Урок для 7 класса по теме: «Эволюция кровеносной системы»

Е.А. Ладонникова – учитель биологии

МКОУ «Кондровская средняя общеобразовательная школы №4».

Представляю урок изучения нового материала «Эволюция кровеносной системы» по учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7класс», предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологии, созданный на основе программы под руководством В.В.Пасечника.

Урок соответствует принципам личностно-ориентированного обучения, используется метод ОК и ОС, разработанный В.М.Шаталовым, ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшулера, информационно-коммуникативные технологии.

Урок по технологии личностно-ориентированного обучения.

Урок-изучение нового материала по теме:

«Эволюция строения и функций органов и их систем»

«Кровеносная система. Кровообращение.»

Цели:

— дать представления о строении кровеносной системе и функциях органов кровообращения, значении кровообращения;

-сформировать представление об эволюции кровеносный системы и её органов, её усложнении разных систематических группах;

— продолжить формирование знаний об эволюции строения и функциях органов и их систем;

-развивать общие способности (логическое мышление, систематизировать, обобщать, устанавливать связи, умение анализировать и делать выводы);

— развивать познавательную активность, задуматься над его внутренней сутью;

— развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле;

-воспитывать культуру умственного труда;

— продолжить воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдения дисциплинарных установок.

Оборудование и оформление:

на доске(магнитная доска): тема, девиз: «Есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и ещё больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно… А.И.Герцен», опорные сигналы, модели эволюционных групп животных; модели кровеносных систем, термины;

таблицы: «Кровеносная система. Тип Хордовые»

раздаточный материал: конверты с моделями эволюционных групп животных и кровеносных систем, инструктивные карточки, зоологические тренажёры, задания для групп;

электронные наглядные пособия: «Биология 6-9кл — 1 СД for Windows»

Поочерёдно вывешиваются термины, ОС, модели.

ТСО:

мультимедиа-проектор, компьютер, экран

Ход урока:

Оргмомент,

настрой на урок,

актуализация темы (Стадия вызова) создание эмоционального настроения учащихся, формирование интереса к уроку, постановка учебной задачи.

На доске эпиграф:

«Есть бездна вещей, которых мы просто не знаем,

и ещё больше таких, которые знаем дурно,

бессвязно, отрывочно, даже ложно…» А.И.Герцен

Вступительное слово учителя

— Эти слова, я выбрала неслучайно, сегодня на уроке, вы узнаете много нового и интересного.

Вывод на тему

— Какую общую тему вы изучаете?

(Эволюция строение и функций органов и их систем)

— Что такое эволюция? (Это историческое развитие животного мира)

Эволюция – это историческое развитие.

При изучение многообразия животного мира, перед вами разворачивалась картина постепенного развития животных от низших к высшим, они становились всё более сложными по строению, образу жизни, поведению. Вместе с совершенствованием их строения развивались и функции тканей, органов, систем органов, организма в целом.

(демонстрация эволюционного дерева — родословная жив. мира)

— Эволюцию, каких органов и систем органов вы изучили? (Покровы тела, опроно-двигательная система, способы передвижения, органы дыхания, органы пищеварения)

— Какую функцию выполняет дыхательная система? (доставка кислорода клеткам, осуществления газообмена)

— Какую функцию выполняет пищеварительная система? (поступление и переваривание питательных веществ необходимых для роста и развития, являющихся источником энергии)

-(Знаете ли вы как доставляется пит. вещ. и кислород к тканям и клеткам?)

-Скажите, с помощью чего и как получают питательные вещ. и кислород клетки и ткани организма? (с помощью кровеносной системы, крови)

А изучали ли вы ли строение кровеносной системы, и как происходило её историческое развитие?

(Да, действительно, при изучении групп животных вы знакомились с общими признаками)

-Какова тема урока? (Кровеносная система. Эволюция кровеносной системы)

Записываю на доске, уч-ся в тетради.

Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке вы узнаете, каково строение кровеносной системы,

каким образом доставляется пит.вещ. и кислород, а также проследим за тем как усложнение в организме животных влияло на изменения в усложнение кровеносной системе, т. е. познакомитесь с эволюцией кр.системе.

Создание положительного самоопределения в деятельности на уроке (программирование на успех)

-По изучению новой темы любой из вас может заработать отметку, и возможно не одну, лимита на отметки нет.

Изучение нового материала,

отработка умений и навыков

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рассказ о животных, которые не имеют кровеносной системы.

— Каждая клетка организма выполняет определённую работу и нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в удалении продуктов обмена. Все эти процессы осуществляются через кровеносную систему, омывая клетки тканей и органов, кровь приносит к ним кислород и пит. вещ-ва, забирая продукты обмена. Кроме этого кровь переносит вещ-ва, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность организма.

Далеко не у всех животных есть кровеносная система. Выясните, какие животные не имеют кровеносной системы и почему? Найдите ответ в параграфе 41, стр.215, абзац 1

Спрашиваю нескольких: — Итак, какие животные не имеют кр.системы? (Простейшие, губки, кишечнополостные, плоские черви с d=.до 1мм, т.к.процессы жизнедеятельности каждая клетка в организме осуществляет самостоятельно)

Совершенно верно.

Работа с терминами (на доске-записи, схемы, ОС)

— С увеличением размеров и сложности строения организма увеличивается и расстояние, которое приходится преодолевать веществам в организме. В связи с этим появляется транспортная система, в которой вещества переносятся с током жидкости. Такой системой большинства организмов яв-ся кровеносная. Она состоит из сердца и кровеносных сосудов (ОС – вывешиваю на доску).

Сосуды, несущие кровь от сердца, называются артериями, самая крупная артерия называется аортой (вывешиваю опору, термин, рисую схему), а к сердцу – венами (вывешиваю опору, термин, рисую схему) Между ними располагаются многочисленные сосуды с очень тонкими стенками – капилляры. (Термины на доску, схемы)

Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды, с очень тонкими стенками запишите в тетрадь — проговорите термины своему товарищу по парте.

-Впервые кр.система в примитивном виде появляется у кольчатых червей (модель-показ). Она образована спинным и брюшным кр.сосудами, соединенными между собой кольцевыми сосудами. Кровь движется по спинному сосуду к головному концу, а по брюшному — к хвостовому. Кровь постоянно находится в кр.сосудах и не изливается в полость. Такая кр.система называется замкнутой. (ОС,термины на доску, схемы)

Кровеносная система моллюсков и членистоногих незамкнутая. (модель-показ) Кровь выливается в специальную полость тела, непосредственно омывает внутренние органы. а затем снова собирается в сосуды. — Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу.

— У всех хордовых, начиная с ланцетника, кровеносная система замкнутая. У ланцетника сердце отсутствует.

Давайте проследим, каким образом изменялась кр.система хордовых с усложнением организма.

Ланцетник.

  1. – Внимательно посмотрите слад и выделите, каким цветом показано на слайде кровь богатая кислородом? Каким цветом показано на слайде кровь насыщенная углекислым газом?

— Итак, кровь, насыщенная кислородом называются артериальной,

Кровь насыщенная углекислым газом – венозной. (термины, схема) Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу.

-Кровеносная система позвоночных животных в дальнейшем усложняется. Так у рыб, система замкнутых кровеносных сосудов,

образует круг кровообращения (показ на модели).

Сердце рыб двухкамерное. (ОС)

Рыбы

  1. – Выясните, как называются камеры сердца рыб?

( ОС, термины, схема – стрелками) Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу

Земноводные

-У земноводных и пресмыкающихся происходит дальнейшее усложнение кровеносной системы. В связи с наземном образом жизни у них появляются легкие. Сердце у земноводных трёхкамерное: два предсердия и желудочек и два круга кругообращения: большой и малый. (ОС)- показ на модели

Просмотр слайда

3. – Какая кровь поступает к тканям и клеткам Земноводных из сердца? (смешанная)

-Как называется круг кровообращения, который связан с легкими? (малый)

— Что происходит с кровью в легких? (отдаёт углекислый газ, насыщается кислородом, становится артериальной)

Пресмыкающиеся.

4. -А в чём усложнение сердца у пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Найдите ответ в тексте стр.216, третий абзац сверху. Расскажите об этом своему товарищу.

В ходе обсуждения вывешиваю ОС – сердце с неполной перегородкой.

Птицы и млекопитающие.

У птиц и у млекопитающих кровеносная система тоже замкнутая и так же существует два кругообращения.(модели) Сердце четырёхкамерное (ОС) два предсердия два желудочка.

— Мы знаем, что малый круг кровообращения проходит через легкие и кровь становится артериальной, а к тканям и клеткам кровь поступает по большому кругу кровообращения. (работа с таблицей)

5.- Проследите, движение крови по большому кругу кровообращения у млекопитающих.

-А теперь, работаем в парах используя материал учебника стр.216, последний абзац, вставьте в предложенный текст пропущенные слова. Кто первый выполнить, может записать на доске в столбик пропущенные слова.

У птиц и млекопитающих сердце четырёхкамерное и состоит из двух предсердий и двух желудочков.

Кровеносные сосуды …………….. круга кровообращения начинаются с левого желудочка. По ним течёт ………… кровь. Она собирается в ……….. и впадает в правое предсердие. Кровеносные сосуды малого круга кровообращения начинаются от …………….. желудочка и сообщаются с легкими. В них кровь становится артериальной и возвращается в …………. предсердие.

Проверка по тесту в презентации. (слайд №1)

— Итак, ребята, практически у всех животных имеется специальная система для транспорта и распределения веществ в организме. По мере усложнения строения самого животного, происходило усложнение и кровеносной системы.

Откройте учебник стр.217. Рассмотрите рис. 163, 164. выполните задание по инструктивной карточке.

Задание с учебником, работа в парах

Инструктивная карточка

1.Рассмотрите рис. 163., стр.217 выделите:

-У каких животных незамкнутая система кровообращения?

2.Рассмотрите рис. 164., стр.217 выделите:

3.Расскажите друг другу:

-У каких животных замкнутая система кровообращения?

-Как происходит усложнение в строении сердца?

-Как происходит усложнение кругов кровообращения?

(контроль за деятельность уч-ся)

— У вас на партах в конверте №2 найдите модели жив. и их кр. систем. Соотнесите изображение животного с типом кровеносной системы, наложив друг на друга. Работаем в парах.

Хожу и проверяю

— Молодцы, все справились с заданием.

Слушание.

Индивидуальная

работа с учебником

Слушание

Отвечают на вопросы учителя. Заполняет опорные схемы

Работа в тетради

Каждый термин проговорить соседу (парная)

Работа в тетради

Каждый термин проговорить соседу (парная)

Работа в тетради

Каждый термин проговорить соседу (парная)

Работа в тетради

Каждый термин проговорить соседу (парная)

Индивидуально-парная работа

Индивидуально-парная работа

-Парная работа (возможно групповая)

Парная

Ответы на вопросы,

включение в деятельность на построение моделей кровеносных систем

Закрепление

Обобщение

(если осталось время) Игра «Кто быстрее» — три ряда получают листочки, на которых указано количество камер сердца. Учащимся нужно записать на листочках пример животного с таким количеством камер в сердце (не повторяясь) и передать его по ряду назад.

— Итак, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного, пополнили свой багаж знаний, чтобы убедится в том , что наши знания прочные, выполним ещё одно задание.

Тест одного урока (на термины, усложнение кровеносной системы разных групп животных)

На сладе (слайд № 2) слово «невежество» — Что означает это слово? (темнота, незнание)

— Сейчас мы будем искоренять невежество не только на доске, но и в наших умах. (Программированный опрос) — (работа с мультимедиа-проектором) выбрать правильный ответ. В конверте цветные сигналы – поднимать в соответствии с правильным ответом. (А- красный, Б – голубой, В – жёлтый). Убираю по одной букве, открываются цветовые сигналы – проверяют.

Программированный тест: Н Е В Е Ж Е С Т В О

1. Какую функцию выполняет кровеносная система?

А — обеспечивает ткани и клетки питательными веществами;

Б — обеспечивает ткани и клетки кислородом

В — обеспечивает ткани и клетки питательными веществами и кислородом, а также удаляет продукты распада.

2. У каких животных нет кровеносной системы?

А – у членистоногих;

Б – у простейших и кишечнополостных;

В – у хордовых.

3. По каким сосудам кровь идёт от сердца?

А — по артериям;

Б – только по капиллярам;

В — по венам;

4. По каким сосудам кровь идёт к сердцу?

А — по артериям;

Б – только по капиллярам.

В — по венам;

5. Как называют кровеносную систему, где кровь выливается в специальную полость тела, непосредственно омывает внутренние органы. а затем снова собирается в сосуды.

А — незамкнутая;

Б — замкнутая;

В – нет определённого названия

6. Как называют кровеносную систему, где кровь постоянно находится в кр.сосудах и не изливается в полость.

А- незамкнутая;

Б-– нет определённого названия;

В – замкнутая;

7.Как называют кровь, насыщенную кислородом?

А — смешанной;

Б – артериальной;

В – венозной.

8. Сколько кругов кровообращения в кровеносной системе Земноводных?

А- 1;

Б- 3;

В— 2.

9. Какое усложнение в строение сердца имеют Пресмыкающиеся по сравнению с Земноводными?

А – все имеют трёхкамерное сердце;

Б — имеют трёхкамерное сердце с неполной перегородкой;

В – все имеют четырёхкамерное сердце.

10.Как шла эволюция кровеносной системы?

А — по пути создания высокоорганизованной кровеносной системы;

Б — по пути упрощения кровеносной системы;

В – по пути, который не зависит от усложнения организма.

-Поднимите руку, кто не ошибся ни разу? (Молодцы)

— Кто ошибся один-два раза? (Неплохо, дома обратите, внимание на эти вопросы)

— Кто больше? (Вам надо обстоятельно проработать параграф)

Домашнее задание

— Дома, с помощь параграфа № 41, записей в тетради заполните таблицу (слайд №3):

Что я знал о кровеносной системе животных и её эволюции

Что я узнал нового

Что я ещё хотел бы узнать

По желанию: представите, что произойдёт с лягушкой, если у неё будет четырехкамерное сердце? Задание можно представить в любом виде: составить научную статью, сочинить сказку, нарисовать рисунок и т.п.

Оценка деятельности

и выставление отметок

-Что вы узнали?

-Что движется по сосудам?

-Какова роль и состав крови? Вы знаете?

Об этом вы узнаете на следующем уроке.

-Вы все сегодня поработали очень хорошо. Посмотрите, сколько новых терминов и понятий вы узнали. За это я хочу поощрить вас гематогеном — препаратом, который повышает умственную активность человека, чтобы вы работали также активно и на последующих уроках по другим предметам.

А как связан гематоген и умственная активность, как связаны особенности состава и функции крови вы узнаете на следующем уроке, со своим учителем. Выставление отметок.

7

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector