Урок биологии в 8 классе по теме «Зрительный анализатор. Гигиена зрения»

Урок биологии в 8 классе по теме

«Зрительный анализатор. Гигиена зрения»

Цель: Углубить знания о строении и функции глаза как оптической системе; выявить причины, приводящие к нарушению зрения и изучить правила гигиены зрения. Продолжить формирование навыков исследовательской деятельности, коммуникативных навыков при выполнении группового проекта.

Методы и педагогические технологии: Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, исследовательская деятельность и проектная технология, ИКТ-технология.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение:

  • Фронтальный контроль. Анализаторы.

  • Индивидуальный контроль. Строение глаза. (10 мин.)

  1. Актуализация знаний. Проблемный вопрос. (2 мин)

  2. Изучение новой темы:

    • Формирование изображения на сетчатке. Физический эксперимент с комментарием. Видеофрагмент. (8 мин)

    • Нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, конъюктивит, травмы). Объяснение учителя. (10 мин)

    • Правила гигиены зрения. Исследовательский проект учащихся. (10 мин)

  3. Закрепление. Выводы по уроку. Тестирование на ПК. (4 мин)

  4. Домашнее задание. (1мин)

Ход урока:

Учитель: на прошлом уроке мы начали знакомиться с такими понятиями как органы чувств человека и анализаторы.

1 ПОВТОРЕНИЕ.

А. Индивидуальные карточки – задания с дифференцированным содержанием. Работа на местах.

Б. Фронтальный контроль: (вопросы на слайде)

  1. Вспомним, что же такое анализаторы? Из каких звеньев он состоит?

  2. Кто впервые ввел этот термин? Чем отличается понятие анализатор от понятия орган чувств?

  3. Какой анализатор наиболее значим для человека и почему? Каково его строение?

  4. Какое место в этой цепи занимают глаза? Объясните слова Уильяма Блейка: «Посредством глаза, а не глазом
    Смотреть на мир умеет разум…»

Издревле глаза занимали особое место среди органов чувств. Во все времена они символизировали суть и смысл жизни, их называли “зеркалом души”. Считалось, что глаза обладают мистической силой и способны влиять на судьбы людей. Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Боги богами, им место в древних мифах, но факт остается фактом: именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту. Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Посмотрите на портрет Струйской, принадлежащий кисти русского художника Федора Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий:

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Лирические строки посвящены органу зрения – глазам. Но глаза описывают не только лирики, но и физики и мы сегодня в этом убедимся.

Сегодня на уроке нам предстоит:

  1. Рассмотреть строение глаза как оптической системы и выявить связь строения с функцией глаз.

  2. Определить причины и виды нарушений зрения.

  3. Узнать правила гигиены зрения, т.к. это необходимо для сохранения здоровья наших глаз.

В. Индивидуальный контроль (устно):

  1. Где расположен глаз, какие вспомогательные органы защищают наши глаза? Сколько мышц может приводить в движение глазное яблоко?

  2. Рассказать о строении оболочек глаза, используя модель.

  3. Какое строение имеет сетчатка глаза? Объясните поговорку «В темноте все кошки серы».

Выполнение опыта «Обнаружение слепого пятна». Убедиться в его существовании можно с помощью простого теста. Прикройте рукой левый глаз и поместите рисунок на расстоянии 15 см от глаз. Смотрите правым глазом на крестик и медленно приближайте и удаляйте рисунок до тех пор, пока один из трех кружков не будет виден. Чем объяснить это явление?

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

— С точки зрения оптики, что собой представляет глаз? Что входит в оптическую систему глаза?

— Как функционирует эта система?

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

На эти вопросы нам ответят учащиеся класса Морарь Эдуард и Чистяков Сергей. Они предварительно получили задание, изучили данный вопрос и проконсультировались с учителем физики, они также продемонстрируют физический эксперимент, показывающий работу оптической системы глаза. (демонстрационный эксперимент с линзой и схема работы собирающей линзы, историческая справка)

Учитель: Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.

Задание № 5. Обнаружить сужение и расширение зрачка.

1) Посмотрите в глаза своему соседу по парте и отметьте величину зрачка.

2) Закройте глаза и заслоните их ладонью. Сосчитайте до 60 и откройте глаза. Наблюдайте за изменением величины зрачков. Вокруг зрачка расположены гладкие мышцы. Они незаметно для нас работают при ярком свете, мышцы сужают зрачок, в темноте сокращаются мышцы и зрачок расширяется.

Вопросы после просмотра фильма:

  • Какой орган глаза называют живой линзой?

  • На какой оболочке фокусируются лучи?

  • Что происходит в рецепторах сетчатки?

  • Как передаются нервные импульсы?

  • Куда передаются нервные импульсы?

  • Верно ли утверждение, что глаз смотрит, а мозг видит?

  • Как видят младенцы?

  • Почему происходит изменение зрения к старости?

  • О каких нарушениях зрения говорилось в видеофрагменте?

Объяснение учителя «Нарушения зрения»:

    1. Близорукость и дальнозоркость. (фокусировка по рисунку на слайде).

    2. Исправить с помощью очков с определенными линзами.

    3. Индивидуальный подбор очков.

    4. Катаракта – помутнение хрусталика.

    5. Самостоятельная работа с учебником — Травмы и ожоги глаз.

    6. Какие причины и последствия травм глаза?

    7. Дальтонизм.

Учитель: Как хорошо, что мы живем в цветном мире. Цвет окружает и сопровождает нас повсюду. Природа очень богата разнообразными красками и это делает нашу жизнь радостной. Давайте представим на миг мир черно-белым. Какова была бы тогда наша жизнь? Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной. Цвет — “витамин души”, “ласка красоты”. Значение цвета для нас огромно, но мы не всегда осознаем это. Цвет может быть причиной изменения нашего настроения, самочувствия, работоспособности. ( Сообщение ученицы о дальтонизме)

Задание: Определить цветоощущение. Посмотреть на рисунок и определить, что на нем изображено. (на слайде).

8. Исследовательский проект «Берегите зрение как зеницу ока».

4. ВЫВОДЫ по уроку. Закрепление (тесты на ПК)

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: повт. п. 49, учить п. 50. Индивидуально: правила гигиены слуха. Соблюдать правила гигиены зрения, изучив выполненный учащимися проект (продукты проекта – презентация и плакат с правилами гигиены зрения).

У Максимилиана Волошина есть очень точные строчки:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector