Урок — поле чудес по алгебре по теме: Решение целых уравнений (9 класс)

«Зри в корень (уравнения)!»
Козьма Прутков

УРОК – ПОЛЕ ЧУДЕС
по алгебре в 9 классе по теме:
«Решение целых уравнений».

Цель: подготовить девятиклассников к успешной сдачи ОГЭ.

Задачи:
1. Систематизировать и обобщить способы решения целых уравнений.
2. Продолжить формирование метапредметных умений и навыков школьников.
3. Развивать интеллектуальные и коммуникативные компетентности
учащихся.
4. Воспитывать чувство патриотизма, стремление к изучению истории и культуры своей страны.

Оборудование: ММК.

Оформление: плакат с шифром; плакат с числами, соответствующими номеру уравнения.

План урока.
1) Учащиеся получают задание (на перемене).
2) Создание проблемной ситуации.
3) Решение целых уравнений.
4) Рефлексия.
Ход урока.
1) На перемене учащиеся, входя в класс, выбирают листы А4 пастельных цветов с одинаковыми заданиями (рекомендации здоровье сберегающих технологий).
2) Учитель: «Доброе утро, уважаемые девятиклассники!
Эпиграфом нашего учебного занятия я выбрала известный афоризм Козьмы Пруткова «Зри в корень!». От себя добавила уравнения. Как вы понимаете это изречение? (Дети отвечают). Правильно, надо стремиться во всём увидеть главное. А главным в этом учебном году для вас, конечно, является ГИА. И в 1-й, и во 2-й части «Модуля алгебры» встречаются целые уравнения. Для успешной сдачи экзамена необходимо научиться их решать.
Поэтому тема урока, которая записана и на доске, и на полученных вами листах с заданиями «Решение целых уравнений» важна и актуальна. Слайд 1 (эпиграф, тема). Наше учебное занятие мы проведём в форме «Поля чудес». На доске и у каждого из вас есть шифр, с помощью которого корню уравнения ставится в соответствие буква. Номер уравнения соответствует номеру буквы в высказывании «Поля чудес». Таким образом, выполнив задание, вы расшифруете формулу удачи. И так, начинаем.
3) Проанализируйте все уравнения и выберите те из них, которые можно решить устно.
Слайд 2.

Решим устно.
1) 3x – x2 = 0 (наиб.)

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·наим.)
17) x2 (x — 1) – x(x — 1) = 12(x — 1) (наиб.)

Учитель комментирует ответы детей и записывает расшифрованные буквы под номерами решённых примеров.

Слайд 3.

«Что есть лучшее? Сравнив прошедшее, свести его с настоящим»
Козьма Прутков

Интересная мысль, не правда ли? Продолжаем работать. Какие уравнения можно решить способом замены переменной?

Слайд 4.

7) (x2 – 5x + 4)(x2 – 5x + 6) = 120 (наим.)
13) (x2 + 2x)2 – 2(x2 + 2x) — 3 = 0 (наим.)

(Учащиеся работают у доски, продолжают расшифровывать формула удачи).

Слайд 5.

«БДИ!»

· Козьма Прутков
Будьте внимательны. Приступаем решению уравнений 3-й степени.

Слайд 6.

4) x3 – 7x + 6 = 0 (средний)
15) x3 – 7×2 + 6 = 0 (средний)
12) x3 – 13×2 – 33x+ 45 = 0 (наиб.)

Давайте попытаемся решить целое уравнение 4-й степени.

Слайд 7.

«Всегда держись начеку!»
Козьма Прутков

14) x4 – 5 x3 + 6 x2 — 5x + 1 = 0

Учитель показывает на доске решение уравнения.

Слайд 8.

«Усердие всё превозмогает!»
Козьма Прутков

Домашняя работа

3) y7 — y6 = 64y — 64 (наим.)
9) 2013(x4 – 16×2 + 64)–2012(x2 – 8)–1 = 0 (наиб.)
10) 2×3 + 3×2 – 3x — 2 = 0 (наим.)

4) Оставшиеся буквы вы расшифруете дома, но и без них формулу удачи уже можно прочитать. Есть желающие? «Терпение + труд = успех» Спасибо! Кто знает аналогичные пословицы и поговорки на эту же тему?
Ребята, можно по- разному относиться к следующему афоризму, созданными братьями Жемчужниковыми и Алексеем Толстым. Это они скрываются под псевдонимом Козьмы Пруткова.

Слайд 9.

«Глядя на мир, нельзя не удивляться!»
Козьма Прутков

Я искренне желаю вам удивляться и радоваться этому яркому, многогранному миру. Найти себя в нём и быть счастливыми.
Удачи вам, дети! Счастья, радости, здоровья и любви! Спасибо за урок.

Приложения

1. Задания для учащихся (на А4).

«Зри в корень (уравнения)!» Козьма Прутков.

т
у
е
д
р
и
с
п
н
х

3
-3
Ш
15
-2
-1

·3
1
±
·2
4

1 2 3 4 5 6 7 8 + 9 10 11 12 = 13 14 15 16 17

1) 3x – x2 = 0 (наиб.)
2) 2×2 + 4 = 0
3) y7 — y6 = 64y — 64 (наим.)
4) x3 – 7x + 6 = 0 (средний)
5) 4×2 + x + 16 =0
6) x4 – 4×2 + 4 = 0
7) (x2 – 5x + 4)(x2 – 5x + 6) = 120 (наим.)
8) x4 + 6×2 + 9 = 0
9) 2013(x4 – 16×2 + 64) – 2012(x2 – 8) – 1 = 0 (наиб.)
10) 2×3 + 3×2 – 3x — 2 = 0 (наим.)
11) 63×2 + 126x – 189 = 0 (наим.)
12) x3 – 13×2 – 33x+ 45 = 0 (наиб.)
13) (x2 + 2x)2 – 2(x2 + 2x) — 3 = 0 (наим.)
14) x4 – 5×3 + 6×2 — 5x + 1 = 0
15) x3 – 7×2 + 6 = 0 (средний)
16) 4×2 – 4x + 1 = 0
2x – 1
17) x2 (x — 1) – x(x — 1) = 12(x — 1) (наиб.)

2. Плакат с шифром

т
у
е
д
р
и
с
п
н
х

3
-3
Ш
15
-2
-1

·3
1
±
·2
4

3. Плакат с зашифрованным высказыванием («Поле чудес»).

1 2 3 4 5 6 7 8 + 9 10 11 12 = 13 14 15 16 17
Литература

1. Виленкин «Алгебра -9». Учебник для общеобразовательных школ.
2. Виленкин «Алгебра -9». Учебник для классов с углубленным изучением.
3. К. Прутков «Плоды раздумий»

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector