Урок для 2 класса по теме: «Приход весны. Изготовление птичек из ткани»

Левицкая Ирина Николаевна МБОУ СОШ № 18. им. В.Я. Алексеева г. Сургута

Методическое сопровождение к уроку

«Приход весны. Изготовление птичек из ткани».

Предмет: технология.

Класс: 2

Автор: Левицкая Ирина Николаевна.

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 18 им. В.Я.Алексеева г. Сургута.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: познакомить обучающихся с народным весенним календарём, с некоторыми видами птиц, развивать мелкую моторику при работе с тканью и нитками.

Оборудование и материалы:

для учителя — квадратные лоскуты х/б однотонных или цветных тканей, выкроенные по направлению нитей в ткани, размером 15*15 см (размер деталей можно взять меньше); вата; нитки красного или белого цвета; игла швейная, готовое изделие; картинки с изображением птиц, презентация; образцы поузловой (поэтапной) обработки.

для учащихся — лоскут ткани с бахромой, нитки красного цвета, вата, иголка.

Ход урока:

  1. Организационный момент

приветствие; организация рабочего места; сообщение темы и цели урока.

Отгадайте загадку, она подскажет вам тему сегодняшнего урока:

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

Русский народный календарь богат событиями, которые связаны с птицами. Сегодня мы об этом узнаем. Весна – время пробуждения природы, прилёт птиц.

  1. Знакомство с новым материалом

Ребята, назовите месяца весны (март, апрель, май).

В старину эти весенние месяца называли так:

Март — зимобор, протальник; март ещё называли грачевником, так как именно в этом месяце прилетают грачи.

Апрель — снегогон, цветень;

Май — травник (травень);

3 марта дети кормили птиц выпеченными из овсяной муки пирожками – овсянничками, ведь именно в это время овсянка поёт: «Покинь сани! Покинь сани!». Эти птицы считались вестниками весны.

4 марта – первая Красная горка. В этот день просили Солнце, чтобы оно зазывало перелётных птиц. Пернатых кормили крошками, которые бросали за спину, заманивая весну.

14 марта – день Весновки. Детям делали свистульки, и ребята подражали голосам птиц, свистели.

22 марта – Сороки, по православному календарю день Сорока Севастийских мучеников. По народным приметам, на Сороки сорок птиц прилетают. Говорили: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Птицам крошили печенье на корм. «На Сороки день с ночью меняется». На Сороки пускали с крыш домов самодельных бумажных птичек, водили хороводы, пели песни, играли в игры, рассказывали сказки.

31 марта в деревнях выпускали гусаков и устраивали потеху – гусиные бои.

7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день выпускают птиц на волю, чтобы они возвещали Богу о доброте своих освободителей. На Благовещение «красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт».

7 апреля – Вороний день – древний хантыйский праздник. Ворона для народов ханты была всегда священной и почитаемой птицей. Ворона – символ жизни, вестница весны. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое – затяжная. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу, Ворона прилетела и подарки принесла!» И, действительно, на ветках берёзы висят связки калачей, баранок, символизирующие тёплые весенние солнышки. Смысл праздника заключается в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила тундровиков о наступлении весны.

22 мая – день памяти святителя Николая Чудотворца, по-народному, Николы Вешнего. В этот день справляли праздник кукушек, «крещение кукушки». В образе кукушки у славян воплощалась богиня Жива, дарующая жизнь. Из травы «кукушкины слёзки» девушки плели венок, перевязывали его алой лентой и шли в лес. Там они расстилали на траве платок, клали на него «кукушку», а сами садились в кружок, менялись крестиками и давали обещания в дружбе.

Мы познакомились с весенними праздниками на Руси, а теперь познакомимся с работой, которую будем выполнять.

  1. Знакомство с изделием, обсуждение процесса изготовления.

  • учитель демонстрирует изделие;

  • знакомимся с материалами;

  • просмотр презентации;

  • нитку обрываем во время работы, а не режем, поэтому работаем без ножниц.

  1. Физкультминутка

О чем поют воробушки.

О чем поют воробушки (Шагаем на месте.)

В последний день зимы? (Руки в стороны на пояс.)

Мы выжили! (Хлопаем в ладоши.)

Мы дожили! (Прыжки на месте.)

Мы живы! Живы мы! (Шагаем на месте.)

  1. Практическая работа учащихся

Просмотр пошагово презентации.

Показ трудовых приёмов учителем.

  1. Подведение итогов работы

Ребята, отгадайте загадки:

Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поёт, поёт.

(Жаворонок)

Тает снег, летят грачи,

Всем глаза слепят лучи.

Что звенит, как будто склянка?

Песенку поет … (овсянка)

(П. Смолин)

Подняли всех птичек кверху, изображаем как птички летят. (Дети успевают выполнить 2-3 птички за урок). Птичек скрепляем ниткой и иголкой – получилась небольшая стайка.

Выставление оценок.

  1. Уборка рабочего места.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *