Урок истории для 6 класса на тему «Владимир Святославич. Принятие христианства»

Урок истории для 6 класса на тему

«Владимир Святославич. Принятие христианства»

Цель: Охарактеризовать деятельность князя Владимира в деле христианизации Руси

Задачи: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления единого государства и сплочения народа; создать условия для выяснения учащимися причин крещения Руси; помочь определить значение принятия Русью христианства.

Класс: 6

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, настенная историческая карта «Киевская Русь в IX – XII вв.»

Этап урока

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент. Эмоционально-мотивационный настрой уч-ся

1

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Вы слышите, это звучит благовест — праздничный колокольный звон?! А кто из вас знает, какой праздник сегодня?

— Вот об истоках этого праздника, об истории крещения Руси мы сегодня и будем говорить на уроке.

— Сегодня праздник Крещения

2

— Тема нашего урока: «Владимир Святославич. Принятие христианства»

— На ваших партах лежит раздаточный материал. Положите перед собой рабочие листы. В них вы будете вести свои записи по ходу урока

II. Актуализация знаний учащихся

3

1)

— А сейчас я прошу вас озвучить следующий иллюстративный ряд:

портрет (имя, годы правления)

— Кто это?

карта (подчинение племен)

— Какую деятельность князя Владимира отражает историческая карта?

оборонительные рубежи (защита границ)

— Что изображено на экране?

6 идолов (первая религиозная реформа)

2) Беседа по вопросам:

— Давайте вспомним, какие цели стояли перед князем Владимиром в начале его правления?

— С чем ему удалось справиться, а с чем нет?

Почему первая религиозная реформа не помогла князю сплотить народ?

— На портрете князь Владимир I Святославич, годы его правления – 980 – 1015;

— Карта рассказывает о военных походах князя Владимира с целью подчинения непокорных племен, укрепления государства

— 4 оборонительных рубежа князь велел построить для защиты южных границ Руси от набегов

— это 6 идолов, которыми князь решил ограничить пантеон славянских богов, сплотить тем самым народ, укрепить свою власть

— Князь Владимир хотел сберечь и укрепить свое единое государство и сплотить народ.

— Ему удалось сохранить целостность Руси, а вот объединить народ – нет.

— Многие славянские племена не поддержали эту реформу, они хотели поклоняться своим богам.

III. Изучение нового материала

1. Выбор веры:

1) связи с Византией;

2) первые христиане на Руси;

3) отношение христианства к власти;

4) вера могла сплотить народ

5) международные причины

4

— Ребята, покажите, пожалуйста, по карте соседние страны и назовите религии, которые исповедовало население этих стран.

— А что вам известно об отличии славянского язычества от названных мировых религий?

— И вновь задумался князь Владимир о новой вере для своего народа…

Инсценировка эпизода о выборе веры.

Анализ выбора веры:

— Ребята, как вы думаете, почему именно византийский образец христианства был предпочтен князем?

— Итак, ребята, я обращаю внимание на ваши рабочие листы и предлагаю по ходу нашего анализа записывать в них причины принятия христианства на Руси.

— О том, что было известно на Руси о христианстве к концу X века нам расскажет Ваня Фомин. Он приготовил небольшую презентацию.

— А теперь я предлагаю вам, самостоятельно изучив 2 и 3 абзацы сверху, на странице 39 учебника, сформулировать и записать еще три причины выбора христианства

— Соседи Руси: Волжская Булгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), Византия (православное христианство), страны Западной Европы (в основном – католическое христианство).

— И мусульмане, и иудеи, и католики верили лишь в одного бога, а язычники – во множество. У язычников были кровавые и жестокие обычаи и нравы

— У Руси были давние связи с Византией – богатой, мощной державой.

Записывают причины принятия Русью христианства

Выступление учащегося с презентацией – результатом исследования по заданной теме.

Учащиеся делают вывод:

— православие было известно на Руси с IX века. Делают запись в р.л.

Самостоятельно работают с учебником, формулируют и записывают следующие причины:

— христианство содействовало объединению страны, народа

— христианство укрепляло княжескую власть

— христианство способствовало повышению международного авторитета страны

2. Крещение Руси

А) предыстория крещения

Б) крещение князя Владимира

В) крещение Руси

5

6

7

Рассказ учителя о предыстории крещения Руси и о крещении князя Владимира

— О том, как крестили Русь (переключить с5 на 6 слайд), вы узнаете из исторического источника. Возьмите в руки листочки с отрывком из «Повести временных лет», прочтите текст и ответьте на вопросы к нему.

Включает 7 слайд

— Я прошу вас вписать в рабочий лист (пункт 2), на месте пропуска одну из важнейших дат в истории нашей страны

Учащиеся слушают рассказ учителя,

рассматривают иллюстрации на слайдах.

Дети читают исторический источник, отвечают на вопросы к нему.

В рабочих листах, пункт 2, дети вписывают дату крещения Руси – 988 г.

3. Результаты, последствия крещения Руси

8

Работа с учебником.

— Откройте, пожалуйста, страницу 40, давайте прочитаем вслух текст, выделенный голубым

цветом.

— Ребята, как вы думаете, стал ли князь настоящим христианином, как на нем отразилось крещение? Обратите внимание на слайд – здесь вам в помощь я разместила основные христианские заповеди. Соотнесите информацию учебника с заповедями.

— А что еще принесло нашим предкам христианство?

Ученик читает текст вслух.

Дети анализируют текст, сопоставляют его с христианскими заповедями, отвечают на вопрос учителя:

— Начали строить церкви, при них открывались школы. Церкви украшались иконами

4. Значение крещения Руси

9

— Итак, давайте вернемся к причинам принятия Русью христианства и сделаем вывод: помогло ли христианство решить проблемы, стоящие перед князем Владимиром…(аналитическая работа)

— В чем значение крещения Руси?

(По очереди проявляет пункты на слайде 9)

Дети анализируют полученную информацию, записи в р.л. и отвечают на вопрос учителя.

IV. Христианство в моей семье

А) христианские реликвии в семье

Б) религия в моей семье

В) христианские праздники в моей семье

10

— А живы ли христианские традиции сегодня, в ваших семьях? Я предлагаю вам рассказать о результатах своей исследовательской работы.

— презентация «Икона в моей семье»

— сообщение «Религия в моей семье»

— Многие из вас знают, что сегодня – праздник Крещения. А как он празднуется верующими людьми?

— сообщение о ресурсах Интернета

— инд. сообщ. О праздновании Крещения в семье

— Поздравление с праздником от учителя

Учащиеся предъявляют результаты своей исследовательской деятельности

V. Рефлексия

— Ребята, мы сегодня много говорили и крещении Руси и его значении.

— РуКак вы думаете, что должно остаться в вашей памяти?

— А что останется в душе?

VI. Домашнее задание

11

Дифференцированное домашнее задание на выбор:

А) параграф 5, в. 1, 2;

Б) тест по теме;

В) кроссворд по теме.

VII. Итог урока. Оцениванива

ние

— за инсценирование и участие в уроке;

— за активную работу на уроке;

— за подготовку индивидуальных презентаций

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector