Урок для 5-6 классов по теме: «Хранитель домашнего очага – домовой»

Лебедева Наталья Ивановна

Учитель технологии

МБОУ Гимназия №1 им. А.С. Пушкина г. Южно-Сахалинска

Хранитель домашнего очага – домовой. (5-6 класс)

Цель занятия: дать представление о хранителе очага у славян, об оберегах, ознакомить со значениями символов оберегов. Выполнить основные детали домового. Ознакомить учащихся с последовательность изготовления домового.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить с оберегами, со значениями символов оберегов;

  • Ознакомить с верованиями славян, связанных с жилищем.

Развивающие:

  • Развивать умение самокритично относиться к выполненной работе;

  • Приобретать навыки самоконтроля в процессе её выполнения;

  • Развивать понимание необходимости технологической последовательности изготовления изделия;

  • Развивать способность применять полученные знания в творческой деятельности;

  • Развивать умения логически мыслить;

  • Развивать общеучебные умения, наглядно-образное мышление, память, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места;

  • Развивать эстетический вкус и творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы;

  • Творческое отношение к труду;

  • Культуру труда;

  • Коллективизм, чувство взаимопомощи, усидчивость;

  • Ответственность за свою работу;

  • Художественный вкус;

  • Стремление доводить свою работу до конца;

  • Воспитывать интерес к русской культуре.

Тип занятия: комбинированный (соединение элементов теоретического и практического занятий).

Наглядность, оборудование занятия:

  • Компьютер;

  • Картон, линейка, карандаш, ножницы, клей, ткань, нитка с иголкой, нитки шерстяные, верёвка, глазки, синтепон или поролон, символы оберегов, миллиметровая бумага.

Методы и формы обучения:

  • Игра;

  • Объяснительно-иллюстративный инструктаж;

  • Демонстрация презентации.

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство, технология.

Структура занятия

1.Организационная часть.

Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня на занятии в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы.

2. Сообщение темы и задач занятия.

— Девочки, давайте посмотрим, что перед нами находится? Слайд 1

— Давайте соберём мозаику.

— Что вы видите на картинке?

— А почему он сидит на печке?

— Тема нашего занятия: Хранитель домашнего очага – домовой. Слайд 2

— Сегодня поговорим о домовом, об оберегах, познакомимся со значениями оберегов, с последовательностью изготовления мягкой игрушки «Домовой» и изготовим её.

3. Изучение нового материала

— Послушайте, стихотворение великого русского поэта А.С. Пушкина:

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей,
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги,
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робость полуношного вора,
И от недружественного взора
Счастливый домик Сохрани!

— С какими просьбами люди обращались к домовому?

— Что вы знаете о домовом?

Учитель дополнят рассказ учащихся следующей информацией:

В каждой крестьянской семье домовой считался покровителем и хранителем очага. Иногда он появлялся в образе маленького сухонького старичка с седыми всклокоченными волосами на голове и свалявшейся бородой. Считалось, что он любит полакомиться кашей и вздремнуть на печи. Люди старались поддерживать с ним хорошие отношения. Если семья была дружная, трудолюбивая и жила с ним в ладу и согласии, домовой старался предостеречь её от грядущих несчастий. Если домовому что-то не нравилось, он начинал проказничать. Если, к примеру, нерадивая хозяйка не соизволила привести избу в порядок ( не подмела пол или не вымыла посуду), разгневанный домовой мог сорвать с неё ночью одеяло или сбросить неряху с кровати. Чистоплотной и аккуратной стряпухе он незримо помогал раздувать в печи уголья или же высекать огонь с помощью огнива. Если домочадцы без конца ссорились, то домовой начинал швырять из печи горящие дрова, бить горшки. Людям любившим перемывать косточки, домовой насылал типун на язык.

— Что такое типун?

Типун – болезненный прыщик, который мешал говорить и есть.

В избе, где стояла печь, ругаться считалось большим грехом.

В случае подобных выходок крестьяне старались изменить своё поведение. Чтобы домовой не обиделся и не покинул дом, его задабривали и оказывали всяческие почести. В те дни, когда пекли хлеб, домовому за печку клали специально испечённые крошечные хлебцы. Если переезжали в другой дом, то уважительно приглашали домового на новое место жительства: «Домовой, домовой, пойдём со мной». Переносили домового на хлебной лопате, в старом лапте, в горшке с углями из старой печи.

— А как сейчас мы относимся к домовому?

— Что ещё может уберечь человека от болезней, сглаза, опасностей?

Оберег –магический предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий.

А сейчас посмотрите символику оберегов. Слайд 3

— И сейчас их используют люди, которые хотят защитить себя.

— Мы сегодня на занятии сделаем основные детали домового.

4.Практическая работа

Вводный инструктаж

— Прежде чем приступить к выполнению практической работы необходимо вспомнить правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

Дети говорят правила ТБ:

  • Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы;

  • Лезвия должны быть сомкнуты;

  • Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ногу;

  • Передавать ножницы нужно кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия;

  • Иглы и булавки хранить в игольнице;

  • Нельзя брать иглу и булавки в рот, вкалывать в свою одежду.

Знакомство с технологической последовательностью изготовления деталей домового

— Давайте познакомимся с технологической последовательностью изготовления деталей.

  1. Возьмите картон и начертите на нём прямоугольник со сторонами 7см и 9 см. Вырежьте полученный прямоугольник. Слайд 4(а)

  2. Намотайте на картон нитки. От количества витков будет зависеть пышность бороды. Слайд 4(б)

  3. Снимите с картона нитки, вверху завяжите часть заготовки, выделяя нос. Слайд 4(в)

  4. Нижнюю часть разрезать ножницами и подровнять нитки на нужную длину.

-Наш нос с бородой готовы.

  1. Намотайте на картон нитки. От количества витков будет зависеть

пышность волос. Слайд 5 (а)

  1. Снимите с картона нитки, полученное кольцо перевяжите. И отступив

от места перевязки 2 см, разрежьте нитки. Слайд 5(б, в)

— Волосы готовы.

  1. Отрежьте от верёвки четыре одинаковых отрезка. На концах завяжите

узлы. Слайд 6

  1. Возьмите лоскуток ткани со сторонами 14 см, в цент положите синтепон или поролон, сверху положите один из отрезков верёвки. Слайд 7(а) Поднимите края лоскутка и завяжите их ниткой или тесьмой. Слайд 7(б) Те же самые действия проделайте с другим лоскутком и отрезком верёвки

-Ноги и руки домового готовы. Слайд 7

  1. На бумаге постройте прямоугольник со сторонами 11см и 16 см. Полученную выкройку вырежьте. Нанесите на выкройку припуски на обработку, направление долевой нити. Слайд 8

  2. Наложите выкройку на ткань, сложенную вдвое по долевому сгибу, лицевой стороной внутрь и обведите контур выкройки, отложите припуски на обработку срезов. Слайд 8

  3. Вырежьте деталь.

  4. Стачайте боковой и нижний срезы по линии кроя детали, сделав закрепки в начале и в конце строчки. Прострочите уголки. Слайд 8

Если нет швейной машины, то строчку можно сделать, используя « шов назад иголка».

  1. Выверните заготовку, и обработайте верхний край швом « вподгибку с

открытым срезом» (подворачиваем срез на 1 см и замётываем). Концы

нитки должны быть длиною 10 см. Слайд 9

  1. Наполните полученный мешочек синтепоном.

— Туловище домового готово.

Текущий инструктаж (целевые обходы рабочих мест учащихся)

контроль организации рабочего места;

— правильность выполнения операций;

— соблюдение техники безопасности, правильных приёмов работы;

— индивидуальный инструктаж с учениками, у которых возникли затруднения.

Заключительный инструктаж:

Проверка и оценка того, как справились учащиеся с работой.

5. Практическая работа

Вводный инструктаж

Вспоминаем правила техники безопасности

Знакомство с технологической последовательностью соединения деталей

— Из каких деталей состоит домовой?

Основные детали вы сделали на прошлом занятии, а сейчас вам

необходимо будет соединить их в нужном порядке и сделать своего

домового, усилив его силу оберегами.

— Давайте познакомимся с технологической последовательность

соединения деталей.

  1. Возьмите волосы и вставьте их в отверстие в верхней части туловища.

  2. Затяните верёвку и завяжите узел. Постарайтесь, чтобы концы верёвок

были одинаковой длины. Слайд 9

  1. Расправьте волосы. Отрежьте нитки нужной длины. Слайд 10

  2. Возьмите нос с бородой и приклейте их. Слайд 10

Чтобы правильно приклеить нос с бородой вам необходимо определить

место расположения глаз и место расположения оберегов.

  1. Пришейте или приклейте руки. Слайд 11

  2. Пришейте или приклейте ноги в нижней части туловища. Слайд 11

  3. Приклейте глаза. Глаза можно купить или сделать самостоятельно из цветной бумаги, ткани, плёнки, пуговиц, бисера бусинок. Слайд 12

  4. Выберите, вырежьте и приклейте обереги. Слайд 12

Текущий инструктаж (целевые обходы рабочих мест учащихся)

контроль организации рабочего места;

— правильность выполнения операций;

— соблюдение техники безопасности, правильных приёмов работы;

— индивидуальный инструктаж с учениками, у которых возникли затруднения.

Заключительный инструктаж:

Проверка и оценка того, как справились учащиеся с работой.

Физкультминутка после того как приклеили ноги.

«Бегущие огоньки» (лазерная указка). Дети встаю, и следят за лучом

глазами, поворачивая голову и туловище;

Глазами рисуют разнообразные фигуры (слева – направо и наоборот);

Кончиком носа написать число, месяц, год рождения.

6. Итог работы.

— Вот мы и сделали оберег – Домовёнок. Ни один дом на Руси не обходился без оберегов. 10 февраля у домового был день рождения. Считалось, что в этот день он веселится, проказничает, а унять его можно было щедрым угощеньем и уважением.

Рефлексия

— Интересно ли вам было сегодня работать на занятии?

— Что вы чувствуете, когда держите в руках своего домового?

— Добавьте прилагательное к названию домовёнок.

чувства

прилагательное

радость

хорошенький

доброта

дорогой

защищённость

красивый

спокойствие

смешной

гордость и т.д.

странный и т.д

Источники информации:

1. ru.wikipedia.org

2. http://ilibrary.ru/

3. http://krovhouse.ru/

4. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов: М.

Просвещение, 1990. – 160 с.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *