Урок черчения по теме « Прямоугольное проецирование» для 7 класса

Урок черчения по теме

« Прямоугольное проецирование»

7 класс

Вайнер Елена Ивановна, учитель черчения

Тема учебной программы: « Способы проецирования».

Цель урока: создать условия для вырабатывания алгоритма действий при построении проекций предмета.

Задачи урока:

Образовательная: научить учащихся проецированию предмета на три плоскости проекций, познакомить с расположением видов (проекций) и их названиями.

Развивающая: развивать пространственные представления и мышление, познавательный интерес.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к урокам черчения, чувство времени и аккуратность.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы проведения урока: решение проблемной ситуации, объяснение, беседа, упражнения.

Метапредметные связи: геометрия, информатика, технология.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задания: «Проблемная ситуация», «Проецирование на три плоскости», задания для устных упражнений, карточки-задания, учебник, чертежные инструменты ( циркуль, линейка, транспортир, угольник, карандаш).

Время: 45 минут.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущего урока.

  3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

  4. Этап освоения новых знаний и способов действий.

  5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

  6. Этап применения знаний, подведение итогов урока.

  7. Постановка домашнего задания.

 Ход урока:

1. Организационный этап (1-2 мин):

  1.1 Приветствие.

  1.2 Проверка отсутствующих.

  1.3 Проверка готовности к уроку.

2. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущего урока

( 3-5 мин.)

Самая распространенная ошибка в ваших работах – несоответствие увиденного на наглядном изображении и начерченному на плоскости, замена мест расположения видов. На примере одного из вариантов самостоятельной работы, произведем правильное начертание вида.

( Учащиеся выполняют схематичный чертеж одного из видов предмета, у доски работает ученик, который справился с самостоятельной работой без ошибок).

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (5 мин):

  3.1 Решение проблемной ситуации.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с методами проецирования, анализировали геометрические формы предмета (призмы, пирамиды конусы и цилиндры), строили их проекции.

(1слайд) Прежде всего, давайте начнём с небольшого интересного задания. Посмотрите на доску. Вам дан чертёж, состоящий из двух видов, и четыре наглядных изображения. Скажите, к какой из деталей мы можем отнести имеющийся чертёж? (Ответы учащихся).

Обобщение. Вы правы в том, что различные по своей конструкции модели (2-3) проецируются на две плоскости совершенно одинаково. Поэтому при изображении таких деталей пользуются не двумя, а тремя плоскостями проекций.

  3.2 Сообщение темы и цели урока.

 Тема урока: «Прямоугольное проецирование».

К концу урока мы должны научиться проецировать предметы на три плоскости, запомнить названия и расположения проекций.

 3.3 Запись темы урока в рабочую тетрадь.

Откройте рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

 4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (15 мин):

4.1 Показ процесса проецирования предмета на три плоскости проекций.

(2 слайд). Трёхгранный угол.

На следующем слайде вы видите трёхгранный угол. Как вы уже знаете это угол, образованный тремя взаимно-перпендикулярными плоскостями. Фронтальная V, горизонтальная H и профильная W «дубль вэ».

Начертить в тетради три плоскости проекций.

4.2 Построение третьей проекции.

Теперь мы перейдём к построению третьей проекции.

Рассмотрим (3 слайд «Чертёж бруска прямоугольной формы с вырезом»). Чертёж содержит две проекции: фронтальную и горизонтальную. Требуется построить третью профильную проекцию бруска – вид слева. Для построения вида необходимо сначала представить форму изображённой детали, т. е. прочитать чертёж. Сопоставив на чертеже виды, заключаем, что брусок имеет форму параллелепипеда размером 10*35*20 мм. В параллелепипеде сделан вырез прямоугольной формы, его размеры 12*12 мм.

 4 слайд «Построение третьей проекции по заданным размерам»).

1 способ.

  Вспомним, что вид слева помещается на одной высоте с главным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а вторую – на уровне верхнего основания. Эти линии ограничивают размер достраиваемой проекции по высоте. В любом месте между ними проводим вертикальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на профильную плоскость (рис. а).

  От неё вправо отложим размер 20, т. е. ширину бруска, и проведём ещё одну вертикальную линию – проекцию передней грани (рис. б).

  Покажем теперь на виде слева имеющийся в детали вырез. Для этого отложим влево от правой вертикальной линии, которая является проекцией передней грани бруска, 12 мм и проведём ещё одну вертикальную линию (рис. в).

  После этого следует удалить все вспомогательные линии и обвести чертёж.

  Обобщение. Так, используя размеры детали и перенося их с имеющихся видов на достраиваемый, можно построить чертёж детали любой сложности.

 2 способ.

  При построении вида слева можно воспользоваться и графическим приёмом перенесения размеров с имеющегося вида на достраиваемый.

(5 слайд «Построение третьей проекции с использованием графического метода»).

  Для этого в произвольном месте чертежа, примерно на одном уровне с видом сверху и немного правее него, проведём наклонную прямую линию под углом 45º к вертикальной или горизонтальной линии. Эта линия называется вспомогательной прямой (рис. а).

  Перенесём теперь размеры ширины детали и выреза с вида сверху на эту прямую (рис.б).

  Затем из полученных точек проведём вертикальные линии (рис.б) до пересечения с горизонтальными линиями, которые ограничивают размер достраиваемого вида

 по высоте (рис.в). В заключение нужно удалить линии построения и обвести чертёж.

 5. Этап закрепления новых знаний и способов действий (5-6 мин):

5.1 Фронтальное устное упражнение.

(6 слайд «Нахождение видов, соответствующих данному предмету»).

  На рисунки даны расположенные в беспорядке изображения детали, в одном ряду – главные виды, в другом – виды сверху, в третьем – виды слева. Из четырёх изображений в ряду лишь одно соответствует данной детали. Найдите в каждом ряду соответствующий вид.

 (7слайд «По чертежам деталей найдите их наглядные изображения»).

Следующее задание: по чертежам деталей найдите их наглядные изображения. (ответы: 6-А, 5-Б, 4-Г, 3-Д, 2-В, 1-Е)

 5.2 Построение третьей проекции.

(8 слайд «По двум имеющимся видам постройте третий»).

6. Этап применения знаний и способов действий, подведение итогов урока (10 мин)

  6.1 Индивидуальные практические упражнения по карточкам-заданиям.

Задание: не перечерчивая главный вид и вид сверху, построить вид слева.

  6.2 Обобщение основных моментов урока .

  6.3 Оценка работы на уроке.
7. Этап информации о домашнем задании (1-2 мин).

Закончить построение вида сверху по карточкам-заданиям.

Используемый учебно-методический комплект

. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С., Гервер В.А., Селиверстов М.М. Ответственный редактор Гервер В.А. Программа общеобразовательных учреждений «Черчение».-М.:Просвещение, 2004 г.

. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: учебник.-М.:Астрель, 2013 г.

. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Вышнепольский В.И. Черчение. Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д. и др. «Черчение». –М.: Астрель, 2013 г.

. Виноградов В.Н., Василенко Е.А., Альхименок А.А. и др. Словарь-справочник по черчению. М.: Просвещение, 1999 г.

. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» Ботвинникова А.Д. и др. -М.:Астрель.

. Карточки-задания по черчению. Под редакцией Степаковой В.В. – М.:Просвещение, 2004 г.

. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Рабочие тетради №1-№9. М.:Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector