Урок биологии в 9 классе по теме «Бесполое и половое размножение»

Барышникова Е. Н. учитель биологии

МОУ СОШ №1 с. Фёдоровка РБ

9 класс.

Тема: Бесполое и половое размножение

Цель:

Образовательная:

Обобщить знания о размножении в органическом мире, особенностях бесполого и полового размножения, сравнить их и выявить преимущества полового.

Развивающая:

Развить интеллектуальные способности, навыки самообразования, интерес к биологическим знаниям, умения работать в группах малого состава.

Воспитательная:

Формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство ответственности за учебные успехи группы.

Оборудование:

проектор, компьютер, карточки с цифрами от 1 до 11.

Ход урока:

На сегодняшнем уроке мы закрепим свои знания об особенностях и формах размножения в органическом мире. И начнём мы его с повторения основных процессов лежащих в размножении организмов.

— Нужно рассказать о том, что такое митоз, охарактеризовать его фазы и в чём его биологическое значение?

/отвечают 2 ученика, задают дополнительные вопросы сами ученики, оценить ответ/

— Теперь вспомним что такое мейоз, его фазы и его биологическое значение

/отвечают 2 ученика, задаются им дополнительные вопросы, оценить ответ/

В дальнейшем свою работу будете оценивать самостоятельно, по ходу урока выставляйте баллы за каждое задание и в конце урока каждый из вас получит оценку.

1.Задание в группах

Получите карточки с вопросами, внимательно прочитайте их, обсудите. Запишите номера вопросов, а против них правильные ответы.

— Вам необходимо вспомнить, что происходит с генетическим материалом в мейозе и митозе и распределить события в соответствии с фазами:

А)

События

Фазы митоза

1.Синтез белков и удвоение хромосом.

а) Профаза

2. Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления

б) Метафаза

3. Образование новых ядер

в) Анафаза

4. Расхождение хромосом к полюсам

г) Телофаза

5. Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны

д) Интерфаза

Ответ: 1-д, 2-б, 3-г, 4-в, 5-а.

Б)

События

Фазы мейоза

1.Перекомбинация генетического материала?

2. Количество хромосом и ДНК равно 2п4с

3.Количество хромосом и ДНК равно 1п2с

4.

Набор хромосом и ДНК в конце 1-го деления

5.

Набор хромосом и ДНК в конце 2-го деления

6.Когда происходит конъюгация и кроссинговер

Ответ:

События

Фазы мейоза

1. перекомбинация генетического материала?

Профаза 1, Анафаза 1, Анафаза 2

2. количество хромосом и ДНК равно 2п4с

Профаза 1,Метафаза 1,

Анафаза 1

3. количество хромосом и ДНК равно 1п2с

Телофаза 1, Профаза 2, Метафаза 2

4 . /1п2с/

Набор хромосом и ДНК в конце 1-го деления

5. /1п1с/

Набор хромосом и ДНК в конце 2-го деления

6. когда происходит конъюгация и кроссинговер

Профаза 1

Теперь заслушаем и проверим ваши ответы. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. /МАХ. 11 БАЛЛОВ/

2 Задание:

— На экране выписаны способы размножения организмов в определённом порядке. Вы имеете набор цифр от 1 до 11. Я буду зачитывать текст, в котором пропущены слова, написанные на доске. По ходу чтения вы находите ответ и показываете цифру, которой он обозначен. За каждый правильный ответ ставите себе 1 балл.

НА ЭКРАНЕ:

1 . Бинарное деление.

2. Шизогония.

3. Фрагментация

4. Почкование.

5. Клонирование.

6. Вегетативное размножение.

7.Полиэмбриония.

8. Спорообразование.

9. Партеногенез.

10. Слияние гамет.

11.Слияние одноклеточных организмов

ТЕКСТ:

Для мхов и папоротников наиболее характерна форма бесполого размножения в виде…(спорообразование) 8. А гидры и дрожжи размножаются…(почкование) 4. Для размножения большинства плодово-ягодных культур используют…(вегетативное размн.) 6. У человека известна естественная форма бесполого размножения. Это…(полиэмбриония) 7. Планарии, иглокожие и кольчатые черви могут размножаться…(фрагментация) 3. Одноклеточные водоросли /хламидомонада/ и простейшие животные, такие как амёба, эвглена зелёная размножаются в результате…(бинарное делен.) 1. А у инфузории-туфельки может происходить и половой процесс, который называется…(слияние одноклеточных организмов) 11. Размножение трипаносом и малярийных плазмодий называется…(шизогония) 2. Искусственный способ бесполого размножения это…(клонирование) 5. Тли, дафнии, одуванчики размножаются в больших количествах в результате…(партеногенеза) 9. А в результате этого размножения каждая особь обладает уникальным генотипом…(слияние гамет) 10.

/МАХ 11 БАЛЛОВ/

3 задание.

В группах вам необходимо обсудить и подготовить устные ответы на вопросы:

Задача 1.

Известно, что во всех клетках человека, кроме половых, имеется по 46 хромосом. В зародыше человека, который развивается после слияния двух половых клеток, хромосом тоже 46, а не 92. Почему?

Задача 2.

Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды? Докажите.

Задача 3.

Какая форма полового размножения многоклеточных организмов исторически более древняя? Её особенности, представители. Доминирует ли она сейчас?

Задача 4.

Представлены 4 комнатных растений:

  1. Диффенбахия.

  2. Хлорофитум.

  3. Фиалка узумбарская.

  4. Гипеаструм гибридный.

Определить, как размножаются эти виды растений вегетативно. Какое значение этот вид размножения имеет и где используется?

Задача 5.

У рыжей кошки родилось четыре котёнка, среди них только один рыжий, а остальные пёстрые. Почему котята, родившиеся от одной матери, имеют разный окрас?

ОЦЕНИТЕ свой ответ по пятибалльной шкале.

/ МАХ 5 БАЛЛОВ/

4 задание

— Мы с вами выяснили, что существуют основные две формы размножения. Это бесполое и половое, давайте, сравним их по следующим характеристикам и заполним самостоятельно таблицу:

Сравниваемые признаки

Половое размножение

Бесполое размножение

1.Отсутсвует мейоз

2.Образуются гаметы

3.Позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды.

4.Характеристика потомства (содержат признаки одного или 2-х организмов, на кого похожи)

5. Характеристика и число родительских особей (только материнская или материнская и отцовская)

6. Для каких организмов характерны?

7. Быстрее происходит увеличение численности.

/МАХ 3 БАЛЛА/

Вывод:

Бесполое размножение характеризуется тем, что новая особь развивается не из половых, а из соматических клеток, тем самым, обеспечивая однородность потомства. А новый организм образуется в результате слияния половых клеток-гамет. В результате, каждая особь обладает уникальным генотипом, позволяющим приспособиться к различным условиям среды и возникает разнообразие организмов. Этим и объясняется преимущество полового размножения.

Подведение итогов урока:

Прочитайте цель урока, достигли ли мы цели? В какой степени?

Анализ и оценка деятельности учащихся. /МАХ 30 БАЛЛОВ/

Оцените свою работу: 28 — 30 бал – «5»

24-27 бал – «4»

15-23 бал – «3»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector