Урок биологии в 6 классе по теме: «НРК. Животный мир лесов нашего края»

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II, VIII видов»

Урок биологии в 6а классе

(для учащейся индивидуального обучения на дому по индивидуализированной

программе составленной с учетом психо — физических качеств ребенка)

Тема урока:

НРК. Животный мир лесов нашего края

Программы по биологии «Естествознание.» специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы сборник 1. Авторы: Воронкова В.В., Кмытюк Л.В., Шевырева Т.В. 2010 год, Москва, ВЛАДОС. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Учебник: А.И. Никишова «Биология.» 6 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки Российской федерации. Москва. Просвещение, 2009

Учитель: Ломака Е.Г.

г. Ноябрьск

2010 г.

Цели урока:

  1. Учебно – коррекционные:

    • закрепить знания учащейся о деревьях, ягодах и грибах нашего края через игры, решение кроссворда, группировку и классификацию предметов

    • дать знания о том, какие животные живут в лесах нашего края посредством объяснения учителя, выполнения заданий, работу с таблицами, картинками, карточками

    • работать над развитием связной речи, обогащением и активизацией словаря через ответы на вопросы учителя, запоминание слов – названий животных и растений

  2. Коррекционно – развивающие:

    • коррегировать произношение учащейся через исправление ошибок в произношении

    • развивать навыки группировки и классификации предметов через работу с таблицами, картинками, игры

    • коррегировать зрительное восприятие, развивать наглядно – образное мышление через работу с иллюстрациями, игры

  3. Коррекционно – воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к природе через беседу, работу с карточками по охране природы, чтение правил поведения в природе, просмотр фотографий со следами деятельности человека

    • воспитывать у девочки стремление старательно и добросовестно работать на уроке, создавая для этого благоприятный микроклимат, используя здоровьесберегающие технологии, предупреждающие накопление усталости, снижение работоспособности

Оборудование урока

учителя:

1). Природа Тюменского Севера / Сост. В.К. Рябицев. — Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1991.

2) Ямальский калейдоскоп / Учебное пособие по литературному краеведению / Автор – составитель Л.В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003г.

3). «Мир дикой природы». Загадочная тайга. Научный консультант – редактор Л.П. Корзун. Москва, Изд. дом «Росмэн». 1996г.

3). Видеоэнциклопедия для народного образования. Многообразие животного мира. О животном мире различных климатических зон нашей страны. Студия «Кварт».

4). Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир. Демонстрационные таблицы. Таблица № 19. Лес.

5). Таблички с текстами правил поведения в природе, с загадками; карточки со словами – названиями деревьев, ягод, грибов, животных; картинки деревьев, ягод, грибов, животных; фотографии результатов отрицательной деятельности человека в природе, кроссворд.

учащейся:

1). Моя первая книга. Энциклопедия малыша. А.А. Астахов и др. Ярославль, Изд. «Белый город». 2001г.

2). Ручка.

3). Дневник наблюдений за погодой.

4). Карта ЯНАО.

5). Тесты.

6) Цветные карандаши.

Ход урока.

I. Организационное начало урока (3 минуты).

1). Приветствие учителя и учащейся.

Проверка готовности рабочего места к уроку.

— Проверь, всё ли у тебя готово к уроку.

2). Диалог о дате, дне недели, времени года, наблюдениях за погодой.

— Какое сегодня число и месяц? (Сегодня … октября).

— Какое сейчас время года? (Сейчас идёт осень).

— Назови осенние месяцы. (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь).

— Какая сегодня погода? (Сегодня холодно, идёт дождь, … градусов, пасмурно, на небе тучи).

— Отметь погоду в календаре наблюдений.

— Какой сейчас начинается урок? (Сейчас начинается урок биологии).

3). — Сейчас ты должна громко, чётко прочитать отрывок из стихотворения поэта – ханты Романа Ругина. Постарайся правильно произносить все звуки, особенно обрати внимание на шипящие и свистящие звуки ([ш], [щ], [ч], [ж], [с], [з]). Подумай над содержанием стихотворения.

(Ученица читает стихотворение, под руководством учителя).

Пойдем со мной в наш тихий лес,

Там есть черника и морошка,

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч — и еще немножко!

III. Сообщение темы и цели урока (2 минуты).

— Вспомни, как называется наш округ? (Ямало – Ненецкий автономный округ).

Карточка:

Ямало – Ненецкий автономный округ

— Скажи, куда пригласил нас поэт Роман Ругин в своём стихотворении?

(В лес).

— Посмотри на карту округа. Лес занимает большую часть Ямало – Ненецкого автономного округа.

— Заштрихуй зону лесов зелёным цветом. Работай быстро и аккуратно.

— Мы с тобой уже путешествовали в лес. Там мы познакомились с названиями некоторых деревьев, ягод и грибов, которые растут в лесах нашего края. Сегодня мы повторим их названия, а потом познакомимся с названиями животных, которые живут в лесах нашего края.

Наша цель – хорошо запомнить названия деревьев, ягод, грибов и животных, о которых мы будем говорить на уроке.

IV. Повторение ранее изученного (5 минут).

  1. Повторение названий деревьев.

1). Повторение названий деревьев по картинкам.

— Открой энциклопедию на стр. 60 – 63. Вспомни названия деревьев, которые ты видишь на картинках. (Сосна, берёза, рябина, ель, дуб, клён, липа, ива).

2). Игра «Что лишнее?»

— Посмотрите внимательно и назовите хвойные деревья. (Ель, сосна).

— Назовите лиственные деревья. (Берёза, рябина, дуб, клён, липа, ива).

– Подумайте и скажите, какие деревья не растут в нашем краю, то есть здесь лишние? (Дуб, клён, липа).

3). Игра «Послушай и скажи».

— Я буду называть деревья, а ты, Тамара, послушайте внимательно и повтори, что я сказала. (Учитель произносит названия деревьев нашего края, затем контролирует произношение девочки).

— Какое дерево мы украшаем на праздник Новый год? (Ель, сосну).

2. Повторение названий грибов (загадки, кроссворд).

— Вспомним названия грибов нашего края. Решим кроссворд. Будем по очереди читать загадки, а отгадки записывать в кроссворд.

1). Не спорю, не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик).

2). Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,-

Зовусь я — … (Подосиновик).

3). Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной

Никуда не годный. (Мухомор).

4). Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду! (Боровик).

— Посмотри внимательно на названия грибов. Какой из этих грибов нельзя есть? (Мухомор).

— Почему? (Мухомор – ядовитый гриб, им можно отравиться).

— Посмотри на картинки. Назови грибы, которые растут в лесах нашего края. (Белый гриб (боровик), подосиновик, маслёнок, сыроежка).

— Какой гриб здесь лишний? (Шампиньон).

— Почему? (Шампиньон не растёт в нашем краю).

— Какие грибы нашего края ты знаешь ещё? (Подберёзовик, волнушка и др.).

3. Повторение названий ягод.

— Какие ягоды растут в нашем краю? (Брусника, клюква, черника, голубика, морошка).

1). Игра «Подбери слово».

— На доске расположены рисунки ягод. Подберите к каждой картинке слово (Ученики выбирают нужную карточку, произносят название ягод и прикрепляют карточку к соответствующей картинке).

МОРОШКА

КЛЮКВА

БРУСНИКА

ЧЕРНИКА

2). Игра «Угадай, какая ягода».

— Попробуй ягоду на вкус и скажи, какая это ягода. (Тамара пробует ягоды на вкус, называют их: черника, брусника, клюква).

— Чтобы быть здоровым, нужно есть ягоды, в них много витаминов, они полезны для здоровья.

V. Физминутка (3 минуты). 5 упражнений

VI. Объяснение нового материала (7 минут). (Объяснение сопровождается показом картинок ЯНАО.

Итак, в лесу много растений. Значит, много корма для животных. Сибирский лес по-другому называют «тайга».

Здесь можно встретить жуков, разнообразных бабочек, пауков, муравьёв. Из травинок и хвои муравьи строят свои жилища. Много комаров, мошек, мокрецов, слепней.

Много в лесу птиц: глухарь, тетерев, куропатка, кедровка, ворон, дятел, синица, кукушка, орлан-белохвост, сова, журавль и многие другие. На все лады звучат птичьи голоса. От зари до зари хлопочет пернатое население, в трудах и заботах проходит день. О каждой птице можно рассказать много интересного. Вот хотя бы о дятле. Разные дятлы живут в лесу. Большой пёстрый дятел и летом, и зимой выстукивает, выслушивает стволы деревьев. Под слоем коры он безошибочно находит личинок, жуков короедов и жуков-дровосеков. Клюв дятла похож на долото. Таким инструментом легко разбивать кору больного дерева. Язык у птицы длинный, острый, липкий и покрыт на конце жёсткими щетинками. Продолбив дырку в коре, дятел через неё запускает язык под кору и достаёт насекомое из любой щели. Особенно много добывает он насекомых в то время, когда в гнезде появляются малыши. Так и помогает дятел деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Не случайно его называют «лесным доктором».

Лес — хорошее и надёжное укрытие для многих зверей. Лось, северный олень, заяц, лиса, соболь, волк, бурый медведь, бурундук, горностай, росомаха, рысь, белка, лемминг, полёвка и многие другие звери живут в лесу.

Бурый медведь питается в основном всякими корешками, сочными травами, ягодами, орехами. Он может поймать и лося или оленя, ест полёвок, леммингов, насекомых, любит ловить рыбу. На зиму медведь ложится в берлогу спать.

Росомаха внешне напоминает маленького медведя, величиной с собаку. Она космата, косолапа, сутула, но с пышным хвостом. Росомаха охотится на разных зверей, может даже загнать и прикончить северного оленя или молодого лося. Охотно ест падаль.

Соболь — национальная гордость России. И не только потому, что водится в основном только у нас. Мех соболя во все времена ценился выше золота. Он почти невесомый, шелковистый, искрящийся на свету, удивительно красивый, к тому же очень тёплый и прочный. Основная пища соболя — полёвки, лемминги. Охотится он и на белок, не проходит мимо рябчиков, глухарей, вылавливает рыбу из ручьёв, не брезгует и растительной пищей — кедровыми орешками, брусникой, черникой. Ещё совсем недавно соболь был на грани полного уничтожения. Поэтому учёными-звероводами он был взят под строгую охрану. К настоящему времени сибирские леса вновь стали соболиными.

Лоси, олени находят в лесу кору деревьев и кустарников, лишайники и мхи, которые и составляют основу их питания.

Волк и рысь, лисица и норка, куница и ласка, охотятся на полёвок и леммингов, которые водятся там в изобилии. Иногда волки нападают на лосей и стада оленей.

Спасаясь от холода и рыси, заяц-беляк укрывается под ветвями берез, которые пригибаются к земле под тяжестью снега и открывают ему доступ к молодым побегам.

Между снегом и почвой, спрятавшись от холода, путешествуют мыши, лемминги и полевки, используя проходы в несколько сантиметров высотой.

Водятся в северных лесах ящерицы и змеи – гадюки. Ящерицы питаются в основном насекомыми. Гадюки ядовиты, но кусаются они очень редко, только при самозащите. Питаются гадюки полёвками, мелкими птицами, лягушками. Змеи активны только в тёплый период года, а зимой они спят где- нибудь в норе или под корнями деревьев.

Богат и разнообразен животный мир леса.

(Картинки и карточки: глухарь, тетерев, куропатка, кедровка, ворон, дятел, синица, кукушка, орлан-белохвост, сова, журавль, лось, северный олень, заяц, лиса, соболь, волк, бурый медведь, бурундук, горностай, росомаха, рысь, белка, лемминг, полёвка, лягушка, ящерица, змея).

VII. Первичное закрепление (6 минут).

1. Повторение названий животных, соотношение карточек – названий и картинок.

— Посмотри на картинки и назови животных, живущих в нашем краю. (Ученица называет животных, соотносит таблички и картинки; учитель контролирует).

— Каких животных, живущих в лесах нашего края, ты знаешь ещё?

2. Работа с энциклопедией.

— Открой энциклопедию на стр. 125. Найди текст «Звери леса». Прочтите его. Постарайся запомнить, о каких зверях говорится в тексте. (Ученица читает текст.)

— Какие звери живут в лесу? (Белки, куницы, соболи, дикие кабаны, лоси, волки, лисицы, рыси, мыши, зайцы и др.).

— Рассмотри рисунки к тексту на стр. 126-127. Назови зверей, которые не живут в лесах нашего края. (Дикий кабан)

VIII. Беседа о бережном отношении к природе Севера (3 минуты).

Люди должны бережно относиться к природе. Нельзя нарушать среду обитания животных. (Посмотрите фотографии. Здесь видно, какой вред может нанести человек природе).

К растениям тоже нужно относиться бережно. Северная природа очень хрупкая и очень долго восстанавливается.

— Прочитай правила поведения в природе подбери к этому правилу соответствующую табличку.

( После чтения каждого правила учитель спрашивает:

«Чему учит это правило?»

« А как ты поступаешь?»)

Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Не бери с собой в лес весной и в начале лета собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Не прикасайся к гнезду, иначе птицы – родители могут совсем покинуть его.

— Человек должен бережно относиться к природе. Нужно не только самим беречь природу, но и других останавливать, если они ломают деревья, рвут цветы, разрушают гнёзда, ловят маленьких птенцов и детёнышей зверей.

— Прочтём стихотворение ненецкого поэта Леонида Лапцуя:

Будь милостив к природе,

Человек!

Берёшь – бери

Не более, чем нужно.

Тогда и звери

Свой клыкастый век

С тобой, разумным.

Скоротают в дружбе.

(Ученица читает стихотворение, под руководством учителя.)

— Чему учит нас Леонид Лапцуй в своём стихотворении? (Беречь природу).

IХ. Закрепление (5 минут). Просмотр энциклопедии «О животном мире различных климатических зон нашей страны». (Зона тайги).

(После просмотра ученица называет, каких животных она увидела).

Х. Итог урока (3 минуты).

1. Выявление знаний по изученной теме.

— Итак, мы весь урок говорили о природе нашего края: деревьях, ягодах, грибах и животных. Чтобы выяснить, как ты усвоила изучаемый материал, необходимо заполнить тест. Внимательно прочитай задание, поставьте рядом с каждым словом «+» или «-». (Ученица выполняет задание.)

В лесах Ямало-Ненецкого автономного округа живут звери:

Медве

Волк

кабан

лось

олень

В лесах Ямало-Ненецкого автономного округа живут птицы:

Глухарь

Тетерев

Сова

Дятел

грач

В лесах Ямало-Ненецкого автономного округа растут деревья:

Сосна

Дуб

берёза

осина

ель

В лесах Ямало-Ненецкого автономного округа растут ягоды:

Клюква

Брусника

Черника

Морошка

земляника

— Прочти свои ответы.

2. Оценка работы учащейся на уроке.

3. Домашнее задание.

Прочитать текст по учебнику. Ответить на вопросы к тексту.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector