Творческий проект по изобразительному искусству ТЕМА: » Веер как элемент бытовой культуры высшего общества»

Групповая работа

Творческий проект по изобразительному искусству

ТЕМА:

» Веер как элемент бытовой культуры высшего общества».

 

Руководитель: учитель ИЗО Ережепова М.Н.

Выполнили: учащиеся 6 класса Жумаева М., Татаринова Д., Козлов К., Рабулец А., Дундуков В.

Цель проекта:

        Познакомиться с особенностями устройства веера;

        Понять разницу между повседневным и праздничным веерами;

        Выявить вторичное назначение веера (помимо утилитарного).

 

Задачи проекта:

        Придумать разнообразные формы и способы изготовления из разнообразных материалов веера для повседневного и праздничного использования;

        Придумать разнообразную конструкцию веера, изготовленную из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании;

        Сделать предварительные зарисовки, пробники, а затем макеты вееров;

        Подготовить и сделать устное сообщение-презентацию с демонстрацией полученных результатов.

 

Выполняют проект: учащиеся 6 класса

Обеспечение:

        Разнообразные художественные материалы, бросовые материалы;

        Просмотр слайдов и иллюстративного материала с изображением интересующего объекта исследования;

        Работа с энциклопедическими источниками и др. печатными материалами;

        Посещение выставочных залов и музеев с целью подробного ознакомления с объектами исследования.

Ход учебного проекта:

 

1-й этап.

Рабата с учителем для погружения в тему проекта. Определили тему проекта, остановились на заголовке »Веер как элемент бытовой культуры высшего общества». Поставили цели и задачи решения проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.

Цели и задачи решения проекта названы выше.

Способы  решения выстроили так:

1.     Необходимо прочитать печатные источники;

2.     Прежде чем изготовить макеты, нужно выполнить зарисовку и попробовать выполнить роспись на бумаге и ткани разными художественными материалами.

3.     Придумать веер на основе современных технологий и отделочных материалов.

 

2-й этап.

 

Информация о истории возникновения веера.

 

Веер – это устройство, чаще складное, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой), предназначенное для обмахивания, навевания прохлады.

 

Название веер от немецкого Facher . М. Фасмер считает, что это слово образовано народной этимологией под влиянием старославянского »веять».

Складной веер впервые появился в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части – тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно. Этот тип был перенесен в Западную Европу, а оттуда в 18 веке в Россию.

Повседневный и праздничный веер

 

В создании веера принимали участие лучшие художники своего времени. Вот, например, описание веера для бала: »Модные веера делают из перьев, белых или цвета райской птички, с сквозными перламутровыми косточками; на перьях такого веера бывают золотые арабески и гирлянды незабудок». (»Московский телеграф», 1829, №3, с. 433).

В 19 веке веер позволял судить о семейном положении женщины: »Для балов при белом платье, необходим веер белый, слоновой кости или перламутровый, а для замужних дам кружевной или из страусовых перьев».

В конце 19 века художники »Мира искусства» возродили интерес не только к искусству, но и к бытовой культуре 18 века (многие из них сами расписывали веера).

Повседневный веер был скромным, в основном сделанный из кружевного полотна или шелковой, атласной ткани. Украшением служила вышивка бисером или нитью.

Особый язык веера

 

 

Дамы и кавалеры 18 века вели своеобразных диалог между собой при помощи веера. Этот диалог нельзя было услышать, но можно было подглядеть. Язык веера читался в процессе »разговора», по перемене его положения, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных »листиков».

В бытовой культуре 18 века существовало выражение »махаться» (т.е. вести любовную игру, »роман»). Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах 18 века изображения дам с веером довольно редки, а главное, что веер, как правило, закрыт, т.е. молчит.

Хотя язык веера можно назвать женским языком, его должны были понимать мужчины. Приведем примеры этого языка:

»Я замужем» – говорит отмахиваясь развернутый веер;

»Вы мне безразличны» – закрывается;

»Будьте довольны моей дружбой» – открывается один листик;

»Вы страдаете, я вам сочувствую открываются два листика;

»Можете быть смелы и решительны» – веер держится стрелой;

»Ты мой кумир» – полностью раскрыт.

Цвет веера как язык общения

 

Цвет веера не только подбирался к туалету, но и мог содержать некоторую информацию о настроении владелицы:

Черный – печаль

Красный – радость

Лиловый – смирение

Голубой – постоянство, верность

Желтый – отказ

Коричневый – недолговечное счастье

Черный с белым – разрушенный мир

Розовый с голубым – любовь и верность

Убранный блестками – твердость и доверие.

 

Положение Веера В Руке – Язык Общения

 

Из множества вариантов этого своеобразного языка общения выбираем только тот, который совпадает у большинства авторов:

Чтобы выразить согласие да – следует приложить веер левой рукой к правой щеке;

Нет – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке

Я тебя люблю – правой рукой указать на сердце закрытым веером

Я вас не люблю – сделать закрытым веером движение в сторону

Будьте осторожны, за нами следят – открытым веером дотронуться до левого уха

Не приходи поздно – правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а потом быстро закрыть его

Не приходи сегодня – провести закрытым веером по наружной стороне руки.

                           

                             ( Р.М. Кирсанова Костюм в русской художественной культуре 18-20 в.в. М., 1995г.)

 

 

3-й этап

Мы поставили цель: найти разнообразные способы изготовления веера из разных материалов. В начале своей работы мною были выполнены зарисовки возможных форм и видов вееров. В основу таких зарисовок был положен полукруг и разная конфигурация контурного абриса.

Первая попытка выполнения веера была сделана из обычной бумаги путем складывания »гармошкой». Это было сделано для того, чтобы определить величину веера в развороте и дальнейшее удобство его использования. А так же необходимо было выявить ритмичность повторов конструкции жесткого каркаса (ребро веера – опорный стержень).

Прорисовка узора на ткани приемом технологии »батика» помогло увидеть особенности пространства »свободного поля» и »мертвой зоны». Это дало возможность скорректировать узор таким образом, чтобы в последующем самые красивые элементы не закрывались опорными стержнями и узор просматривался.

Но в процессе подготовки к практической работе (чтение текстовых материалов) мною было выделено, что веер в 18 веке был подвижным. Поэтому дальше мы сделали попытку разработать модель веера с отдельными листочками. Принципом соединения этих листочков стал обычный винт. В качестве украшения такого веера был взят прием рельефного моделирования узора на гофрированной бумаг, а также прием »торцевания».

Творческий итог работы – это придуманный нами веер на основе ранее испробованных приемов работы и внесенной новизны – выкладывание узора при помощи шпагата. В ходе работы над таким веером были сделаны дополнительные усовершенствования (соединила отдельные листочки тканью для целостного восприятия модели и в то же время, модель оставалась подвижной).

Итог:

Данная тема творческого проекта помогла нам оценить красоту придуманных элементов туалета женщины 18 века. Раскрыла многообразие приемов и способов работы, которые могут быть использованы и в других видах моей деятельности, например, подготовка к праздникам, карнавалам, оформлении моего быта.

Групповая работа

Творческий проект по изобразительному искусству

ТЕМА:

«Интерьер твоего дома»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *