Урок ИЗО «Нетрадиционные техники рисования» 3 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – гимназия №1

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства

«Нетрадиционные техники рисования»

учитель начальных классов

Чубатова Валентина Ильинична

с. Красногвардейское

2014год

Тип проекта: познавательно — творческий, среднесрочный.

Участники проекта: младшие школьники 3 класс 10-11 лет.

Срок реализации: декабрь 2013 — февраль 2014 года.

Актуальность темы

Актуальность проекта обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению младших школьников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изобразительная деятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков, пространственной организации и т.д. (А. А. Фатеева, И.А. Екжанова, Т.П. Кудрина и др.)

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Взрослым необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой — богатой или бедной — будет его духовная жизнь.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию,  начиная с младшего возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети получают изображение в рисунке, которое может оцениваться с точки зрения поставленной изобразительной задачи.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания, развития любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. Все это очень важно для воспитания творческой личности.

 Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;

  • Развивает уверенность в своих силах;

  • Развивает пространственное мышление;

  • Учит детей свободно выражать свой замысел;

  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

  • Учит детей работать с разнообразным материалом;

  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;   чувство фактурности и объёмности;

  • Развивает мелкую моторику рук;

  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Работа в проекте заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании для формирования у младших школьников художественного творчества и активизации творческого потенциала. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Цель проекта: Формирование у младших школьников художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

3. Познакомить учащихся поближе с нетрадиционным рисованием.

4. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

5. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества. 6.Развитие у младших школьников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

для учителя:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий

4. Диагностика.

для учащихся:

поиск материала, с помощью которого можно заниматься изобразительной деятельностью

2) Реализация проекта

1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения.

На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувания краски, рисования пальчиками, методом тычкования, набрызга, монотипии, рисование мятой бумагой. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, зубную щетку.

2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.

— Учить создавать выразительные образы животных, птиц, используя различные техники и материалы.

— Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Принципы реализации проекта: развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.

Совместная деятельность с детьми:

1. Развлечения по изобразительной деятельности “КВН в стране красок.

2. Выставка рисунков “Чудеса своими руками”.

3. Оформление альбома “Чудеса своими руками”.

Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.

Игры на развитие фантазии и образного мышления: три краски, чернильные пятна, закончи рисунок, дорисуй кружок, волшебные очки.

Упражнения на развитие зрительного воображения: чудесный лес, быстрые превращения, рисунки на спине, волшебный карандаш, придумай сказку, что снится дереву?

Непосредственная образовательная деятельность

Декабрь.

  1. Тема «Снежинки» (набрызг)

  1. Познакомить с новым способом изображения – набрызг, показать его выразительность.

  2. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, дополнительных деталей.

Материал к занимательной деятельности: бумага, гуашь, зубная щетка, кисть.

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на щетку и ударяет кистью об нее, краска разбрызгивается на бумагу.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, вырезание снежинок.

2. Тема «Новогодняя елка» (монотипия предметная)

Задачи:

1.Помочь детям освоить новый способ рисования.

2.Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, композиции.

3. Развивать чувственно — эмоциональное восприятие окружающего мира.

Материал к занимательной деятельности: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

 Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с новогодней елкой, разучивание стихотворений о новом годе.

Январь

3. Тема “Животные и птицы” (рисование ладошкой, пальчиками)

Задачи:

1. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.

2. Помочь детям осознать ритм как изобразительно – выразительное средство.

3. Закрепить прием вливания одного цвета в другой.

4. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.

Материал к занимательной деятельности: альбомный лист, дополнительный лист, гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением животных и птиц, разучивание стихотворений.

4.Тема «Зимние мотивы» (раздувание краски, оттиск мятой бумагой)

Задачи:

1. Познакомить с новым способом изображения — раздувание краски, показать его выразительные возможности.

2. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект.

3. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.

4. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.

Материал к занимательной деятельности: репродукция с зимними пейзажами, альбомный лист, дополнительный лист, набор гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами разучивание стихотворений о зиме, экскурсия в парк.

Февраль.

5.Тема «Символы олимпиады 2014» (метод тычкования)

Задачи:

1.Учить использовать в рисовании жесткие кисти для изображения разных животных.

2. Развивать чувство композиции.

Материал к занимательной деятельности: Ватные палочки, изображение олимпийских символов, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением олимпийских символов, чтение сообщений история возникновения олимпиады

6. Тема «Сказочные цветы» – (Рисование с помощью ниток)

Задачи:

1. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

2. Формировать работу над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки.

3. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, дополнительных деталей.

Материал к занимательной деятельности: альбомный лист, набор красок, нити, вода, кисть.

Способ получения изображения: аккуратно выкладывается окрашенная нить на лист — кругами, спиралями и т.д. Неокрашенный конец нитки должен быть внизу листа, затем закрывается второй половиной листа. Прижимается ладонью, и — тянуть за неокрашенный конец нити, плотно прижимая ладонью лист.

7. Тема «Золотое шитье адыгов» — (рисование ранее изученными техниками)

Задачи:

  1. закрепить знания и способы учебной деятельности при решении задач.

  2. знакомство с искусством золотого шитья адыгов, особенностями орнамента, традициями украшения одежды и предметов быта;

  3. развивать способности, познавательный интерес по выполнению национального орнамента по мотивам золотого шитья в нетрадиционной технике;

  4. воспитывать чувство прекрасного, развивать интереса к народному творчеству адыгов.

Материал к занимательной деятельности: альбомный лист, набор красок, нити, вода, кисть, ватные палочки, зубная щетка.

3) Заключительный этап

1. Выставка “Чудеса своими руками”;

2. Оформление альбома “Чудеса своими руками”.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

  • активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

  • умение находить новые способы для художественного изображения;

  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

  • выставка “Чудеса своими руками”.

Литература.

  1. Н.А. Ветлугина Художественное творчество и ребенок. – М., 1990 год.

  2. В.В. Гербова В.В. Занятия по изобразительному искусству. – М., 1986  год.

  3. Т.С.  Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995. 

  4. Т.А. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» — ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

  5. Е.Ю. Кихтева «Рисуют малыши» — М-С 2008 г

  6. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

  7. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011

  8. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector