Урок изобразительного искусства «Птица счастья»

Кузичкина Наталия Ивановна, учитель начальных классов

МОУ Жердевской СОШ №2 города Жердевки Тамбовской области

Урок изобразительного искусства

2 класс

УМК «Планета знаний»

Тема: «Птица счастья»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил.

Задачи:

— познакомить с образом сказочной птицы в русском фольклоре;

— воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору;

— развивать эстетическое отношение к действительности.

Оборудование: альбомный лист, ножницы, простой карандаш, нитка

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Проверка готовности к уроку

  3. Объявление темы урока. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре.

— Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?

Слайды 2-6

(«Финист-ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок», Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» Милна идр.)

— Можно ли создание такого художественного образа отнести к жанру анималистики?

— Как таким рисунком украшают полезные вещи в быту?

(вышивка, росписи, резьба по дереву)

Слайды 7-11

На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: «Что же ты хочешь?»

Тихо-тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко…». А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.

Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.

Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.

Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко!»

С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Так объясняют на Севере появление щепной игрушки. И хотя это лишь красивое предание, не все в нем вымысел. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним: деревянные ковши, чаши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. К новогодним и весенним народным праздникам выпекалось фигурное печенье — «утушки», «петушки», «тетерки». Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы, который нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме… Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив — в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают и одухотворяют облик зданий, щепная птица являлась частью внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный быт. Добрая хранительница дома парила на тонкой нити под потолком в красном углу, где за большим столом собиралась семья. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Рассматривание иллюстрации и чтение сведений на стр. 110 учебника

А изготавливали их так.

Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого — крылья. Самая ответственная операция — расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет.

Вот и мы сегодня изготовим Птицы счастья для своих домов.

  1. Показ бумажной Птицы счастья и анализ изделия.

(Изготовление путём совмещения приёмов симметричного складывания и вырезания)

Слайд 12

5. Безопасность в классе.

1. Строго следуй указаниям твоего учителя.

2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи.

Длинную одежду заправь в брюки или юбку.

3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.

4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте

в специальных футлярах.

5. Бери инструменты только с разрешения учителя.

6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок

после окончания работы.

  1. Работа по технологической карте – методическому пособию совместно с учителем.

— Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его.

— Разметь и вырежи прямоугольники для крыльев и хвоста. Сложи их гармошкой.

— Соедини детали. Подвесь свою Птицу счастья на нитке.

Слайды 13-15

  1. Выставка работ. Уборка рабочего места.

  2. Рефлексия.

— Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем?

9. Домашнее задание.

Стр. 111 № 1,2

Слайд 17

Интернет-ресурсы:

1.http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2007/work/prelov/shepn.htm

2. http://www.sever-travel.ru/rr/?cid=17

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector