Урок для 6 класса по теме: «Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр»

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема: Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр

Цель: показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу, познакомить учащихся с анималисти­ческим жанром искусства.

Задача: Рассмотреть анималистический жанр как вид изобразительного искусства и отношение человека и животного. Закрепить тему. Провести практическую работу.

Материал: любые графические или живописные средства.

Зрительный ряд: Е.И. Чарушин. Иллюстрации.

Л. Дюрер. Носорог. Сфинкс.

В. Серов. Иллюстрация к басне Крылова «Квартет».

В. Ватагин. Пума.

Домашнее задание: выполнить наброски домашних животных в различном эмоциональном состоянии.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Примечание

I организацион-ный момент

IIСообщение новых знаний

Здравствуйте, ребята!садитесь!

Тема сегодняшнего урока: Анималистический жанр.

I.           Древний жанр.

— Вспомните, пожалуйста, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки?

Как вы считаете, почему именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире?

— Думаю, что не только эмоции воплощались в рисунки древних охотников. Животное — это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из их шкур делали

одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром и зависит от него.

В процесс эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

— Вспомните, какие изображения животных нам оставил древний мир.

— В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс — олицетворение единства животного и человека. В ассирийской культуре образ крылатого быка с головой человека, в греческой — кентавра. Кошка символизировала мудрость и грацию, лев — силу и ярость.

Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появился отдельный жанр, который получил название анималистический.

Целая плеяда художников-анималистов воспевает удивительный мир живой природы. Животные в произведениях В.А. Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска и многое другое).

Эта аналогия между чертами лица людей и мордами животных, между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими.

Не случайно художник Е. Рачев широко использует этот прием при создании сказочных или сатирических образов.

Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Очень часто мы видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором.

— Вспомните эти произведения и образы животных

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка».

Художник придал героям-животным черты, свойственные людям.

Большой советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня.

Художник писал: «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…»

Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас дома есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками.

Изобразить животное с натуры очень трудно. Кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художник должен долго наблюдать за ними

У каждого животного свой характер. Те, у кого они есть дома, могут наверняка назвать несколько качеств своих питомцев, вспомнить интересные случаи, связанные с ними, смешные истории.

(Русские сказки. Лиса — хитрая, изворотливая, заяц -трусливый, медведь — строгий, но справедливый.Басни Крылова: ворона — глупая, доверчивая,обезьяна -хвастливая, вертлявая, медведь — неуклюжий, неловкий.)

III.Практическая

работа.

1.          Написать сочинение-эссе о своем домашнем питомце.

2.          Описать понравившееся животное и объяснить, почему именно его выбрали.

3.          Изобразить выбранное животное.

Итак, все готово? Отлично!

Сдаем свои работы.

Спасибо за урок. До свидания.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *