Урок кубановедения в 5 классе ФГОС

Урок №25
Тема урока: Античная мифология и Причерноморье.
Класс: 5
Предмет: кубановедение
Автор: Перепеличенко Галина Валентиновна учитель истории и кубановедения
Цель урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов
Линия 3. Историческое мышление.
Анализируя сюжет мифов о Причерноморье, научить определять, что правда, а что вымысел в данном источнике. Развивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, художественным текстом; умением творчески предоставить полученную информацию. Продолжить формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья.
Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое
самоопределение. Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.
При оценке исторических явлений научить выявлять гуманистические, нравственные ценности древних греков и коренного населения Кубани..
Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции:
Греческая колонизация Северного Причерноморья.
Учебное оборудование:
Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2013.
АРМ.
Тип урока: урок-практикум в форме презентации мифов.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Презентация мифов/по группам/
III. Подведение итогов урока. Саморефлексия учащихся.
IV. Домашнее задание.

Ход урока:
Организационный момент (1 мин)
( просмотр слайда)
Проблема урока: почему мифы древних Греков были тесно связаны с Северным Причерноморьем?

II. Поиск решения проблемы:
Презентация мифов по группам (25 мин):
-Мифы об Ахилле
— Миф об Ифигении
— Боспор Киммерийский и миф об Ио
— Мифы о Геракле
-Мифы об амазонке

Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
– Из уроков истории мы уже знаем, что в VIII- V веках до н.э. в началась Великая греческая колонизация. Вспомните, что стало причинами переселения греков на новые земли?

Как назывались греческие поселения?

Что можете сказать об уровне развития колоний?

1-й факт:
греческие колонии
успешно развивались.

– Рассмотрите карту на с. 157. Какие сведения мы можем получить из этой карты? 6

Почему в греческих мифах очень часто упоминается Северное Причерноморье?

– Какой возникает вопрос? 1

Фиксируем на доске проблему:
Почему мифы древних греков тесно связаны с Северным Причерноморьем??

— Называют причины:
-развитие ремесла и торговли
— рост населения
— мало плодородных земель,
— угроза голода
-борьба демоса и аристократов
— они назывались колонии.

– Они процветали, успешно развивалось хозяйство.

Используя легенду карты, могут сказать, что греки начинают расселяться на другие земли, туда где есть удобная гавань, плодородная земля

Выявляют противоречие: с одной стороны, греческие города-государства
были хорошо развиты, но с другой – люди уезжали в поисках новых земел ь. 1

По-разному формулируют проблему урока. 1

Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Работать по плану, сверяясь с целью.
5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД
1. Владеть смысловым чтением.
2. Определять понятия.
3. Анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы.
4. Выявлять причинно-следственные связи.
5. Представлять информацию в разных формах (текст).
6. Находить информацию в разных источниках (текст учебника, карта).
7. Доказывать.
8. Классифициро-вать (устанавливать иерархию).

II. Версии.
– Какие у вас будут версии решения проблемы? 2
Фиксируем на доске версии:
1)греки по разному воспринимали новые земли;
2) нужда в новых рынках сбыта была выше страха;
3) местные племена были не всегда враждебны.
Предлагают свои версии. 2

Коммуникативные УУД
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Создавать устные и письменные тексты.
3. Организовывать работу в группе.
4. Осознанно использовать речевые средства в ситуации общения.

III. Актуализация знаний.
– Чтобы проверить версии, давайте с вами послушаем рассказ о названиях Черного моря в греческих мифах.
( использовании информации для учителя)

– Чем отличались названия Черного моря в начале рассказа от названия в конце?
Работают со словарём. Отвечают, используя § 13, 19.

— в начале рассказа море называли Понт Аксинский, то есть Море не гостеприимное, а затем его назвали Понт Эвксинский — гостеприимное море.
Личностные УУД
1. Аргументирован-но оценивать свои и чужие поступки.

IV. Планирование деятельности.
– Что нам надо узнать, чтобы решить проблему урока?

Фиксируем на доске план действий:
Надо узнать:
1. Причины греческого отношения к новым землям.
2.Мифы о Причерноморье .
3. Что правда, а что вымысел в греческих мифах?
Определяют, каких знаний недостаточно и где их надо найти.
– Причины, по которым греки по- разному воспринимают Черное море?

взаимодействие греков с местным
населением; каково было значение греческой колонизации для самих греков и для
местного населения.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1.Греческие мифы и Причерноморье
.
Предлагает ребятам поработать в группах.

Группа 1: Презентация мифа
1. Миф об Ахилле

Группа 2: Презентация мифа
2. Миф об Ифигении
Группа 3:
Презентация мифа
3.Миф о Боспоре Киммерийском и об ИО

Группа 4: Презентация мифа
— Миф о Геракле
Группа 5
Презентация мифа
5. Миф об амазонках
По окончании выполнения презентаций применяем самооценку 5 работы в каждой группе.
Оценивается ответ представителя от каждой группы, представляющий свой проект. Остальные учащиеся следят за правильностью ответа каждого представителя группы.

Класс в течение нескольких минут
самостоятельно выполняет задание
в группах. 3
Представляют свои рассказы, в которых указывается причина связи греческих мифов и Причерноморья

Выполнение задания№ 1 в рабочей тетради

Название мифа/
автор, если есть

Главные действующие персонажи

Исторические события, которые легли в основу легенды

Делают вывод о том, что греческая колонизация способствовала взаимному восприятию народов Средиземного
и Чёрного морей достижениями цивилизации Эллады.

VI. Выражение решения проблемы.
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 3
Примерный вывод по проблеме: греческие мифы очень тесно связаны Причерноморьем, потому что греки очень долго жили в колониях на берегах Черного моря

VII. Применение нового знания.
– Ответить на вопросы Почемучки:
— Почему греки долго не решались освоить побережье Черного моря?
— Почему Северный Кавказ приравнивали к царству мертвых?
— Почему греки изменили свои представления о Северном Кавказе?

Аргументированно высказывают своё мнение.

Работают в группах.

VIII. Домашнее задание.
–Чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили материал, на следующем уроке выполните мини-проверочную работу.
– Дома повторите основные понятия
этой параграфа, а также основные этапы изученной истории Кубани
-Как называется новый параграф, который мы будем изучать на следующем уроке?
– Как вы думаете, о чём в нём пойдёт речь?
– Прочитайте дома этот параграф и проверьте свои предположения.

Информация для учителя.
Дополнение информации об амазонках с использованием – видео, — фотоприложений с этнографического комплекса Атамань.
Черное море. Сколько секретов оно таит в своих водах.. Таинственную красоту Черного моря воспели и Гомер, и Пушкин. В VIII веке до нашей эры древние эллины называли Черное море Аксинос Понтос, что в переводе с греческого значит «Негостеприимное море». Через сто лет греки переименовали Черное море в Эвксинос Понтос Гостеприимное море.
Видимо, для изменения названия одного и того лее моря у древнегреческих мореплавателей имелись веские причины. Сохранилась легенда, в которой отражается попытка местных жителей объяснить происхождение названия: «Давно это было. Так давно, что даже счет времени шел в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жило тихо, ни на кого не нападали, и на них никто не нападал. Возделывали землю и растили детей. Селение горцев богатело с каждым годом. Прослышали о Тавриде в далекой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю. У берегов Тавриды появилось множество кораблей. В них сидели вооруженные эллины. Всполошилось селение горцев. Женщины и дети спрятались в пещеру, мужчины приготовились отразить натиск. Они поняли: битва будет не на жизнь, а на смерть, греков было несчетное количество. Но тут словно тучи закрыли звезды. Это гигантские орлы-грифы взлетели со скал и устремились к морю. В страхе закричали эллины и закрыли головы щитами. Птицы своими железными клювами стали дробить щиты. Обрадовались горцы, увидев поддержку с неба, и начали сталкивать в воду со скал огромные валуны. Взбунтовалось море, заштормило, поднялись высокие волны. Такие огромные, что соленые брызги, пробив мрак ночи, добрались до солнца и вызвали дождь. В страхе эллины повернули свои корабли обратно.
Но мало кто возвратился к родным берегам. С тех пор греки и стали называть это море Понтом Аксинским Негостеприимным морем. И наказывали своим детям: «Никогда не подниматься против жителей Тавриды, никогда не пытаться пройти по Понту Аксинскому».
Мало ли, много ли времени прошло с тех пор, только снова стало тянуть греков на солнечные берега богатой Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков, и не тысячи фелюг вышли в Понт Аксинский, а всего лишь пять. И сидели в них не вооруженные воины, а мирные послы с богатыми дарами для горцев. И договорились горцы с греками и поклялись: никогда не поднимать оружия против друг друга! С тех пор и поселились эллины вдали от Эллады. И счастливо зажили под солнцем предгорий у берегов Понта. Стали они выращивать виноград и розы. Вели торговлю с горцами и удивлялись: почему такое ласковое море названо Аксинским -Негостеприимным? Нет, это доброе, гостеприимное море! И назвали греки море Понтом Евксинским. Так и повелось с тех пор. Кто идет к
Черному морю с открытым сердцем и мирным флагом — оно для них всегда Гостеприимное. А для врагов оно Понт Аксинский — Негостеприимное».

— Ответ учащихся на проблемный вопрос о изменении в названии Черного моря в период древнегреческой колонизации

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector