Урок биологического краеведение в 6-ом классе

Урок биологического краеведение в 6-ом классе.

Вылегжанина С.Н. учитель биологии МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №30 города Кирова.

Тема: Состав воздуха. Значение газа в жизни растений. Экологическое состояние атмосферы в Кировской области.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательные: Создать условия для знакомства с составом воздуха и значением газов, входящих в его состав; конкретизировать и расширить знания о значении газов в жизни растений.

Развивающие: продолжить формирование умений структурировать изучаемый материал; развивать умения учащихся работать самостоятельно; объективно оценивать свою работу.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры умственного труда, коммуникативных качеств.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные методы: продуктивные, частично-поисковые

Средства обучения: инструктивные карточки, дидактический материал, таблицы, рисунки, видеофрагменты.

Ход урока:

Актуализация, мотивация, целеполагание.

Учитель: «Вспомните, какие океаны вы знаете?»

Учитель: «Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех, мы каждый день, каждую минуту «купаемся» в нем. Что это за океан?»

Учитель: «Это воздушный океан. Он находится над Землей, а поверхность Земли – его дно, и, бегая по двору, гуляя по лесу, катаясь на лыжах, мы все время находимся на дне воздушного океана».

Учитель: «Тема нашего урока: Состав воздуха. Значение газа в жизни растений. Экологическое состояние атмосферы в Кировской области»

Учитель: «Что вы знаете о воздухе?» Актуализация имеющихся знаний о воздухе, о его составе.

Учитель: «У нас в классе есть группа «знатоков», которые расширят наши знания о воздухе».

Знатоки:

1. Благодаря воздушной оболочке Земля не перегревается от Солнца и не стынет от космического холода, как Луна или Меркурий, у которых атмосферы нет.

2. Воздушная оболочка защищает Землю от метеоритов, т.к. она тормозит их полет.

3. Воздушная оболочка защищает все живое на Земле от вредных космических лучей.

4. Атмосфера есть и у некоторых других планет – у Венеры и Марса. Атмосфера там есть, а жизни нет. Почему?

Учитель: «Оказывается, чтобы жизнь могла существовать, нужна не любая атмосфера, а обязательно пригодная для дыхания. А дышат все живые организмы газом кислородом».

Учитель:

— Какое отношение имеет кислород к воздуху?

— Как жизнь растений зависит от воздуха?

— Состояние атмосферы в Кировской области?

На эти и другие вопросы мы дадим ответы в ходе урока.

Цель урока: узнать какое значение в жизни растений, имеют разные газы в атмосферы.

Состояние атмосферного воздуха в Кировской области.

Учитель: Чтобы вы могли оценить свою работу на уроке, возьмите листы самоконтроля (приложение 1). Оцените прошедшие этапы урока, посмотрите, что вам предстоит сделать.

Приложение 1.

Лист самоконтроля.

Этапы работы

Что делал

Оценка себя

Рассказ по кругу

Участие в «знатоках»

Работа с текстом

Участие в обсуждении

Участие в решении познавательных задач.

Учитель: Что бы узнать о роли воздуха в жизни растений, вам предлагается работа с текстом. (Приложение 2)

Приложение 2.

Состав воздуха. Значение газов в жизни растений.

Инструкция для работы с текстом.

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Карандашом сделайте пометки: «+» — знаю, «-» — новое для меня, «?» -не понял.

После прочтения текста, работа с классом по следующим заданиям.

Воздух. Значение воздуха в жизни растений.

Воздух — это природный ресурс. Основной запас воздуха находится в тонком слое атмосферы, прилегающей к земле. Его толщина равна 15 км над экватором и 9 – над полюсами.

Воздух – это смесь газов. Кислород и азот – основные компоненты воздуха. Кислород необходим для дыхания растениям и животным. В процессе фотосинтеза листья растений в течение дня вырабатывают кислород, и днем и ночью растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Это говорит о том, что растения одновременно и потребляют, и производят кислород.

Кислород появился одновременно с первыми земными организмами – приблизительно два миллиарда лет назад. Часть появившегося кислорода превращалась под действием ультрафиолетовых лучей солнца в озон, слой которого стал защищать Землю от губительных для всего живого лучей. Современная атмосфера Земли состоит на 21% из кислорода, такое же содержание характерно для последних 20 миллионов лет.

В настоящее время имеет место равновесие между произведенным растениями кислородом и кислородом, потребляемым для дыхания растений, животных, человека, для горения, для деятельности человека.

4/5 воздуха (78%) составляет азот – газ, не поддерживающий горение и дыхание. Но азот необходим для роста растений, т.к. входит в состав хлорофилла, без которого невозможен фотосинтез, и входит в состав растительных белков.

Нужен азот животным и человеку, т.к. он входит в состав их белков.

Ни растения, ни животные не могут получать азот непосредственно из воздуха. Здесь важную роль играют микроорганизмы — бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений и поглощающие азот из воздуха. Бактерии превращают азот в доступные растениям вещества. Эти вещества растворяются в воде, растения поглощают их вместе с водой из почвы. Животные, питаясь растениями, усваивают имеющийся в них азот. Умершие животные вновь отдают азот в землю. Так в природе происходит постоянный круговорот азота.

Растения выделяют кислород, а для питания им нужен углекислый газ. Растения поглощают его в огромном количестве из атмосферы для процесса фотосинтеза, в результате которого из углекислого газа и воды образуются органические вещества — пища для растений и животных.

Углекислый газ на Земле был бы давно израсходован, если бы не живые организмы, которые выдыхают его.

Такой обмен – основа жизни на Земле!

Учитель: После прочтения текста, работа с классом по следующим заданиям:

1-й ряд – расскажите, что вы уже знали, из того, что прочли?

2-й ряд – что узнали нового из текста?

3-й ряд – что не поняли?

Учащиеся класса обсуждают текст по заданиям, учитель корректирует ответ.

Учитель: Но в состав воздуха входят огромное количество примесей, которые приносят вред растениям животным, человеку.

Учитель: Рассмотрим вопросы о состоянии атмосферы в Кировской области. Чтобы разобраться в этом вопросе нам поможет группа «знатоков». (Приложение 3).

Приложение 3.

Состояние вятской природы.

Влияние на атмосферный воздух.

Несмотря на спад промышленного и сельскохозяйственного производства, социально – экологическая ситуация в Кировской области сегодня имеет тенденцию к постепенному ухудшению. В 1991 году количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу области, достигло 413,7 тыс. тонн. В последующие годы, в связи с падением производства, произошло снижение выбросов на большинстве предприятий и к началу 1996 г. сократилось в 1,8 раза. Следовательно, на каждый квадратный километр территории выпадает в среднем 1,8 тонны загрязняющих веществ, что в 1,2 раза превышает данный показатель по России. Территориальное размещение этих выбросов крайне неравномерно. Наиболее велика их концентрация в районах, близко расположенных от основных центров загрязнения, таких как Киров, Кирово-Чепецк, Слободской, Вятские Поляны, Омутнинск и др.

Основную роль в антропогенном загрязнении воздушного бассейна области играют промышленность и транспорт, выделяющие в атмосферу массу пылевидных частиц и газообразных соединений, нередко весьма токсичных, таких как сернистый ангидрид (29,3% всех выбросов), оксид углевода (23,8%), диоксид азота (8,6%) углеводороды, фенол и другие. Среди главных промышленных загрязнений воздуха можно выделить предприятия энергетики, лесопромышленного комплекса, химической промышленности и коммунального хозяйства, на которые приходится основная часть всех выбросов. Их значительная доля объясняется большим количеством перерабатываемых материалов, отсутствием очистных установок газообразных выбросов или зачастую неэффективным использованием имеющихся. Например, практически на всех мебельных фабриках области органические растворители от лакокрасочных покрытий выбрасываются без очистки. Подобная картина наблюдается и на Нововятском лыжном комбинате, где нет очистки, и в атмосферу попадают фенол и формальдегид. Значительную долю в загрязнение воздуха вносит Биохимический завод. Лаборатория завода осуществляла мониторинг за 16 веществами. На остальные даже не были установлены предельно допустимые концентрации.

Загрязнения атмосферы оказывает крайне негативное влияние на здоровье населения, особенно живущего на территории основных промышленных районов. Причём в реальной жизненной обстановке эти отрицательные экологические факторы, взаимодействуя с другими (социальными, экономическими), вызывают целую гамму изменений в различных функциональных системах человеческого организма. Так, выбросы Кировского биохимзавода вызвали значительное увеличение заболеваний кожи и верхних дыхательных путей у населения близлежащих жилых микрорайонов города. Хотя в пояснительной записке к проекту завода обращалось внимание на то, что подобные предприятия должны размещаться на значительном удалении от жилой зоны.

Весомый вклад в уровень загрязнения воздушного бассейна области вносит автомобильный транспорт, доля которого составляет 38% всех выбросов. Выхлопные газы автотранспорта исключительно канцерогенны. Они содержать соединения свинца, который относится к тяжёлым металлам, накапливается в организме человека и может способствовать образованию различных опухолей. Это обстоятельство подтверждают показатели медицинской статистики (рост онкозаболеваний у городского населения)

Учитель: Мы должны любить, охранять, защищать родную природу, окружающий мир, дом в котором мы живем.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе,

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад с природой сознаем.

Ф.И.Тютчев.

Посмотрим видеосюжет по охране окружающей среды экологии и человека.

После фильма…

Учитель: Ребята, какой вклад вы можете внести в охрану окружающей среды?

Закрепление и применение знаний.

  1. Почему деревья высаживают вдоль дорог?
    Почему в парках города мало лишайников, а в лесу их много?

  2. Что означает выражение: «Воздушное питание растений»?

  3. Отгадайте загадку: «Кто кормится разом рассолом и газом?» Ответ поясните.

  4. Английский ученый Пристли провел опыты:

    1. Поместил под стеклянный колпак мышь, через некоторое время она умерла. Почему?

    2. Поместил под стеклянный колпак мышь и веточку мяты, поставленную в сосуд с водой — мышь не погибла, а веточка мяты выросла. Почему?

  5. Зачем культурные растения подкармливают азотными удобрениями?

Вывод по уроку (делают ученики).

Рефлексия: проанализируйте записи в листке самоконтроля, поставьте себе оценку за работу на уроке.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector