Урок литературы в 4 классе «С.П. Алексеев. Рассказы о войне»

Урок литературы в 4 «б» классе.

Тема: С.П. Алексеев. Рассказы о войне.

Цель урока:  Познакомить с художественными произведениями о Великой Отечественной войне.

Задачи урока:

  1. учить детей чувствовать и понимать язык художественного произведения

  2. развивать речь, память, внимание учащихся.

  3. стимулировать читательский интерес к произведениям о ВОВ.

Ресурсы: Презентации «Дети и война», «9 мая», рассказы Алексеева С.Т., флипчарты, семейные фотографии, листы самоконтроля.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Сегодня наш урок мы проводим в преддверии праздника Победы.

Отгремела война,
Уже давней историей стала.
А никак не отпустит
Тревожную память бойца.
От фугасок и мин
Мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапёр,
Разминирует наши сердца?

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, наш урок я начала со стихотворения Виктора Кочеткова «Отгремела война», не случайно, потому что этот урок мы посвятим героям ВОВ.

  • Поднимите, пожалуйста, руки у кого родные люди были на войне.

  • А вы знаете, на каких фронтах воевали ваши деды, папы?

  • А кто сможет рассказать об этом сейчас?

Спасибо большое. Сегодня я вам приготовила еще одно стихотворение поэтессы Риммы Казаковой, послушайте его.

На фотографии в газете

Нечетко изображены

Бойцы, еще почти что дети,

Герои мировой войны.

Они снимались перед боем –

В обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

Была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,

О них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

И чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

Жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

Была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли.

По всем странам обелиски,

Как души, рвутся из земли.

…Они прикрыли жизнь собою,-

Жить начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава.

  • Скажите, ребята, кому посвятила это стихотворение Римма Казакова?

  • Правильно, детям – героям, помогавшим взрослым в борьбе с фашистскими оккупантами.

Я попросила Екатерину, Данила, Анастасию, Егора, Романа, Жулдыз приготовить презентацию о детях – героях. Давайте вместе с вами посмотрим проект этих ребят.

Белорусская девочка Валя, участница героической защиты Брестской крепости, где погиб ее отец, стала санитаркой медсанчасти. Днем она перевязывала раненых, а ночью собирала на поле недавнего боя оружие и перетаскивала в крепость.

Вале удалось уйти из окружения, и впоследствии она сражалась в партизанском отряде до самого конца войны. После войны Валентина Зенкина жила в городе Могилеве в Белоруссии.

Двенадцатилетняя Юта встретила войну в Новгородской области, где и вступила в подпольную партизанскую бригаду разведчицей. Юта собирала разведданные, распространяла сводки Совинформбюро, участвовала в боевых рейдах отряда в тыл врага.

В начале 1944 года, бригада продвигалась в глубокий тыл немцев к берегам Чудского озера. Под конец тяжелого перехода партизаны вынуждены были принять бой с фашистами. В этом бою и погибла юная разведчица Юта Бондаровская.

Война застала Волкова Валерия в Севастополе. Двенадцатилетний защитник города бесстрашно сражался вместе с горсткой храбрецов-разведчиков морской пехоты, прикрывавшей отход воинских частей из Севастополя. Он погиб как герой. Подбитый им вражеский танк надолго остановил в узком ущелье танковую колонну противника.

После вторжения гитлеровцев Зина оказалась на оккупированной территории и начала службу в партизанском отряде имени К.Е. Ворошилова. Она состояла в подпольной организации «Юные мстители», участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.

Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу. Во время разбирательств, чтобы доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.

В декабре 1943 года Зина была поймана фашистами. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была поймана. После пыток расстреляна в тюрьме.

В 14 лет Каманин Аркаша стал пилотом связного самолета штурмового авиационного корпуса, действовавшего на Западной Украине.

Он неоднократно с честью выполнял ответственные задания штаба армии, за что дважды был награжден правительственными наградами.

Однажды, пролетая над передовой, Аркаша заметил на нейтральной полосе подбитый краснозвездный «ИЛ-2» с тяжелораненым летчиком. Посадив самолет, Каманин перетащил пилота под непрерывным огнем противника в свой самолет и на глазах немцев улетел к своим.

Умер Аркаша уже после войны от тяжелой болезни.

  • Спасибо ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Сергея Петровича Алексеева о войне.

С. П. Алексеев родился 1 апреля 1922 года в селе Плисков (ныне Погребищенского района Винницкой области Украины), в семье сельского врача. С 10 лет жил и учился в Москве. В 1940 году после окончания средней школы поступил в авиационное училище в городе Поставы в Западной Белоруссии. Война застала его близ границы в полевом лагере. Алексеев был откомандирован в Оренбургское лётное училище, без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского педагогического института, полный курс которого прошёл за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 году. По окончании лётного училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны учил молодых лётчиков. С авиацией расстался в конце 1945 года из-за тяжёлых травм, полученных в учебном полёте.

Ребята, я вас познакомила кратко биографией замечательного детского писателя Сергея Петровича Алексеева. У вас на партах лежат рассказы Алексеева о войне. Шесть рассказов. Каждой группе — один рассказ. Вы сейчас самостоятельно готовите флипчарты, презентации, план-схемы к одному из этих произведений. Знакомите нас с ними и проверяете, на сколько вас внимательно слушали одноклассники.

  1. Работа в группах.

  2. Защита проектов.

  3. Подведение итога. Спасибо ребята, всем за работу. Ну, еще немного из истории. Все мы взрослые говорим — была война с фашистами, фашистской Германией и т.д. А все ли мы понимаем значение этого самого слова «фашизм»?

Фашизм — это учение, которое предполагало превосходство одного народа над другим.

Немцы считали себя особенным народом — самым умным, самым талантливым и самым лучшим во всем мире. Остальных они считали напротив глупыми. К этим «глупым народам» они относили русских, украинцев, евреев, белорусов, казахов, цыган, румын, поляков и др. И фашистская Германия поставила перед собой задачу подчинить себе все эти страны для того, чтобы они служили им для процветания их страны как самой уникальной нации. А выполнять эту задачу было решено военным путем.

Вторая мировая война  — это самая большая и самая страшная война во всей истории человечества, которая была начата Германией, Италией и Японией. В этой войне участвовало 61 государство. Из них 14 воевали на стороне Германии и 47 государств воевали против них. Военные действия захватили территории Европы, Азии, Африки и Австралии.

В этой войне участвовали 1,7 млрд человек — а это 80% населения всей Земли. Поэтому эту войну и назвали мировой. Эта война продолжалась 6 лет с  1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 года. У нас эта война закончилась 9 мая 1945 года. Именно в этот день все фашистские оккупанты были изгнаны из Советского Союза.

По масштабам  разрушений и количеству человеческих жертв эта война превзошла все войны и сражения, которые когда-либо были за всю историю человечества. Погибло очень много людей (около 55 млн человек). Были разрушены сотни городов. Ужас, страх и паника царила во всем мире, и можете себе представить какая была радость у всех по поводу окончания войны и Великой Победы над фашистами.

Фашисты были очень жестоки и беспощадно убивали всех, кто им не подчинялся. Они вели такие действия не только по отношению к воинам, но и к старикам, женщинам и даже детям.

Во время войны главой Германии, а следовательно всего фашистского движения был Адольф Гитлер. Он хотел завоевать Советский Союз, завладеть ценными природными ресурсами, подчинить себе все население, часть которого хотел уничтожить, а остальных превратить в рабов. Естественно наш народ встал на защиту Родины и победил.

Сегодня мы говорили о своих родных людях, я тоже хочу поделиться с вами о своих родных людях. Нашу семью тоже не обошла война. Мой дедушка воевал, но я его не застала живым, папин брат Иван Иванович, был на фронте разведчиком погиб, посмертно ему было присвоено звание майора. В своем последнем письме он написал, ухожу в разведку, если больше не напишу, значит, погиб. И мамин брат Николай Тимофеевич тоже воевал, был военным летчиком, прошел всю войну, жил в г. Риге.

Ребята, я тоже когда-то училась в начальных классах и помню хорошо, что к нам на урок пришел ветеран войны, и моя учительница дала мне прочитать стихотворение. Прошло много лет, но именно это стихотворения я до сих пор помню наизусть и сегодня хочу его вам прочесть.

Был день, как день,
Светило солнце,
И ветер шарил по траве,
Я тосковал, смотря в окно,
Отец на фронте, на войне.
И вдруг светлее стало в небе,
Прибоем радостной волны,
Пришла к нам весточка: Победа!
И нет боев, и нет войны!
На печке дед заплакал старый,
Слёз не скрывая, как малец,
И улыбнулась наша мама
Улыбкой счастья, наконец.
Четыре года папу ждали
Мы вместе с нею, словно век.
И вот пришел под звон медалей
Родной и близкий человек.
Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо!
И травы будут зеленей.

И закончить наш урок мне бы хотелось песней «9 мая» .

  1. Рефлексия.

— Ребята, а кто сможет поделиться своими впечатлениями о нашем уроке.

— Мне понравился/ не понравился урок.

— Я узнал/а…

7. Работа в листах самоконтроля.

8. Домашнее задание: сочинение «Была война», «Война в судьбе моей семьи», «Память о войне» или выберите тему сами.

Литература:

  1. Интернет сайты: Википедия: свободная энциклопедия, презентация «Дети войны» сайт –viki, школьная хрестоматия.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector