на целен на результат, поднимается самооценка.

Внеурочное общение в большей степени, чем урок позволило разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения. Единство урочной и внеурочной деятельности учебного процесса обусловлено, прежде всего, необходимостью успешной социализации школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями

Тема урока: Борис Житков «Храбрый утенок».

Урок проводится в детской библиотеке им. Н.И.Подлесновой.

Цель:

1. Познакомить с творчеством Б. Житкова.

2. Развивать осознанность чтения вслух, формировать гибкость и скорость чтения, развивать умение выделать главное в тексте, сопоставлять факты, делать выводы, развивать воображение.

3.Воспитывать доброту, формировать способность нравственных суждений, развивать умение видеть динамику эмоций и передавать ее в слове, умение правильно оценивать поступки героев.

4. Показать возможности библиотеки как источника получения информации, учить бережному обращению с книгой, правилам поведения в библиотеке, оказать помощь библиотеке в подготовке выставки.

Оборудование: проектор, экран, учебник «Родная речь», 2 класс, составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, запись музыки «Танец утят».

Тип урока: комбинированный.

Структура урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Работа над новым материалом.

  4. Закрепление.

  5. Подведение итогов.

  6. Задание на дом.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Цель: эмоционально настроить детей на работу.

Учитель: У нас урок литературного чтения, давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся. Глубоко вздохнули, выдохнули, сели.

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: проверка выполнения домашнего задания, развитие творческих способностей, воспитание наблюдательности.

Учитель: Дома вы читали рассказ Чарушина под названием «Страшный рассказ». Расскажите, что же в нем было страшного. Но расскажите об этом как актеры: мимикой, движениями донесите до нас эмоции этого рассказа. (Дети рассказывают, 2-3 человека).

Учитель: Чей рассказ вам больше понравился и почему. (Дети отвечают).

Учитель: Какие отметки, по вашему мнению, можем поставить выступающим? (Дети говорят)

Учитель: Поблагодарим аплодисментами наших артистов. (Дети хлопают).

Зрительная гимнастика.

Цель: используя зрительные траектории снять зрительное напряжение, развивать внимание и быстроту реакции, общей и зрительной координации.

Учитель: Ой, посмотрите, к нам залетела стрекоза (учитель водит лазерной указкой по периметру стены. Дети, не поворачивая головы, следят за точкой глазами).

Физкультминутка.

Цель: снять статическое напряжение.

Учитель: А теперь встанем и помашем ручками, как стрекоза крылышками. (Дети выполняют).

  1. Работа над новым материалом.

Цель: познакомить с новым произведением и его автором, развивать навыки чтения, развивать речевые навыки, формировать коммуникативные учебные универсальные действия.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с творчеством Бориса Сергеевича Житкова. Что это был за человек вы сейчас узнаете.

Учитель: Борис Степанович Житков (1882-1938г.), писатель.

Родился в 1882 году недалеко от Новгорода, в деревушке, где родители снимали дачу. Семья много поколесила по России, пока не осела в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. Мать боготворила музыку.

В Одессе Борис впервые пошёл в школу: частную французскую гимназию, где вместо отметок давали фантики и игрушки.

Гимназист был необычный. Его увлечения не знали границ: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Но изучатель он был дотошный и результатов часто добивался отличных! Увлекался спортом-получал призы, вместе с товарищами построил яхту. Выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневник; его рука с детства тянулась к перу.

Первый рассказ был опубликован в 1924 году в журнале «Воробей».

Библиотекарь: У нас в библиотеке есть произведения этого писателя, посмотрите на выставку книг. ( Краткий обзор книг).

Сегодня мы познакомимся с его произведением. А о ком оно узнаете, отгадав загадку.

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

Учитель: А сейчас об утенке будем читать.

Книги лежат у вас на столах. Это библиотечные книги, их будут читать и другие дети, поэтому обращайтесь с ними бережно, аккуратно переворачивайте страницу за правый верхний уголок. Прочитайте название. 

Учитель: Странное название, дети?

Ученики: Да.

Учитель: А в чем может проявляться храбрость утенка?

Дети: Не знаем.

Учитель: Вот мы и узнаем, прочитав произведение, но сначала проведем речевую разминку. (Слайд )

Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
руб-ле-ных — рубленых
стре-ко-та-ли — стрекотали
рас-ска-за-ли — рассказали
ис-пу-га-ешь-ся — испугаешься
за-жуж-жа-ла — зажужжала
по-ло-ман-ным -поломанным

Читайте целыми словами:
бег — подбегали, убегали
рассказ — рассказали

испуг — испугаешься
еда — наедались
 

Учитель: Теперь наш язычок готов к работе и мы читаем «Цепочкой» по одному предложению.

Чтение. Первичное закрепление.

Учитель: Понравилось произведение? (Да).

Почему мы можем назвать утенка храбрым? (Он прогнал стрекозу).

А это сказка или рассказ? (Сказка) Почему? (Потому что утята разговаривают как люди).

Почему утята не ели? (Потому что прилетала стрекоза и страшно стрекотала).

О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку? (Должно быть наши утята заболели).

Кто пришел в гости к утятам? (Маленький утенок Алеша).

Что он им пообещал? (Что он прогонит стрекозу).

Сдержал ли он свое обещание? (Да, сдержал).

Как ему это удалось? (Алеша схватил стрекозу клювом за крыло).

Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»? (вырвалась с трудом). Утята рады победе и давайте вместе с ними станцуем веселый танец утят. Помогут нам дети, которые занимаются танцами: Захаров Андрей и Злобина Настя (Играет музыка «Танец веселых утят», ведущие показывают движения, дети повторяют).

4. Закрепление:

Учитель: Понравился вам Алеша? Расскажите о нем. Какая пословица или поговорка могла бы лучше всего передать характер этого героя? (Мал да удал).

Повторное чтение произведения.

Учитель: Найдите предложение, в конце которого стоит восклицательный знак. Прочитайте его. Найдите в тексте существительное имя собственное (Алеша).

Учитель: Прочитайте отрывок из текста к рисунку. (Дети читают).

Учитель: От чьего имени ведется рассказ? (От имени автора).

А что можно сказать об авторе на основе текста? Какой он человек? (Любознательный, наблюдательный)

Итог урока.

Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы.

Вопросы от утенка Алеши:
— С какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)
— Кто автор? (Б. Житков)
— Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
— Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)

Утенок говорит вам спасибо за работу.

Учитель: Урок вам понравился? Посмотрели друг на друга, улыбнулись. За работу на уроке я выставила отметки (выставление отметок). Теперь запишем домашнее задание. Скажем спасибо библиотекарю. Приходите в библиотеку, здесь можно узнать много интересного, пообщаться с друзьями, обсудить книгу. Библиотекарь просит детей для выставки нарисовать иллюстрации к рассказам или придумать свои рассказы на тему «Что я видел».

Домашнее задание.

Прочитав дома еще раз сказку, составьте рассказ о случае, когда люди помогают друг другу. Сделайте главным героем мальчика Алешу. Теперь время для свободного общения, выбора книг.

Литература.

Занимательное азбуковедение: Книга для родителей, учителей и милых детей. Автор-составитель В.В. Волина. Художник Л.М. Рудаковская. М.: Просвещение, 1994 г.- 400 с.

Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя.- 3-е издание стереотип.- М.: Дрофа, 2001 г.-96 с.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector