Урок биологии «Многообразие растительных групп, как результат эволюции. Реликты Краснодарского края»

Джемелинская Людмила Ивановна

Учитель биологии МОУ СОШ № 73 г. Краснодара

Тема: Многообразие растительных групп, как результат эволюции. Реликты Краснодарского края

Цели урока: Обобщение знаний учащихся об эволюции растений.

— формирование понятия о единстве происхождения организмов.

— воспитание бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: гербарные экземпляры растений различных систематических групп (от водорослей до покрытосеменных, таблицы, мультимедийная презентация)

Ход урока.

I Введение в тему.

Учитель – Каждый новый год приносит много нового в жизни каждой семьи, каждого человека. Каждый год вы чувствуете изменения в себе – это значит, вы растете и одновременно изменяетесь. Любой живой организм в течение своей жизни изменяется, приобретает новые черты, особенности. Но изменения в живой природе идут не только в течение одной жизни, но и в исторически глобальные промежутки времени. Эти изменения приспосабливали организмы к определенным условиям среды, способствовали возникновению новых групп с уже усовершенственным и более прогрессивными качествами. Изучая ботанику, вы смогли в этом убедиться. Сегодня мы постараемся на уроке ответить на следующие вопросы:

Слайд №1 Задачи урока

— Как усложнялось строение растений?

— Какие причины усложнения?

— Есть ли единство среди всех групп растений и в чем оно проявляется?

Учитель – В тетради запишите тему урока.

Учитель – Давайте вспомним некоторые понятия.

— Что такое эволюция?

— Что изучает палеоботаника?

— Где впервые появились растения?

— Как формировался растительный мир на нашей планете в процессе эволюции?

(Идет беседа с учащимися).

Учитель – Делаем вывод:

Учащиеся: В процессе эволюции сформировались отделы царства растений:

— Водоросли.

— Ринофиты.

— Мхи.

— Папоротники.

— Голосеменные.

— Покрытосеменные.

Учитель:

1.Разложите предложенные вам гербарии в порядке эволюционного развития растений (идут практические работы по классификации растений).

2. Какие из растений относятся к низшим растениям, а какие к высшим растениям?

3. Какие особенности строения и жизнедеятельности подтверждают ваши суждения?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте заполним таблицу.

Слайд № 2 Таблица без ответов

Отделы растений.

Представители.

Усложнения в процессе эволюции.

  1. водоросли

Хламидомонада

Спирогира

Низшие водные растения, тело таллом

— автотрофное питание – фотосинтез

— размножение спорами, половое.

  1. Мхи

Кукушкин лен

— Наземные растения

-Примитивные стебель, лист, ризоиды.

  1. Папоротники.

Папоротники

Высшие споровые растения

— вегетативные органы: корень стебель лист

— ткани: покровная, механическая, фотосинтезирующая.

— стела

— корневое питание.

  1. Голосеменные.

Ель, сосна.

ствол, хвоя, корни, семена на чешуйках шишек.

  1. Покрытосеменные.

Яблоня

— цветок, плод, семя,

— высокая степень приспособленности, многообразие форм.

Учитель: А теперь проверьте правильность заполнения

Слайд №3 Таблица с ответами

Учитель: Ребята, жизнь это процесс постоянного преобразования. Наше появление на земле подготовили растения. Это они создали кислородную атмосферу. Это привело к появлению обилия питательных веществ и энергии, растения первыми вышли на сушу. Вы видите, как совершенствовались растения в процессе эволюции. Внимательно посмотрите на таблицу. Растения разные, но что свидетельствует об их единстве?

Слайд №4 Многообразие растений

Учащиеся:

— Клеточное строение

— Наличие хлоропластов в клетках

— Автотрофное воздушное питание (фотосинтез).

Учитель: В каком направлении шла эволюция?

Учащиеся:

Появились:

— вегетативные органы

— репродуктивные органы.

Совершенствовались процессы жизнедеятельности:

— Корневое питание

— Воздушное питание (фотосинтез)

— Передвижение питательных веществ. (ксилема, флоэма).

— Семенное размножение, связь с животными – опылителями (Коэволюция)

Учитель: В чем причина эволюционных прогрессивных изменений растений?

Учащиеся: Это появление приспособлений к конкретной среде обитания.

Учитель: В настоящее время существует доказательство эволюции растении. Это реликты, которые можно встретить и в нашем крае. Сейчас ребята расскажут нам о реликтах Краснодарского края.

Слайд № 5 Природа Кубани.

Темы выступлений:

— Колхидский лес.

— Гинговые деревья в Краснодарском крае

— Эндемики Краснодарского края.

Учитель: Прекрасен наш край. Чтобы его познать, необходимо изучать его природу, эволюционные преобразования растений и животных, особенности их строения. Сейчас вы сможете проверить свои знания, работая с тестом

Слайд №6 Текст теста

1. Эволюцией растения называют процесс:

А – роста растений.

Б – размножение растений.

В – исторического развития растительного мира.

Г – распространение плодов и семян

2. О единстве растительного мира свидетельствуют:

А – клеточное строение растений

Б – наличие корней и побегов

В – размножение семенами

Г – опыление ветром

3. Первыми освоили сушу:

А – папоротники

Б – псилофиты

В – голосеменные

Г – Многоклеточные водоросли

4. Появление процесса фотосинтеза – крупное событие в истории земли, потому что:

А – все живые организмы получили для питания органические вещества

Б – в атмосфере появился кислород

В – все живые организмы получили питание и кислород

Г – появилось много высоких растений

5. Только у многоклеточных растений:

А – разные клетки выполняют разные функции

Б – в клетках происходит дыхание.

В – всем клеткам нужна вода

Г – при делении каждой клетки образуются дочерние

6. Покрытосеменные процветают на Земле потому, что

А – питаются путем фотосинтеза

Б – имеют семена, защищенные плодом

В – могут жить только на суше

Г – имеют корневище с запасом питательных веществ

7. В процессе фотосинтеза органические вещества образуют:

А – только водоросли

Б – только наземные растения

В – все зеленые растения

Г – только цветковые растения

8. Вода необходима для процесса оплодотворения:

А – всем растениям

Б – только папоротникам

В – только водорослям

Г – растениям, размножающимся спорами.

Учитель: проверьте правильность ваших ответов

Слайд № 6 Ответы теста

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

В

А

Б

В

А

Б

В

Г

Слайд №7

Заключение: Сегодня на уроке мы с вами говорили об эволюции растений. Многие из вас очень активно, грамотно отвечали на вопросы и работали самостоятельно. Давайте оценим нашу работу на уроке.

-Выставление оценок

Слайд №8

Домашнее задание:

Найдите ответы на вопросы:

— Какой вы видите растительность нашей планеты через 100 лет?

— Какова роль человека в сокращении растительности на Земле?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector