Урок истории «Власть и церковь. Церковный раскол»

МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Конкурс «Гимназический урок»

Власть и церковь. Церковный раскол

Автор: Диянова В.В., учитель истории

Время проведения урока: 24 февраля 2014 г.

Заведующая кафедрой: Игошева Н.А._________

Технологическая карта занятия

Тема занятия

Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс, 4 уровень

Тип занятия

Изучение нового материала

Дата проведения занятия

24.02.2014

Образовательные ресурсы

Интерактивная доска, презентация урока, учебник Данилов А.А. История России. Конец XVI – XVIII век. – М.: Просвещение, 2013, Житие Аввакума и другие сочинения. – М.: Сов . Россия , 1991

Цель урока

Создание условий для получения знаний о причинах, содержании и результатах церковной реформы 1653-1655 гг., развитие умения применить изученный материал в новых ситуациях и коммуникативных навыков

Формы и методы, технологии обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный; беседа; анализ; обобщение.

Формы: общеклассная и индивидуальная.

Технология: урок в логике технологии развивающего обучения

Основные понятия и термины

Церковный раскол, протопоп, старообрядчество

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за историю России, понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата

Регулятивные: управление учебной деятельностью посредством контроля своих действий и оценки успешности в усвоении материала, освоение способов решения проблем поискового характера, выполнение своей деятельности по заданному алгоритму

Познавательные: оценка деятельности исторических личностей на примере патриарха Никона, протопопа Аввакума

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность, формулирование собственной позиции при решении учебной задачи, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, составление текста в письменной форме

Этапы занятия

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Организационный

этап

2 мин.

Объявляет тему и план занятия

Усвоение алгоритма деятельности

Позитивный настрой на урок

Прогнозирование результата деятельности класса

Актуализация знаний

3 мин.

Повторение изученного материала:

  • Какую роль сыграла церковь и отдельные ее представители в годы Смуты?

  • Какую роль в годы Смуты сыграла оборона Троице-Сергиева монастыря?

  • Митрополит Филарет – тушинский «патриарх»

Участвуют в беседе, вспоминают события Смутного времени и роль РПЦ в этих событиях

Продуктивное общение

Определение пробелов в своих знаниях и умениях

Удовлетворение от полученных ранее знаний

Осуществление контроля над своими действиями по заданным правилам

Основной этап

30 мин.

1. Власть и церковь в XVII в.

Создает проблемную ситуацию:

  • Какие вопросы можно поставить, прежде чем начать изучение данной темы?

1.Ставят вопросы:

Какими были взаимоотношения церкви и светской власти в XVII в.? Кто главенствовал?

2. Высказывают предположения о том, что происходило в этот период.

3. Слушают рассказ учителя об основных событиях этого периода.

4. Отвечают на поставленные ранее вопросы

Совместная деятельность по принятию общего решения

Учет позиции других гимназистов, умение обосновать собственное мнение,

Построение полного ответа на поставленные вопросы

Выполнение задания на основе заданного алгоритма.

Определение пробелов в своих знаниях и умениях

Понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата Управление проявлениями своих эмоций.

Осуществление контроля над своими действиями по заданным правилам, оценка успешности и корректировка своих действий

2. Реформа патриарха Никона

Создает проблемную ситуацию:

Как вы думаете, почему в церкви понадобились реформы? Какие именно реформы?

  1. Высказывают предположения о необходимости и сущности церковных реформ.

  2. Вспоминают факты, известные им о реформе Никона из уроков истории религий, одного из выступлений о патриархе Никоне на проведенной ранее в классе читательской конференции «Знаменитые люди XVII в.»

  3. Слушают рассказ учителя о причинах реформы Никона, читают учебник (§ 7, п.3)

  4. Делают выводы об обоснованности своих предположений.

Формулирование собственной позиции при решении учебной задачи

Составление плана ответа

Выделение и формулирование главных мыслей рассказа

Готовность к самообразованию

Освоение способов решения проблем поискового характера

3. Старообрядчество

Создает проблемную ситуацию:

Как вы думаете, каковы были последствия реформы Никона?

Предлагает составить «тонкие» и «толстые» вопросы к отрывку из «Жития Аввакума» и ответить на них.

Предлагает использовать прием «Инсерт» при работе с другим отрывком из «Жития Аввакума»

Предлагает ответить на вопрос: почему старообрядчество сохранилось до нашего времени?

  1. Высказывают предположения о последствиях реформы

  2. Слушают рассказ учителя о сущности старообрядчества

  3. Составляют «тонкие» и «толстые» вопросы к отрывку

  4. Составляют таблицу при использовании приема «Инсерт»

  5. Высказывают предположения о причинах сохранения старообрядчества в наши дни

Формулирование собственной позиции при решении учебной задачи.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, составление текста в письменной форме.

Управление проявлениями своих эмоций.

Умение договариваться.

Развитие умений применять различные приемы работы с текстом

Готовность к самообразованию

Управление проявлениями своих эмоций.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Освоение способов решения проблем поискового характера

Заключительный этап. Рефлексия

5 мин.

Предлагает обменяться мнениями о том, какие знания приобрели, какие новые вопросы возникли.

Высказывает свое мнение об уровне усвоения материала классом, о деятельности учащихся

Определять сильные и слабые стороны своей деятельности. Различение оценки действия и оценки личности

Определение пробелов в своих знаниях и навыках.

Освоение форм познавательной и личностной рефлексии;

Сопоставление своей оценки с оценкой учителя для определения уровня усвоения материала

Определение личного результата участия в уроке: уровень знаний и умений

Оценка успешности в усвоении материала, вывод

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector