Урок для 9 класса по теме: «Размножение организмов. Бесполое размножение»

Урок по биологии 9 класс

Тема: Размножение организмов. Бесполое размножение.

Цель: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.

Задачи урока:

  1. образовательная – охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов; расширить и углубить знания о бесполом размножении (способы бесполого размножения и его практическое значение в природе и жизнедеятельности человека);

  2. развивающая – продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное и формулировать выводы;

  3. воспитательная – формировать научное и практическое мировоззрение у учащихся для применения этих знаний в практике.

Новые знания: амитоз, клонирование

Опорные знания: митоз, спорообразование, почкование, вегетативное размножение.

Формы проведения урока: урок

Методы проведения урока: проблемный, частично –поисковый.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, разноуровневые карточки-задания, черенок смородины, комнатные растения (бриофиллум, хлорофитум, сенполия), чеснок, клубень картофеля.

Междисциплинарные связи:

ботаника – зоология — генетика

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

2

Организационный момент

  • приветствие

  • подготовка аудитории к работе

  • наличие учащихся

Отвечают на приветствие

1мин

1.Актуализация опорных знаний

— Ребята у нас сегодня необычный урок. Прежде чем начать урок ответим на некоторые вопросы:

— Назовите главные свойства живого?

— Да, благодаря размножению организмы количественно увеличиваются и распространяются на планете Земля.

— Вспомните, что называется размножением, и какие формы размножения вы знаете?

— Правильно, размножение – это одно из фундаментальных свойств живого. В основе которого лежит деление и рост клеток.

2. Мотивация учебной деятельности школьников

— Формы размножения, как вы отметили, это бесполое и половое.

Вспомните определение бесполого и полового размножения.

— Молодцы.

— Почему бесполое размножение обеспечивает постоянство набора хромосом в поколениях? На этот вопрос мы получим ответ после изучения новой темы.

Отвечают на вопросы учителя.

Обмен веществ, дыхание, питание, размножение.

Размножение – это воспроизведение себе подобного. (слайд №1)

Размножение, при котором участвует только одна родительская особь, называется бесполым размножением.

При половом размножении участвуют две родительские особи. (слайд №2)

2 мин

2мин

4мин

3мин

12 мин

3.Сообщение темы, цели урока

— Тема нашего урока «Бесполое размножение», сегодня мы вспомним об особенностях и способах бесполого размножения.

— Бесполое размножение – это способ размножения организмов, при котором начало новым особям дает одна или несколько соматических клеток материнского организма (объяснение слова соматические). Бесполое размножение в ходе эволюции возникло очень рано. В основе его лежит деление клетки путем митоза. Благодаря митозу поддерживается постоянство числа хромосом в клеточных поколениях, т.е. дочерние клетки получают такую же генетическую информацию, которая содержится в ядре материнской клетки.

4. Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала.

— В природе существуют одноклеточные и многоклеточные организмы. Многие из них размножаются бесполым путем (бактерия, инфузория туфелька, гидра, дрожжи, грибы, папоротник)

— Подумайте, какими способами размножаются эти организмы?

Правильно. Таким образом, бесполое размножение имеет много способов: деление клетки, спорообразование, почкование и вегетативное размножение.

5. Осмысление внутренних закономерностей, связей между изучаемыми предметами в процессе мыслительной работы и выполнения познавательных заданий.

— Рассмотрим более подробно процесс бесполого размножения у различных организмов. Работая с текстом учебника и таблицей, вам нужно привести примеры организмов и записать их в таблицу.

Слушают объяснения учителя.

Записывают тему и определение бесполого размножения

(слайд № 3)

Смотрят слайд № 4

Бактерия — делением клетки, инфузория — делением клетки и половым путем, грибы и папоротники – спорами, дрожжи – почкованием, гидра — почкованием и половым путем, растения – вегетативным и половым путем.

Учащиеся самостоятельно изучают таблицу, и работая с учебником заполняют 3 графу

Таблица №1

Способы бесполого размножения

Способ размножения

Особенности размножения

Примеры организмов

1. Деление клетки надвое

Тело исходной (родительской) клетки делится митозом на две части, каждый из которых дает начало новым полноценным клеткам

Одноклеточные организмы бактерии, амеба

2. Множественное деление клетки

Тело исходной клетки делится митотически на несколько частей, каждое из которых становится новой клеткой.

Одноклеточные организмы

малярийный плазмодий, хлорелла, хламидомонада

3. Почкование

На материнской клетке сначала формируется бугорок, содержащий ядро. Почка растет, достигает размера материнской, отделяется.

Дрожжи, гидра, сосущая инфузория

4.Спорообразование

Спора – особая клетка, покрыта плотной оболочкой, защищающей от внешних воздействий

Грибы, мхи, папоротники, плауны, многоклеточные водоросли

5.Вегетативное размножение:

Увеличение числа особей данного вида происходит путем отделения жизнеспособных частей вегетативного тела организма растения

Растения

а) у растений

Образование почек, стеблевых и корневых клубней, луковиц, корневищ, листьев, стеблей

Лилейные, пасленовые, крыжовник, смородина, земляника

б) у животных

Упорядоченное и неупорядоченное деление

Кишечнополостные (гидра, полипы), морские звезды, плоские и кольчатые черви

Вначале идет совместное заполнение таблицы, затем учащиеся переходят к самостоятельному ее заполнению, используя материал учебника с.84-85. Третья графа заполняется учащимися.

1

2

— Изучив и заполнив таблицу, к какому выводу вы пришли?

— Чем отличается вегетативное размножение от спорообразования, деления клеток, почкования?

— Эти способы бесполого размножения жизнь начинают из одной клетки, а вегетативное размножение из клеток частей тела многоклеточного организма.

И вегетативное размножение имеет разные способы. Например, размножение черенками.

— Что такое черенок? Кто даст ответ?

Черенок – это часть стебля с почками длинной 15-20 см. Черенки бывают стеблевые и корневые (смородина, хрен).

6. Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний

— Продолжите перечисление способов вегетативного размножения в виде самостоятельной работы.

Обсуждение результатов работы с таблицей и формулировка выводов.

Способов бесполого размножения очень много и они разнообразны.

Бесполое размножение широко распространено в природе. Показ слайдов №5-9 .

Вегетативное размножение – это размножение частями многоклеточного организма. Например, растения размножаются корнями, побегами. (слайды №10-11)

Ответа нет

Заполняют таблицу с данными примерами: бриофиллум (калонхоэ), смородина, сенполия (фиалка), картофель, чеснок, ирис, ландыш, земляника, хлорофитум, крыжовник.

3мин

3мин

3мин

Таблица №2

Вегетативное размножение растений

Способы вегетативного размножения

Примеры растений

1.

Бриофуллум (калонхоэ)

2.

Смородина

3.

Сенполия (фиалка)

4.

Картофель

5.

Чеснок

6.

Ирис, ландыш

7.

Земляника, хлорофитум

8.

Крыжовник

Учащиеся заполняют первую часть таблицы, используя учебник на стр. 86

Ответы: 1-выводковые почки, 2 — черенок, 3-лист, 4 – клубень, 5 – луковица, 6 – корневище, 7 – усы, 8- отводки.

1

2

— Широко используется бесполое размножение в практической деятельности человека. Например, в сельском хозяйстве для размножения растений с набором признаков, полезных для человека активно применяется черенкование плодовых деревьев и кустарников, клубнями картофеля, усами – землянику и другие культуры. Это очень выгодно, так как за короткое время можно умножить количество полезных растений и получить урожай овощей и плодов.

— Ученые изучают механизмы размножения для того, чтобы управлять ими. Используя клеточные культуры, вначале размножают клетки с нужной наследственной информацией, а затем выращивают из них целое растение. Например, из корнеплода моркови берут клетку. Из этой клетки выращивают клеточную культуру моркови в питательной среде. Из этой клеточной культуры отделяют клетки. Выращивают зародыш и полученное растение высаживают в грунт. Таким путем был выведен безвирусный картофель. Следовательно, это растение является клоном, так как оно произошло от одного клубня путем бесполого размножения.

Слушают учителя и смотрят и проверяют правильное написание ответов

7мин

7. Подведение итогов урока

Подведем итог урока.

Почему при всем разнообразии способов вегетативного размножения новые организмы в точности повторяют генотип материнского организма?

— Какой цитологический процесс приводит к тому, что бесполое размножение не сопровождается повышением генетического разнообразия?

Отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы.

Вывод урока:

1. При бесполом размножении новые особи образуются из одной или нескольких клеток материнского организма путем митотических делений. Т.о. их клетки получают ту же самую наследственную информацию, которая содержалась в клетках материнского организма.

2. Следовательно, новые организмы, возникшие бесполым путем, генетически являются точными копиями материнского.

(слайд №12)

4мин

8. Домашнее задание.

Параграф 3.1 ответить на вопросы с.86

Записывают домашнее задание

1мин

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector