Урок для 9 класса по теме: «Экскурсия по общей биологии в биогеоценоз (на болото) «Там чудеса, там леший бродит!»»

Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии

МОУ «Нижнекулойская средняя

общеобразовательная школа»

Верховажский район

Вологодская область

Экскурсия по общей биологии в биогеоценоз (на болото)

«Там чудеса, там леший бродит!..»

Организационная информация

Тема урока

Экскурсия по общей биологии в биогеоценоз (на болото)

«Там чудеса, там леший бродит!..»

Предмет

Биология

Класс

9

Автор урока (ФИО, должность)

Жукова Надежда Николаевна учитель биологии, высшая квалификационная категория, стаж 30 лет.

Образовательное учреждение

МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» д. Урусовская

Верховажский район Вологодская область Россия

Методическая информация

Тип урока

Экскурсия (виртуальная – с помощью презентации или реальная — в биогеоценоз на болото).

Цели урока

Образовательная цель: способствовать усвоению учащимися понятий темы «биогеоценоз».

Развивающая цель: способствовать развитию специальных и общеучебных умений и навыков учащихся.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.

Задачи урока

Образовательные задачи:

способствовать усвоению учащимися понятий «биогеоценоз», «экосистема», «биотоп», «биоценоз», «факторы среды обитания», «приспособленность организмов», «ксерофиты», «гидрофиты», «жизненные формы растений», «сукцессия».

Развивающие задачи:

а). способствовать развитию специальных умений и навыков:

— умения пользоваться определителем растений;

— умения пользоваться простейшими приборами: мерной вилкой, буравчиком, компасом и др.;

б). способствовать развитию общеучебных умений и навыков:

— умения устанавливать причинно-следственные связи между условиями среды обитания и приспособлениями организмов к ним;

— умения давать характеристику объекта (болота, кочки);

— умения составлять схему экологического профиля кочки, болота;

— умения сравнивать (экосистемы леса и болота),

— умения конкретизировать — определять видовой состав БГЦ – болота, леса.

Воспитательные задачи:

способствовать пониманию учащимися роли водно-болотных экосистем в жизни биосферы и человека.

ЗУНК, которые приобретут ученики

Знания терминологии по теме «биогеоценоз»;

специальные умения;

общеучебные умения и навыки.

Необходимое оборудование и материалы

Медиа-проектор, экран для показа презентации, компьютер;

Гербарные папки, сантиметровая лента, лопата, копалка, термометр, буравчик, линейка, мерная вилка, листы бумаги для записей, карандаш, компас – для полевых исследований.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Ребята, мы отправимся на экскурсию в природу для изучения экосистемы — выполним практические задания по описанию БГЦ. Сначала определим, куда мы пойдем. Послушайте стихотворение Аполлона Майкова и назовите его.

Слайд 2.

(Я целый час болотом занялся.)

Там белоус торчит, как щётка жёсткий;

Там точно пруд зеленый разлился;

Лягушка, взгромоздясь, как на подмостки,

На старый пень, торчащий из воды,

На солнце нежится и дремлет… Белым

Пушком одеты тощие цветы;

Над ними мошки вьются роем целым;

Лишь незабудок сочных бирюза

Кругом глядит умильно мне в глаза,

Да оживляют бедный мир болотный

Порханье белой бабочки залётной

И хлопоты стрекозок голубых

Вокруг тростинок тощих и сухих.

Ах! Прелесть есть и в этом запустенье!

Озвучиваются варианты названий стихотворения, предложенные учащимися. Аполлон Майков назвал своё стихотворение «Болото».

Слайд 3.«Болота – это особый мир, отдельный, живущий своей особой жизнью, имеющий постоянных обитателей и временных гостей, свои голоса, свои шумы и, главное, свою тайну»,- так писал Ги де Мопассан.

«Не вода и не суша – на лодке не уплывёшь, и ногами не пройдешь», — так говорит о болоте старинная русская загадка. Эта загадка помогает понять научное определение болота.

Болото – участок земной поверхности с избыточно застойным или слабо проточным увлажнением верхних горизонтов почвогрунтов, на котором произрастает специфическая болотная растительность, приспособленная к условиям обильного увлажнения и недостатка кислорода в почве, развивается болотный тип почвообразования, происходит накопление не разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в слой торфа.

При слове «болото» у многих людей возникает ассоциация с некрасивым местом, полным комаров. Часто употребляются прилагательные: унылое, однообразное, мрачное, страшное, топкое, вязкое…

С похвалой о болоте отзовутся, разве что, охотники и ягодники. Негативное отношение к болотам – следствие не только недостатка экологического образования. Частично оно досталось нам в наследство от диких предков. Болото, как место труднодоступное и не пригодное для человеческого жилья, не представляло особого хозяйственного интереса, а значит, сравнительно редко посещалось людьми. И где, как не в этом глухом месте, следовало селиться «силам неведомым и нечистым» — Лешему, водяным?

Сейчас отношение к болотам меняется. Болота начинают восприниматься как национальное достояние России. Водно — болотные угодья – особо уязвимые экосистемы нашей планеты, которые в настоящее время находятся под наибольшей угрозой разрушения. Поэтому болота требуют изучения и охраны.[8]

И на болоте можно найти поразительное разнообразие красок и запахов, только для этого нужно чуть пристальнее всмотреться, чуть ниже нагнуться, а самое главное – болото не терпит суеты. Тайны, связанные с жизнью на болоте, открываются постепенно, не вдруг, и не сразу. На самом деле болота — удивительные, уникальные биогеоценозы.

Когда-то существовали семь чудес света. Словосочетание «чудо света» употребляется в отношении предмета или явления, вызывающего восхищение человека какой-то своей необыкновенностью, неповторимостью. Если мы придем на болото, то познакомимся со многими чудесами, которых нигде больше не встретим.

Слайд 4. Выделяют три типа болот: верховые, низинные и переходные. Итак, мы отправляемся на верховое болото.

Примеры верховых болот: слайд 4. Болото Олиховское слайд 5. Водно-болотная система — озеро Гагарье.

Ход и содержание урока

Ребята! Обратите внимание на домашнее задание: Вам необходимо будет представить отчет по экскурсии в любой форме: презентация, рисунки, гербарий, сочинение, учебно-исследовательская работа и т.д. Для его выполнения постарайтесь собрать материал на болоте для камеральной обработки и составления отчета.

Учащиеся получают:

приложение № 1. Задания № 1-13 в ходе экскурсии на болото;

приложение № 2. Бианки В. «Росянка – комариная смерть».

Путешествие на болото в поисках чудес начинается.

Слайд 6. чудо первое. Кочка – гора в миниатюре.

По географии изучается высотная и широтная зональность растений. Не надо ехать далеко в горы, достаточно побывать на ближайшем болоте и познакомиться с этим явлением: кочки – пример микрорельефа с распределением растений по группам по отношению к воде. Обратите внимание на схему «Экологический профиль кочки». Увлажнение от вершины кочки к её основанию меняется, поэтому распределение растений вполне закономерно. На вершине растут обитатели более сухих мест – кустарнички — ксерофиты, в середине кочки – травянистые растения, у основания – влаголюбы – гидрофиты – пушицы, осоки. Западины, мочажины – тоже пример микрорельефа. Если на кочке можно встретить и морошку, и голубику, и бруснику, то пушица и клюква селятся в западинах. Это приспособление к среде обитания: растения выбирают более сухие или влажные условия.

Слайд 7.Чудо второе. Жизнь на болоте, что в пустыне безводной.

Не часто встретишь на земле места, где «кругом вода, и с водой беда!» Только на болоте можно найти такие же приспособления против засухи, как у растений пустынь. Оказывается, на болоте растения живут, соблюдая строжайший режим экономии воды, и называют их ксерофиты. Вот парадокс: место обитания – избыточно увлажненное, а растения показывают, что воды не хватает. Листья болотных растений мелкие, узкие, с завернутыми вниз краями листовой пластинки (клюква, багульник, подбел). Многие листья имеют опушение (рыжеватый «войлок» багульника). У подбела, клюквы листья жесткие, кожистые, так как пропитаны восковым налетом, имеется толстая кутикула, поверхность листа белая, блестящая для отражения солнечных лучей.

Даже жарким летом вода на болоте очень холодная, поэтому для корней растений она не доступна – физиологическая сухость субстрата объясняется свойством торфа прочно связывать часть воды, низкой температурой корнеобитаемого слоя. На верховом болоте в солнечный день амплитуда температуры на поверхности и на глубине 20 см может достигать 5 — 100 С. Слайд 8. Чудо третье. Хищное растение?

Не все люди, даже познакомившись по картинке в учебнике ботаники с росянкой, отыщут её на болоте! Там представлена макрофотография, а масштаб её не указан. На самом деле это – травка – невеличка.

Росянки – индикаторы влажных мест обитания и кислых почв. В России распространены росянки: круглолистная, английская и обратнояйцевидная.

У росянки круглолистной, встречающейся чаще других – маленькие круглые листочки (4-7 мм в диаметре) собраны в прикорневую розетку и распростёрты по земле. У росянки английской листья более крупные, направлены косо вверх, листовые пластинки узкие, длинные. Росянка обратнояйцевидная — вид гибридного происхождения, промежуточный по признакам между росянкой круглолистной и росянкой английской, встречается в местах их совместного обитания. Все росянки находятся под охраной.

Росянки – многолетние травы высотой от 3 до 20 см. Стебель тонкий. Листьев на стебле нет, а лишь на верхушке его видна кисть небольших белых цветков. Они раскрываются только на ярком свету, и стоит облакам затянуть небо – цветки тут же закрываются. Листья собраны в прикорневую розетку. По краям и на верхней стороне листьев расположено около 250 ресничек. Самые длинные из них – по краям листа. Верхний конец реснички утолщён в виде головки. А на каждой головке ярко, как роса, сверкает на солнце капелька прозрачной жидкости. Из-за этого растение и носит название «росянка» или «росичка».

Мухи, комары, муравьи, пауки, клещи (размером не более 2-5 мм), привлечённые блеском капелек, принимаемых ими за нектар, садятся или вползают на лист и крепко прилипают к нему. Пытаясь освободиться, животные, задевая соседние желёзки, всё больше прилипают и обволакиваются слизью. Через несколько минут лист начинает загибаться к центру. В течение часа насекомое оказывается плотно сжатым краями листовой пластинки. Выделения желёзок имеют нейтральную реакцию, но после соприкосновения с телом насекомого она становится кислой. Процесс переваривания осуществляется так же, как и в желудке человека. Из насекомого высасывается всё содержимое, остаётся только сухой хитиновый покров.

Повышенная кислотность многих болот приводит к тому, что питательные вещества, оседая на дно вместе с торфом, становятся недоступны для растений. Росянка, преодолела это препятствие, став хищником. Если росянка не будет получать белковую пищу, она, конечно, не погибнет. Как и все цветковые растения — автотрофы, с помощью фотосинтеза она получает органические вещества: углеводы, белки. Питаясь животными белками, она быстрее растет и дает больше семян.

С помощью росянки можно подсчитать, на какую величину ежегодно прирастает сфагнум. Каждый год она образует новую розетку листьев, а остатки старой сохраняются во мху на корневом тяже. Если осторожно вытянуть растение изо мха, то можно увидеть длинный тяж, на котором «сидят» остатки розеток прошлых лет – они не сгнили из-за бактерицидных свойств сфагнума.

Росянка обладает лекарственными свойствами. Собирают целиком всё растение во время цветения с июля по август. Экстракты росянки служат основой дрозерина, которым лечат коклюш, трахеобронхит, бронхиальную астму, кашель. Росянку используют как потогонное средство при простуде и головной боли, как отхаркивающее при кашле, как мочегонное, а также при нервных заболеваниях, ослаблении зрения, атеросклерозе, поносе. Свежим соком выводят бородавки, мозоли и веснушки.[4]

Слайд 9. Чудо четвёртое. «Вечно молодые».

Попробуйте отыскать две ботанические ошибки в тексте (к сожалению, я не знаю автора этих строк):

«Земля под ногами стала как гамак, подвешенный над бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений стояли редкие, маленькие, корявые и заплесневелые ёлочки. Кислая болотная почва не дает им расти, и им, таким маленьким, лет уже по пятьдесят, а то и побольше… Ёлочки – старушки не как деревья в бору, все одинаковые: высокие, стройные, дерево к дереву, колонна к колонне, свеча к свече. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой – палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая, стоя, вяжет чулок, — и так все: что ни ёлочка, то непременно на что-то похожа…» (озвучивание ответов учащихся).

Ошибки здесь следующие:

1). Не ели, а сосны;

2). Не заплесневелые (плесень – это гриб), а замшелые (покрытые мхом) или покрытые лишайниками.

Иногда старушки шутят, говоря о своем возрасте: »Сзади – пионерка, спереди – пенсионерка». Перефразируя, можно сказать о сосне, растущей на болоте: «По виду – молодка, по возрасту – старушка».

Болотные сосны имеют засыхающие вершины и ветки, изреженные кроны. Древесина их зачастую витая, скрученная. Слайд 10. Низкие, чахлые сосенки, достигают высоты 1-2 м при возрасте 30 лет. При их диаметре ствола в 6-7 см за такое время обычная сосна на сухих песках вырастает до 25-30 м в высоту и до 40-50 см в диаметре.

Почему сосна обыкновенная, хотя и в угнетенном состоянии, всё же выживает? Выше корневой шейки можно увидеть молодые боковые придаточные корни, с помощью которых сосенка пытается восполнить недостаток кислорода, испытываемый её корнями во мху. Сосна выдерживает погружение в мох на глубину до 40-60 см, тогда как береза – не более чем на 30 см.

Слайд 11. Чудо пятое. Моховая губка.

На болоте можно встретить растение, насасывающее воды во много раз больше своего веса. Ученые установили, что 10 г совершенно сухого сфагнума могут поглотить более 200 г воды (для сравнения: 10 г сухой осоки – 30 г воды, 10 г кукушкина льна – 40 г воды). Не случайно, в переводе с латинского слово «сфагнум» означает губка.

Лист сфагнума состоит из клеток двух видов: мелких, живых, хлорофиллоносных и крупных, пустых, воздухоносных, соединенных между собой отверстиями в клеточных стенках. Стебли тоже имеют такие клетки, которые одевают их снаружи наподобие футляра – образуется капиллярная система, способная всасывать воду и сохранять её. [7]

Слайд 12. Чудо шестое. . Схема торфяника. Таинственные находки в торфе.

«Мох, осевший в глубине болотной,

Слой на слой ложился много лет.

И теперь он, рыжеватый, плотный,

Вынут экскаватором на свет.»

Вс. Рождественский

В течение года торфяной мох вырастает на 2-3 см. Торфяная толща растет медленнее, чем мох, так как торф значительно более уплотнен по сравнению с живым мхом. Ежегодный прирост торфяника обычно не превышает 1 мм, таким образом, возраст торфяного болота с мощностью торфа в 2-5 м составляет от 4 до 10 тысяч лет.

В 1950 г. рабочие, добывающие торф в районе Толлундских болот в Дании, наткнулись на труп человека. Казалось, он погиб совсем недавно: тление еще не коснулось лица. Человек лежал на боку. Закрытые веки и полуоткрытые губы придавали ему выражение спящего. Волосы на голове были коротко подстрижены, подбородок выбрит. Кроме остроконечной кожаной шапки и кожаного ремня на нем ничего не было. Шею трупа стягивал ремень-удавка, петля врезалась в горло. Было ясно, что неизвестный погиб насильственной смертью.

На торфяник прибыла полиция, а вместе с ней сотрудники одного из краеведческих музеев. Вывод ученых был неожиданным: ни о каком недавнем преступлении говорить не приходится. Рабочие нашли человека железного века. Он жил около двух тысяч лет назад…

Консервирующие свойства торфа и торфяного мха легко объяснимы. Сфагнум выделяет большое количество водорастворимых органических кислот (яблочная, щавелевая, янтарная) и фенольных соединений (флавоноиды, гликозиды, сфагнол), создавая кислую реакцию во внешней среде. Этим объясняется и бактерицидное действие сфагнумов на бактерии гниения. [7]

Слайд 13. Чудо седьмое. Древнегреческие богини на болоте.

Когда ботаник попадет на болото, он обязательно произнесет имена из древнегреческой мифологии: Кассандра, Андромеда, Хамедафна. Это болотные растения.

Кассандра, хамедафна или болотный мирт (Chamaedaphna calyculata) Листовые пластинки плотные, кожистые, плоские, узкоовальные, заостряющиеся на конце и у основания. Характерная особенность листьев – очень мелкие чешуйки, рассеянные по их поверхности сверху и снизу. Болотный мирт – вечнозеленое растение, но только листья его зимуют не зелеными, а бурыми, хотя и остаются при этом живыми. С наступлением весны листья вновь приобретают обычную зеленую окраску. Цветет болотный мирт рано весной. На верхушках побегов распускаются небольшие чисто-белые цветки, направленные вниз.

Андромеда или подбел обыкновенный (Andromeda polifolia) – ещё один болотный кустарничек. Высота его не превышает 30 см. Название «подбел» подчеркивает характерную особенность растения – листья его снизу беловатые. Такую окраску им придает обильный восковой налет. Сверху листья зеленые, блестящие. Форма их узколанцетная. На зиму листья не опадают. Цветки подбела – красивые розоватые шарики величиной с горошину. Все они словно подвешены на длинных цветоножках, расходящихся в стороны из одной точки.

Слайд 14. Чудо восьмое. Карлики и великаны

Чтобы познакомиться с карликами и великанами, достаточно подойти к болотной кочке.

Карликовая березка, или ерник (Betula nana) мало похожа на нашу обычную березу. Высота карликовой березы невелика – редко больше половины человеческого роста. Листья округлые, как мелкие монетки. Сережки тоже карликовые. На Севере карликовую березку часто называют ерником от ненецкого слова «ера», что означает «кустарник».

На верховом болоте условия жизни растений сходны с условиями тундры, поэтому на болоте мы и можем встретить карликовую березку.

Великаны на болоте тоже, как и карлики, живут на кочках. Это единственная болотная лиана – клюква. В России наиболее распространена Слайд 26. клюква болотная, или четырехлепестная (Oxycoccus palustris, O. guadripetalys).

Красноватые стебли клюквы с редкими жесткими продолговато-яйцевидными вечнозелеными листочками, сверху нежно-зелеными, а снизу серебристыми из-за плотного воскового налета, стелются по поверхности, укореняясь нитевидными корешками. В июне на тонких опушенных цветоножках, расположенных на концах прошлогодних побегов, появляются мелкие, обычно поникшие розовато-красные цветки.

Латинское название Oxycoccus palustris переводится как «кислый шарик болотный».

Осенняя клюква – кислая. В зимующих под снегом ягодах идут биохимические процессы, приводящие к снижению содержания органических кислот, в том числе бензойной и аскорбиновой. Подснежная клюква становится слаще, но почти лишена витамина С.

Плоды клюквы – кладовая веществ. Это моносахариды – глюкоза и фруктоза (2-5 %), лимонная, хинная, урсоловая и бензойная кислоты, обладающие антимикробными свойствами. Спектр лечебного действия клюквы весьма широк. Здесь и антибактериальное действие, и стимуляция внутренней секреции, и нормализация кислотно-щелочного баланса организма, фитотерапевтическое средство при лечении гипертонии и атеросклероза. [3]

Слайд 15. Чудо девятое. Болотные лекари.

А сколько лекарственных растений найдешь на болоте! Это и багульник, и голубика, и росянка, и клюква, и сфагнум и пр.

Багульник болотный (Ledum palustris) легко узнать по плотным, кожистым, узким листьям. Сверху листья темно-зеленые, а снизу рыжеватые. Края их завернуты вниз. Листья остаются на растении и зимой. Одна из особенностей багульника – его специфический запах. Пахнут все надземные органы, но особенно сильно – цветки. Цветет багульник в начале лета, его белые цветки собраны в щитковидные соцветия. Животные не трогают это ядовитое растение, образующее целые заросли.

С лечебной целью при бронхите, астме, коклюше как отхаркивающее и бактерицидное средство используются олиственные части побегов с цветками, которые содержат эфирное масло сложного состава, гликозид арбутин, дубильные вещества.

Дымом от сжигания листьев окуривают помещения с целью уничтожения насекомых, веточки предохраняют одежду от моли.

Багульниковая камфора, выделяемая растением, обладает сначала возбуждающим, а затем угнетающим центральную нервную систему действием. Прежде голубику по ошибке называли «пьяникой», «дурницей», считая, что ягоды её одурманивают, и от них начинает болеть голова. Причина не в самой голубике, а в том, что соседствует она всегда с багульником, который и распространяет сильный одурманивающий запах.

Голубика, или гонобобель (Vaccinum uliginosum) – еще один кустарничек болот. Высота его не превышает 0,5 м. Отличительный признак этого растения – голубоватый оттенок листвы. По форме и размерам листья почти такие же, как у брусники, но сравнительно тонкие, нежные. Они появляются весной и к осени опадают. Цветы голубики малозаметные, неяркие, беловатые. Плоды – синеватые округлые ягоды с сизым налетом. Мякоть слегка зеленоватая. Ягоды водянистые, сладкие (6% сахара). Голубику называют северным виноградом.

Слайд 16. Чудо десятое. Растение, живущее на два дома.

Морошка (Rubus chamaemorus) относится к роду малина. Это многолетнее травянистое растение тундры. Каждую весну от корневища вырастает невысокий прямостоячий стебель с несколькими листьями и только одним цветком. К зиме вся надземная часть растения погибает. В начале созревания плоды бывают красными, в полной зрелости они оранжевые, точно восковые. Зрелые плоды морошки имеют приятный вкус, содержат 30,6% сахара, лимонную и яблочную кислоты.

Морошина.

Просвечивает ягода насквозь.

Жаль с кочки брать:

Пережидая время,

Внутри её пригрелось сладко семя

Да не одно, не два! — Бельчонку в горсть!

От тяжести согнулся стебелек,

Топорщатся листочки жестковато,

Комар над кочкой кружит воровато,

Ещё комар. Да тут их целый полк!

Всем хочется к морошине прильнуть

И с головою в сладость окунуться.

/Лидия Теплова/

Морошка — двудомное растение. Это значит, одни экземпляры всегда несут только мужские цветки (тычиночные), другие – только женские (пестичные), из которых впоследствии образуются плоды – сложные костянки.

Слайд 17. Чудо одиннадцатое. Корни, «перепутавшие», где верх, где низ.

К условиям существования на верховых болотах смогли приспособиться лишь немногие растения (видов 20).

Условия обитания, к которым должны быть приспособлены произрастающие на болоте растения:

-избыток увлажнения;

-низкая температура воды;

-недостаток минерального питания;

-малое количество кислорода в насыщенной влагой толще сфагнума и торфа;

-ежегодное нарастание сфагнума, что означает для многолетних растений быть заживо погребенными.

Торфяник состоит из двух слоев. Верхний, очень неглубокий известен под названием «очёс» и состоит из живых растений сфагновых мхов. Мощность его не больше 30 см. Выпадающие осадки быстро проходят сквозь него. Вся остальная масса торфяника, залегающая под очёсом, называется торфом. Торф состоит из спрессованных остатков сфагнов и других болотных растений. Верхняя часть торфа и очёс из-за разницы в капиллярных системах являются границей, на которой и обнаруживаются корни болотных растений. Так как очёс и торф имеют капилляры разного диаметра, вода останавливается на границе очёс – торф. Корневая система растений охватывает лишь верхние – аэрированные горизонты торфа. Все растения – многолетники образуют косовосходящие стебли и придаточные корни в более прогреваемом, более аэрированном и более богатом минеральными веществами поверхностном слое – моховом очёсе. Корни направлены вверх.

Слайд 18. Чудо двенадцатое. Болота – великие кладовые.

Водно- болотные угодья России богаты и разнообразны. Наибольшей заболоченностью отличается лесная зона — более 70% от общей площади болот. Велико и многообразно значение болот:

1. Если леса часто сравнивают с лёгкими, а ручьи и реки — с кровеносными сосудами планеты, то роль болот в биосфере можно сравнить с ролью печени и почек в организме – они очищают воды, удерживают загрязняющие вещества: удобрения и ядохимикаты с полей, промышленные стоки и фильтраты со свалок.

2. Болота накапливают и хранят пресную воду, регулируют поверхностный и подземный сток, поддерживают уровень грунтовых вод.

3. Болота возвращают в атмосферу кислород, изымают из атмосферы и накапливают углерод. М. М. Пришвин писал: «…болото со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая Солнца… Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям. Но в болотах вода не дает родителям – растениям передавать свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

4. Болота стабилизируют климатические условия, особенно осадки и температуру.

5. Болота служат местом обитания многих видов растений и животных, в том числе редких и хозяйственно важных, поддерживают биологическое разнообразие.

6. Болота представляют большие возможности для туризма, рекреационного и бальнеологического использования, являются прекрасным средством для снятия стресса.

7. Водно- болотные угодья — часть культурного наследия человечества: они связаны с религиозными и космологическими убеждениями людей, являются основой важных местных традиций, представляют собой источник эстетических чувств, удовлетворяют потребность человека в созерцании дикой природы.

8. Болота служат источником вдохновения для творческих людей. Так, Мещерский край неразрывно связан с творчеством К.Г. Паустовского. Достаточно прочесть «Олесю» Куприна, чтобы почувствовать атмосферу жизни болота. [2]

Слайд 19. Чудо тринадцатое. Острова, блюдца, айсберги, кочи, сплавины.

Когда 8-10 тысяч лет назад отступал ледник в пониженных местах образовались озера различного размера, которые, зарастая со дна, превращаются в болота. На некоторых глубоких от берега озерах образуются сплавины – своеобразные маты – ковры. Они одним краем бывают прикреплены к берегу, а большей частью находятся на плаву. Иногда сплавина сплошь окружает озеро. Сабельник, белокрыльник, вахта – обычные обитатели сырых мест, начинают разрастаться от берега в сторону открытой воды. Их корневища переплетаются, образуя основу, на которой поселяются осоки, хвощи, частуха, стрелолист. Корни этих растений, сплетаясь, ещё больше укрепляют сплавину. На ней уже могут селиться кустарнички: болотный мирт, подбел, багульник. На поверхности сплавины скапливается торфяной мох сфагнум и торф. Со временем такая сплавина полностью затягивает водоем. Сомкнувшаяся сплавина губит весь живой мир озера, и оно переходит в стадию обычного торфяного болота.

На территории Вологодской области ряд таких зарастающих озер находится под охраной. Созданы заказники: Отненский в Устюженском районе, Сондугский – в Тотемском, Шиченский – в Сямженском.[6]

В Верховажском районе тоже есть уникальный водоём со сплавинами с красивым названием Гагарье озеро.

Сплавины имеют вид «айсберга»: сверху видна только небольшая часть их, основная масса спрессованного сфагнума, переплетенного корневищами растений, располагается под водой. Поверхность сплавины ровная, гладкая, с преобладанием торчащих кустиков мирта болотного. Непрерывно сталкиваясь друг с другом, «острова» всё больше и больше уплотняются, приобретают обтекаемую округлую форму. Видовой состав сплавины совпадает с видовым составом верхового болота.

Чудо природы.
Не видно дна, холодная вода.
И
в отраженьи, как в зеркале, листва.
И
словно в океане корабли,
По
озеру здесь плавают кочи.
Веденская Е.Н.

Желаю Вам влюбиться в болото и приходить на него почаще!

Слайд 20. До новой встречи на болоте!

Проверка и оценивание ЗУНов

Учащиеся получают оценку за представленный отчет об экскурсии. Учитывается проявление творческих способностей учащихся.

Рефлексия деятельности на уроке

Какие ассоциации возникают у вас при слове «болото»?

Изменилось ли Ваше отношение к болоту после экскурсии?

Какие чувства испытали Вы на болоте?

Есть ли среди Вас и Ваших знакомых – любители сбора клюквы? Почему, несмотря на чувство физической усталости, они любят ходить за клюквой?

Почему болото — «кладовая Солнца» является стрессогонным фактором для человека?

Домашнее задание

Приложение № 1. Задания № 1-13 по ходу экскурсии.

Используя материал, собранный в ходе выполнения заданий № 1- 13 во время экскурсии на болото, представьте свой отчет в любой форме.

Задание № 1. Кочка – гора в миниатюре.

Измерьте высоту, диаметр кочки, её расположение относительно сторон горизонта, определите видовой состав растений, их местоположение на кочке, то есть составьте экологический профиль кочки.

Задание № 2. Жизнь на болоте, что в пустыне безводной.

Соберите экземпляры растений для гербария, определите у них признаки ксероморфности.

Задание № 3. Хищное растение?

Определите виды росянок, встретившиеся на болоте. Аккуратно достаньте растение изо мха, определите количество прикорневых розеток, сохранившихся на корневом тяже, измерьте расстояния между соседними розетками, то есть определите годичные приросты сфагнума. Можете взять росянку домой и проследить движения листьев, поместив на лист крошку яичного желтка, или каплю молока, или комара.

Познакомьтесь с текстом Виталия Бианки «Росянка – комариная смерть» и определите, прав ли автор, описывая росянку так: «Белые цветочки в зеленых колокольчиках. Солнце за тучку, — цветочки в колокольчики. Солнце из тучки, — и цветочки выглянут», «Круглые листочки лежат на земле, по краям их частые булавочки, на булавочках медвяная роса капельками». О каком виде росянки идет речь в тексте?

Задание № 4. «Вечно молодые».

Измерьте диаметр ствола сосны, растущей на болоте и сосны, растущей на бору. Определите их примерный возраст, используя буравчик и подсчитав мутовки. Сделайте замеры длины хвоинок и шишек этих сосен. Измерьте высоту болотной сосны. Сравните полученные данные.

Задание № 5. Моховая губка.

Определите виды сфагнумов с помощью определителя. Возьмите в полиэтиленовый пакет горсть мха сфагнума, не отжимая его, взвесьте на весах. Высушите этот мох и снова взвесьте его. Сравните полученные данные.

Задание № 6. Таинственные находки в торфе.

Выделите из кусочков торфа фрагменты неразложившихся растений, попробуйте определить их виды. Прокипятите кусочек торфа в воде, в полученный раствор опустите лакмусовую бумажку, определите среду.

Задание № 7. . Древнегреческие богини на болоте.

Запомните названия данных растений, срежьте их для помещения в гербарий.

Задание № 8. Карлики и великаны

Составьте описание растения клюквы болотной (морфо-биологический анализ). Для подтверждения изменчивости, найдите ягоды разной формы: округлые, плоские, удлиненные, в виде капли, зарисуйте их.

Задание № 9. Болотные лекари.

Сравните растения голубику и багульник или голубику и болотный мирт. Найдите черты сходства и различия.

Задание № 10. Растение, живущее на два дома.

Определите, какие растения морошки перед Вами: мужские или женские. По каким признакам Вы так решили?

Задание № 11. Корни, «перепутавшие», где верх, где низ.

Вырвите растение, растущее на кочке с корнем, внимательно рассмотрите его корни: какие они? Куда направлены? Какой длины? Толщины?

Почему в видовых названиях растений преобладает слово «болотный»?

Задание № 12. Болота – великие кладовые.

Дома поговорите с родителями, соседями, выясните, какие диалектные слова (по теме «болото») они знают, какие микротопонимы связаны с местностью, где расположено болото.

Задание № 13. Острова, блюдца, айсберги, кочи, сплавины.

Сравните видовой состав растений сплавин и верхового болота. Предложите меры охраны болотных экосистем, как одних из самых уязвимых биогеоценозов.

Дополнительная необходимая информация

Приложение № 2. Виталий Бианки «Росянка – комариная смерть»:

Летел Комар над прудом и трубил:

— Я — Комарище!

Жигать мастерище.

Носом востер,

Зол и хитер.

Все меня боятся:

За всех умею взяться.

Зверя и птицы

Крови напиться.

Недруги ищут

Меня, Комарищу,

А я удал:

Жиг! — и умчал.

Никому меня, Комара, не словить!

Услыхала его Стрекоза и говорит: — Не хвались, Комар, храбростью да ловкостью. В лесу дремучем на болоте топучем живет Росянка — Комариная Смерть. Изловит тебя, кровопийцу, Росянка.

— А вот не изловит! — говорит Комар. Затрубил и полетел в лес.

Прилетел в лес дремучий — видит: сидит на сосне Копалуха. Перо у Копалухи плотное, ноги жесткие, нос костяной. Поди подступись к ней! А Комар сел ей на бровь, где перышек нет, изловчился — жиг ее в бровь! Сорвалась Копалуха с сосны, заклохтала, загремела крыльями по лесу! А Комар увернулся, в сторону метнулся, повыше поднялся — летит, трубит: — Не словила меня, Комара, Копалуха!

Летит по лесу дремучему, видит: в кустах Грибник пробирается, суковатым батожком подпирается, картузом от мошки отбивается. На теле у Грибника рубаха, на ногах — штаны, а внизу — сапоги. Поди подступись к нему! Комар сел ему на нос, где на коже нет одежи, изловчился — жиг его в нос! Вскрикнул Грибник, замахал батожком, грибы выронил. А Комар увернулся, в сторону метнулся, повыше поднялся — летит, трубит: — Не словил меня, Комара, Грибник!

Летит по лесу дремучему, видит: из чащи Сохатый прет, бородой трясет, рогами дерева задевает, ногами бурелом сокрушает. Все тело Сохатого длинной шерстью поросло, а рога да копыта костяные. Поди-ка к нему подступись! А Комар подлетел, на веко ему, где шерсть коротка, сел — жиг в глаз! Взревел Сохатый, рогом дерево с корнем вырвал, копытами землю взрыл. А Комар увернулся, в сторону метнулся, повыше поднялся — летит, трубит: — Не словил меня, Комара, Сохатый!

Летел-летел, глядит — среди леса дремучего болото топучее. Никого на болоте нет, только мох кругом, а во мху малая Травинка растет. Спустился Комар на болото, сел на Травинку. Спрашивает Травинку: — Уж не ты ли Росянка — Комариная Смерть?

Отвечает Травинка сладким голоском: — Погляди, Комар, на мои цветочки.

Поглядел Комар на цветочки. Белые цветочки в зеленых колокольчиках. Солнце за тучку, — цветочки в колокольчики. Солнце из тучки, — и цветочки выглянут.

Говорит Комар Травинке: — Хороши у тебя цветочки! А не видала ты Росянки — Комариной Смерти?

Говорит Травинка сладким-пресладким голоском: — Погляди, Комар, на мой колосок…

Поглядел Комар на колосок. Колосок прямой, зеленый, стройненький.

Говорит Комар Травинке: — Ничего себе колосок. А не слыхала ты про Росянку — Комариную Смерть?

Говорит Травинка приторным голоском: — Погляди, Комар, на мои листочки!

Поглядел Комар на листочки. Круглые листочки лежат на земле, по краям

их частые булавочки, на булавочках медвяная роса капельками. Как увидел Комар те капельки, — сразу пить захотел. Слетел на листок, опустил в каплю носок, стал росу медвяную пить.

Летела мимо Стрекоза, увидала Комара на листке и говорит: — Попался Комар Росянке!

Хотел Комар крыльями взмахнуть, — крылья к листку пристали; хотел ногами шагнуть, — ноги увязли; хотел нос вытащить, — нос прилип!

Изогнулись гибкие булавочки, вонзились в комариное тело, прижали Комара к листку, — и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью.

Тут Комару и смерть пришла.

А Росянка и по сей день на болоте живет и других комаров к себе ждет. [1]

В помощь учителю

Использованные источники и литература

Литература:

  1. Бианки В. Росянка – комариная смерть.- М: Детская литература,1985.

  2. Воронин А.Ю. Зачем России нужны болота. //Биология, приложение к «1 сентября» № 21 1999.

  3. Ивченко С.И. Клюква //Биология, приложение к «1 сентября» № 43-45 1998.

  4. Маркушева К.В. Росянка //Биология, приложение к «1 сентября» № 30 1999.

  5. Орлова Н.И. Определитель высших растений Вологодской области.- Вологда: Русь, 1997.

  6. Особо охраняемые природные территории, растения и животные Вологодской области.- Вологда: Русь, 1993.

  7. Попов С.Ю. К биологии сфагновых мхов //Биология, приложение к «1 сентября» № 45 1996.

  8. Смирнов А.В. Жизнь болот. — М.: Колос, 1973.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществить

Программа по биологии В.В. Пасечника и др. предусматривает в 9 классе проведение экскурсии в БГЦ. Проводить её целесообразно весной при изучении темы «Экосистемный уровень».

Экскурсия на болото позволяет не только изучить структуру экосистемы, видовое многообразие, но и дает возможность сравнения биотопа и биоценоза леса и верхового болота. Здесь можно проследить комплекс признаков ксероморфности растений, познакомиться с жизненной формой – кустарнички, сравнить лианы тропиков и севера, показать зависимость условий произрастания болотных растений от доминирующего вида – сфагнума.

Показ презентации может предшествовать экскурсии или позволить совершить виртуальную экскурсию, если в данной местности болото расположено далеко от школы.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Данной экскурсии предшествовала экскурсия «Среда жизни и её обитатели» на пресноводный водоём (стоячее озеро), а продолжит — урок «Экологическая сукцессия, её значение». Смена экосистем будет рассмотрена в логической последовательности: сосновый лес → заболоченный лес → верховое болото; река → старичное озеро → низинное болото. Учащиеся составляют пищевые цепи, используя фактический материал экскурсий, учатся определять экологические группы растений по отношению к воде: гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.

13

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector