Урок для 5 класса по теме: «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла»

Урок в 5 классе.

Тема урока: Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Цель урока:

  1. Расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли художника в преобразовании этого мира.

  2. Познакомить учащихся с искусством росписи жостовских подносов.

Задачи урока:

    • Знакомство с историей появления жостовских подносов, раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.

    • Развитие у учеников навыков кистевого письма, свободного владения кистью и гуашевыми красками при выполнении цветочной композиции.

    • Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

    • Воспитание интереса и любви к народному искусству, эмоциональную отзывчивость. Видеть и ценить труд художников, создающих неповторимые образцы жостовских подносов.

Оборудование и материалы:

для учителя компьютер, проектор (для демонстрации презентации), гуашь, кисти, бумага;

для учащихся — гуашь, кисти (мелкие и крупные), баночки для воды, ножницы, клей ПВА.

Ход урока

1. Орг. Момент. Организация посадочных мест по группам. Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

2. Объяснение нового материала.

Слайд 1. Но прежде чем перейти к изучению нового материала, проверим свои знания художественных промыслов, которые мы уже изучили на предыдущих уроках.

Слайд 3. Дымковская игрушка.

Слайд 4. Хохлома

Слайд 5. Гжель.

Слайд 6. Городецкая роспись.

Слайд 7. Матрёшка.

Молодцы! Вы хорошо знаете промыслы России.

Слайд 8. Есть ещё один удивительный промысел в России.

Слайд 9. Ребята, тема нашего урока: «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла». В начале 19 века в деревне Жостово, возник промысел по производству расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вешняковыми. Жостовские подносы изготавливают из тонкой кровельной стали.

Слайд 10. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печах при t 90. Покрытие производится трижды, после чего поверхность подноса приобретает блеск.

Слайд 11, 12. Вот теперь поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив — цветочный букет на черном фоне.

Слайд 13. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины.

Слайд 14, 15, 16 Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики.

«Цветы»

Вот фиалка, вот тюльпаны,
Георгины, розы, астры.
Вот и лилии, пионы,
Колокольчики и маки.
Васильки, сирень, жасмин —
Все вошли в букет один.
А букет красив, душист!
От цветов и воздух чист.

Слайд.17, 18, 19 Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым.

Слайд 20. Рядом с цветами можно увидеть пейзажи.

Слайд 21, 22. Фрукты.

Слайд 23. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции:

«Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», «Венок», «Полувенок».

Слайд 24. Композицию определяет форма подносов:

  • Круглые

  • Прямоугольные

  • Треугольные

  • Овальные

  • Фестончатые

  • Восьмиугольные

  • Гитарные.

Слайды 25-34. Этапы росписи жостовского подноса:

  1. Замалёвок.

  2. Тенёжка.

  3. Прокладка

  4. Бликовка.

  5. Чертёжка

  6. Привязка.

  7. Уборка.

Слайды 35-45: Ребята, а теперь давайте посмотрим, как создаются неповторимые по красоте и богатству росписи жостовских подносов.

Сегодня мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере жостовских мастеров.

3.Показ на доске. Учитель берёт в руки кисть и показывает процесс рисования розы, ромашки, незабудки, тюльпана. Начнём с розы – королевы цветов. В жостовских подносах она всегда в центре.

Учитель: — Нарисованные сегодня цветы вы наклеите на картонные заготовки, разной формы и цвета.. (Первая группа- поднос черного цвета, вторая — зеленого, третья- красного). Цветы наклеиваются на подносы в разные композиционные схемы: Первая группа составит «букет собранный», вторая группа — «венок», третья группа составит композицию «ветка с угла». Затем выполняется привязка – прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап – выполнение уборки, украшение края подноса золотой (жёлтой) краской. По окончании работы, когда поднос будет готов вы должны представить его нам, памятка для представления лежит на ваших столах.

4.Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. А лист нужно поворачивать вокруг его оси так, чтобы рука с кисточкой всегда находилась в удобном положении.

В ходе работы учитель корректирует работу в группах.

5. Представление работ.

Памятка для представления работы.

В каком виде росписи выполнена работа?

В чём особенности жостовской росписи?

Какие средства выражения вы использовали?

Какова цветовая палитра на подносе?

Какие цветы вы изобразили?

6. Подведение итогов урока.

Анализ и оценка коллективных работ. 

            Вопросы для обсуждения:

Какие работы понравились?

Какими средствами передано настроение?

Что бы вы добавили, чтобы работа стала более выразительной?

Что такое «привязка»? Что к чему привязывают и каким образом?

От какого слова происходит термин «уборка»?

Как можно украсить дом подносом?

В конце урока организуется выставка «Жостовские подносы». Ребята украшают класс.

Учитель: — Спасибо за урок! До свидания!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector