Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского «Русские прялки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»

Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского

«Русские прялки»

Урок разработан учителем

высшей категории

МОУ «Гимназия №5»

(тел./факс (8452) 92-47-89

1 Тульский проезд, д.6 А)

Шалашовой

Инной Вячеславовной

2013

План-конспект урока изобразительного искусства

  1. ФИО Шалашова Инна Вячеславовна

  2. Место работы МОУ «Гимназия №5» г. Саратова

  3. Должность учитель изобразительного искусства

  4. Класс 5

Тема урока: Конструкция и декор предметов народного быта.

Русские прялки.

Дидактическая цель урока: дать учащимся сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении.

Личностные:

— активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

— создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

— продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Метапредметные:

-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

-совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;

-формировать коммуникативные компетенции.

Предметные:

-сформировать понятие о прялке как предмете быта с характерными особенностями конструкции и декора, назначении и традициях росписи русских прялок;

— формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;

-развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки; воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

Характеристика видов деятельности учащихся

В ходе урока учащиеся получат возможность:

  • рассуждать о разновидности прялок и особенности их росписи;

  • выбирать орнаментальную композицию и конструкцию прялки;

  • приобретать представления о том, что нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, упорядоченности мироздания и месте человека в нём.

  • овладевать навыками изображения росписи или резного узора, включая в неё традиционные образы и мотивы и дополняя их геометрическими и растительными элементами.

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,

презентация «Русские прялки», пословицы о прялке, русская народная песня «Пряха», русская народная песня «Прялица» в исполнении ансамбля «Берёзка»,учебники, альбом, простой карандаш.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

(Метапредметные результаты:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность)

  1. Этап мотивации и актуализации знаний

Урок начинается с эпиграфа – Слайд 1

«Народное искусство радостно, и радостно потому, что труд доставляет радость… Крестьянин делал красивыми предметы быта, своё жилище, свою одежду, орудия труда: красивыми и радостными». (литературовед, академик РАН Д.С.Лихачёв)

Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми.

— О каких предметах быта мы говорили на прошлых уроках?

— Чем они украшены?

— Какие древние образы встречаются в народном искусстве и что они символизируют?

— Почему человек окружал себя древними образами?

(Формируемые умения:

умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа)

  1. Постановка учебной задачи

Мы продолжаем знакомиться с народным искусством, которое необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина – земледельца. Сегодня поговорим о предмете быта, который необходим был в хозяйстве.

— Как вы думаете, о каком предмете пойдёт речь?

Слайд 2- лаковая миниатюра «Пряха»

Чем занимается девушка? (прядёт)

В низенькой светёлке

Огонёк горит,

Молодая пряха

Под окном сидит

— С помощью чего девушка прядёт?

— Кто догадался о каком предмете будем говорить? (о прялке)

Слайд 2 – подпись к слайду «Прялка – орудие для ручного прядения».

— Кто назовёт тему урока?

Сообщение темы и цели урока.

-Действительно, сегодня мы будем говорить о прялках.

Слайд 3. Тема урока так и называется — «Русские прялки».

— Из какого материала изготавливали прялки?

— Как вы думаете, что вам предстоит узнать о прялках?

Слайд 4 – «Вот они – русские прялки»

Сегодня поговорим о конструкции и украшении русских прялок, о том, какое место занимало прядение в жизни женщины.

  1. «Открытие» обучающимися нового знания

Кто знает, как давно женщины начали заниматься прядением?

Труд пряхи и ткачихи издавна почитался у всех народов. Образ пряхи встречается в сказках, мифах. В древней Греции пряхам покровительствовала богиня Афина.

(миф об Афине и Арахне)

Слайд 5 – картина Д.Веласкеса «Пряхи» (обратить внимание на дальний план картины с изображением Афины).

— Вспомните сказки, где упоминается это рукоделие («Спящая красавица», «Сказка о царе Салтане).

— Многие поэты и художники воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, доброту, терпение.

Слайд 6 – картина И.Машкова «Пряха».

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.

Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.

Ручное прядение было очень медленным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 300 метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было напрясть не менее 20 тысяч метров пряжи.

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет.

  1. Первичное закрепление

Слайд 7 – прялки – произведение искусства.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью.

— А кто же изготавливал прялки? Как прялка появлялась у девушки, женщины?

Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец.

-Рассмотрим форму, конструкцию и украшение прялок.

Слайд 8 – прялки, прялки на доске и в учебнике.

— Что вы можете сказать о конструкции прялки? Из каких частей она состоит? (из вертикальной – лопастки и ножки, и горизонтальной – донца).

— Какие ещё элементы есть в конструкции прялки? (городки, серьги – дневное и ночное солнце).

— Как украшена прялка? (резьбой и росписью).

— Какие мотивы орнаментальной композиции вы видите? (древние образы, мотив солнца).

Динамическая пауза

Представить, что одной рукой вытягиваем нить из пучка льна, прикреплённого к прялке, а другой рукой наматываем нить на веретено. А поможет нам в этом ансамбль «Берёзка» с русской народной песней «Прялица» (включить видеоряд)

  1. Творческая практическая деятельность.

Выполнить эскиз прялки с использованием знаний о русском орнаменте и его символике.

Слайд 9.

Этапы выполнения работы: продумать форму прялки; продумать композицию орнамента или резного узора, включая в неё полюбившиеся традиционные образы и мотивы и дополняя их геометрическими и растительными элементами.

Во время практической работы звучит русская народная песня «Пряха», учитель делает целевые обходы:

— контроль организации рабочего места;

— контроль правильности выполнения рисунка;

— оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

  1. Рефлексия деятельности

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Рефлексия.

(Формируемые умения: умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии).

Закончить фразу:

-Я узнал…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

3) Заключительное слово учителя.

Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека – прялкой. Существует множество пословиц и поговорок о прядении, которые подчёркивают значимость этого ремесла:

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Прялка не Бог, а рубаху дает.

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.

Не ленись прясть, хорошо оденешься.

Вернёмся к эпиграфу – Слайд 10

И хочу вернуться к словам Д.С. Лихачёва: «Народное искусство радостно, и радостно потому, что труд доставляет радость… Крестьянин делал красивыми предметы быта, своё жилище, свою одежду, орудия труда: красивыми и радостными».

У вас тоже получились красивые прялки. Это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

Домашнее задание: подобрать материал о народных праздниках.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector