Урок литературы в четвертом классе по теме: «Становление детской литературы 20 века»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 90

г.о. Тольятти

Урок литературы

в четвертом классе

по теме:

«Становление детской литературы 20 века».

Вклад М. М. Пришвина как натуралиста, естественника, русского писателя для детей и взрослых.

Селиванова Тамара Николаевна

учитель начальных классов

МБУ школы № 90

г.о. Тольятти

Цель урока: совершенствовать навыки чтения;

Развивать познавательные способности на примере расширенного знакомства с творчеством М. М. Пришвина как натуралиста, естественника.

Воспитывать уважение к творчеству писателя, который до последних дней сохранил свежесть чувств, неуёмное любопытство и жадность к новому;

чтение книг Пришвина-это встреча с молодым и всегда живым Пришвиным.

  1. Постановка проблемного вопроса:

— Сколько открытий несёт М. Пришвин своим творчеством?

Будем искать эти открытия в его произведениях.

Кто же он: Берендей или писатель?

  1. Проверка домашнего задания.

— Какое по жанру произведение «Изобретатель?»

— Какие чувства вы испытали после чтения?

— Кто герой его произведения?

— Почему такое название у рассказа?

— Зачем писатель использовал кавычки?

— От чьего имени идёт повествование?

— Подходит ли название к рассказу?

— Какие приёмы использует автор в рассказе «Изобретатель?»

Описание?

Повествование?

Рассуждение?

(Текст повествования с элементами описания.)

— Приведите примеры повествования и описания в тексте.

— Как автор называл членов утиной семьи?

(утка, утята, свистуны, воин, изобретатель, красавец селезень дикари, кряквы, большая сборная утиная семья)

— Как можно было по-другому назвать рассказ?

— А почему он назван именно так?

3. Сообщение детьми сведений об изобретателях ( о М. В. Ломоносове , о Ползунове, о Кулибине и т. д.)

4. Работа с текстом после домашнего чтения.

— Как автор раскрывает характер птиц?

( Дети работают с тетрадью по литературному чтению на стр. 78. Через описание героев, их клички, через слова и мысли, которые приписывает им.)

5. Составление характеристик птиц, наблюдение над тем, как рождаются индивидуальные характеры героев:

Муся — нежная, пугливая, неусидчивая, ленивая, «мать-кукушка».

Дуся — нежная, пугливая, желающая стать мамой, терпеливая, заботливая, ответственная, своенравная.

Селезень — красавец.

Утята — доверчивые, взрослеющие, одноцветные (признак родства), дружные, неблагодарные по отношению к Пиковой Даме, громкоголосые, изобретательные, принимающие опыт других.

Пиковая Дама — важная, ответственная, заботливая. терпеливая, настойчивая, прощающая.

— Каким человеком должен быть автор этого рассказа?

— Современники иногда называли М. Пришвина «птичником». Как вы думаете, почему?

— Чем необычны птицы в изображении М. Пришвина?

6. Домашнее задание: рассказать о Дусе и Пиковой Даме.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

8. Сообщение детьми сведений о М. М. Пришвине.

9. Знакомство с творчеством М. М. Пришвина.

а) ВИКТОРИНА:

— «Многие думают, будто пойди только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся и съедят тебя, и останутся от козлика рожки да ножки. Такая это неправда!»

(Медведь.)

— «Я нашел удивительную берестяную трубочку…Я сделал одно открытие: под прикрытием ореха поселился — кто бы мог подумать и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой.»

(Берестяная трубочка.)

— «Пришел я с охоты с богатой добычей. А Зина как увидела у меня хлеб, так и обомлела.

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— А хлеб лисичкин. Отведай!

Осторожно попробовала и начала есть.

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»

(Лисичкин хлеб.)

— «Курица непобедима, когда она, пренебрегая опасностью, бросается защищать своего птенца.

Мы зовём нашу чёрную наседку за необычайную её родительскую заботу при защите детей, за её клюв-пику на голове Пиковой Дамы.»

(Пиковая Дама.)

— Какие открытия для себя сделали?

б) Чтение детьми мини-зарисовок о солнце, о росе, о ветре и т. д. .

( Карточки у детей на парте.)

— Какие открытия дарит автор?

в) Чтение текста «Птицы и листья».

(Карандашом отметить слова-действия главных героев этого рассказа:

«…летят, не находят покоя, перебегают, кружатся. вихрятся, носятся, попадают в течение ветра, мчатся,,,»)

г) Представление детьми литературы, содержащей произведения М. Пришвина.

( Выставка книг, представление произведений, чтение мини-отрывка из произведения.)

10. Знакомство со статьёй С. Я. Маршака о М. М. Пришвине.

11. Итог урока.

— Где пригодятся знания, полученные в ходе работы над текстами?

— Какие открытия вы для себя сделали?

— Можно ли на этом уроке останавливаться на знакомстве с произведениями М. Пришвина?

— Кто хотел бы продолжить читать с карандашом в руке произведения Пришвина?

— Что на этом уроке вам было интересно?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector